В прошлом году на мировом ИТ-рынке произошло событие, которое вполне можно отнести к разряду эпохальных для отрасли, но тем не менее не очень сильно отмеченное аналитиками и лишь вскользь замеченное общественностью. Корпорация Apple закрыла свой очередной финансовый год, завершившийся 24 сентября 2011-го, с поистине выдающимся результатом — доходом от продаж в 108,2 млрд. долл., преодолев планку в 100 млрд. Среди ведущих мировых ИТ-компаний более высокий показатель имеет только HP (см. табл. 1), но она перешагнула 100-миллиардный рубеж еще четыре года назад. А нестареющий ИТ-ветеран IBM смогла перейти этот порог только в прошлом году.

На фоне других

Что же касается ключевого бизнес-показателя — чистой прибыли (а цель любого коммерческого предприятия именно прибыль, доход — это скорее лишь средство в достижении цели), то тут Apple абсолютно вышла вперед, обогнав многолетнего безусловного лидера — компанию Microsoft (cоответственно 25,9 и 23,2 млрд. долл.). Хотя надо отметить, что по отношению прибыли к доходу Редмонд все же пока удерживает первую позицию.

Но самое удивительное, конечно, даже не абсолютные величины, а относительные — темпы роста за последний год: 66% по доходам и 84% по прибыли! Таким скоростям могут позавидовать даже стартапы, начинающие с почти нулевых отметок бизнеса, а для многомиллиардных корпораций это просто выходит за грань самых смелых представлений! И что важно, Apple, кажется, не намерена снижать свои темпы: в первом квартале своего нового финансового года она продемонстрировала еще более рекордные показатели: доход и чистая прибыль составили 46,3 и 13,1 млрд. долл., что выше аналогичных данных годичной давности соответственно на 74 и 118%. Учитывая эти сведения, если на земле не случится что-либо планетарного масштаба, можно точно прогнозировать, что и HP будет уже среди отставших от Apple. Так или иначе, но в начале августа 2011 г. Apple стала самой дорогой компанией мира (340 млрд. долл.), в октябре ее капитализация составила уже 400 млрд. долл., а в феврале 2012-го выросла до 477 млрд. долл.

Что же означает этот финансово-деловой феномен Apple? В чем его причина и что он сулит ИТ-рынку? Дам свою версию ответа на последний вопрос: скорее всего никакого революционного влияния собственно на развитие ИТ-рынков активность Apple не окажет. Точнее, влияние есть и останется, но оно не будет “пропорциональным” росту ее бизнеса. Ведь Apple, в общем-то, сейчас уже вовсе и не ИТ-компания (как и Google с ее также впечатляющими темпами и объемами), во всяком случае в традиционном понимании ИТ-рынка… Попробую пояснить этот довод. Но сначала нужно посмотреть исторический путь развития этой Apple.

Удачный старт, сложное продолжение

Сам по себе выход на рынок компании Apple Computers в 1976-м был отражением качественно нового этапа в развитии ИТ-отрасли. И в данном случае хотелось бы обратить внимание не столько даже на появление компьютеров класса “персональный”, сколько на нацеленность на новых класс потребителей — частных пользователей. Потому что до того ИТ были доступны (и ориентированы на них) только организациям, причем в основном крупным.

Apple довольно быстро вышла в лидеры формирующегося рынка ПК, но после появления IBM PC стала быстро сдавать позиции, имея в виду, конечно, величину своей доли. Бороться со всемирным сообществом (под названием сначала “IBM PC-совместимые”, потом Wintel, а затем x86) ей было не по силам. Причем в 90-е годы Apple стала уступать не только уже объединенному x86-сообществу, но и отдельным его представителям — поставщикам: в 1996 г. компания покинула пятерку ведущих производителей ПК (любого типа) в США, а через год — и в мире.

Почему Apple проиграл рынок сообществу x86 — в целом хорошо известно, этот вопрос изучался с конца 80-х. Отлично работавшая раньше (до 80-х) в области корпоративных (а других и не было) ИТ модель “делаю все сам и собственной архитектуры” в новой сфере персональных компьютеров проиграла распределенной бизнес-модели всемирного распределения труда с участием всех желающих. Парадокс ситуации заключался в том, что “молодая” Apple пыталась использовать на новом ПК-рынке традиционную бизнес-модель IBM, в то время как “заслуженный ветеран” ИТ-движения реализовал качественно новый и для себя, и для рынка подход к продвижению своей продукции.

Однако важно отметить вот какой момент. Развитие рынка персональных компьютеров, изначально, в 70-х, по своей идее ориентированных на частных пользователей, в 80-х пошло в основном по направлению корпоративного применения. Индивидуальные продажи тоже росли, но намного меньше, чем корпоративные поставки, которые составляли подавляющее большинство. Apple не смогла широко выйти со своей продукцией на корпоративный рынок (успехи были только в сфере образования), а в результате потеряла и сегмент частных пользователей (проникновение ПК в дома тогда во многом шло через опыт работы в компаниях).

Отметим, что несмотря на быстрые поначалу успехи личного проекта Стива Джобса по выводу уже именно на корпоративный рынок (но по apple'овской бизнес-модели) компьютеров семейства NeXT, это его дело в результате, в общем-то, тоже завершилось ничем. Впрочем, тут уже не было ничего удивительного: в начала 90-х началось тотальное наступление x86-х на ИТ-рынок, в результате чего они полностью заполонили сегмент рабочих станций, в том числе верхнего уровня, а потом стали быстро продвигаться в сторону серверов. Кстати, Apple тоже пыталась выйти в серверную сферу, но у нее ничего не вышло.

В одном шаге от банкротства

Короче говоря, в 1996 г. Apple была уже явно в кризисном состоянии, на грани банкротства (в 1997-м ее убытки за два года достигли 1,9 млрд. долл.) Правда, проблемы тогда были у многих производителей компьютеров вследствие резкого роста конкуренции, в том числе со стороны азиатских компаний и местных сборщиков ПК. Ушел с рынка заслуженный ветеран DEC, поглощенный Compaq, которая сама после этого продержалась на плаву только год и перешла под крыло HP.

По-видимому, участи быть приобретенной кем-то Apple избежала во многом именно в силу специфики своего положения на рынке, она не могла быть интегрирована в чей-то другой бизнес. Она могла быть только самостоятельной и у нее было два варианта — уйти с рынка или выжить и развиваться. Компания выбрала второй. Причем ей в этом сильно помог лично Билл Гейтс.

В комментариях к истории Apple обычно возрождение связывают с возвращением в 1997-м к руководству компанией (причем главным по маркетингу и бизнесу) одного из ее основателей Стива Джобса. Однако, отдавая должное этому выдающемуся ИТ-деятелю, все-таки не стоит преувеличивать роль личности в истории. Объективный же анализ показывает, что намного важнее как раз в тот момент была поддержка (хотя скорее всего она во многом была сделана именно “под Джобса”) со стороны Microsoft: на Macworld Expo было объявлено, что Microsoft инвестировала 150 млн. долл. в неголосующие акции Apple и что вскоре выйдет новая версия Microsoft Office для Macintosh (Microsoft Office 98 для MacOS был выпущен на два месяца раньше, чем аналогичный продукт для Windows).

Эта новость тогда на рынке была воспринята как настоящая сенсация, поскольку до того у общественности да и у многих экспертов было представление о Microsoft и Apple как о непримиримых, полностью антагонистичных соперниках. В этом шаге Билла Гейтса многие наблюдатели усматривали попытку покупки и таким образом уничтожения конкурента. Кто-то говорил о желании Редмонда если не убить, то получить рычаги влияния на опасного противника. Другие не исключали возможности бескорыстной помощи “собрату по ИТ-поколению 70-х” (хотя в дружеских отношениях Гейтс и Джобс замечены никогда не были).

Сейчас трудно сказать, как оно было на самом деле (возможно, когда-нибудь Билл Гейтс расскажет), но все же наиболее правдоподобной версией представляется то, что Редмондом двигали другие прагматичные деловые идеи: ему нужна была сильная и независимая Apple, причем и в тот момент, и в стратегической перспективе. Этот, конечно же небесспорный, тезис можно пояснить и обосновать, но сейчас мы не будем отвлекаться на него, отметим только, что в тот момент развитие Microsoft шло в направлении, где ее ждали (и уже действовали) совсем иные соперники, и в этой ситуации Apple выступала как хоть и независимый, но все же стратегический партнер.

Инвестированная сумма в 150 млн. долл. и по тем временам была не очень значительной, она даже на десятую долю не покрывала убытки Apple. Но, наверное, это был как раз тот случай, когда важней не сумма денег, а сам факт их вложения, демонстрирующий веру со стороны очень авторитетного ИТ-игрока в будущее Apple. Хотя с большой вероятностью можно предположить, что инвестиции сопровождались определенными договоренностями о координации действий на рынке.

От ИТ к бытовой технике

Заметное изменение в стратегии Apple произошло уже в 1998 г.: компания выпустила реинкарнированную версию своего первого Macintosh 128K формата “все-в-одном” в виде iMac (который многие считают прообразом будущих iPod и iPhone), а три года спустя — новую Mac OS X (тут пригодились разработки NeXT OpenStep). Одновременно Apple двигалась в направлении развития средств работы с мультимедиа, осваивая также выпуск разного рода новых гаджетов (хотя тогда такого слова еще не было) для частных пользователей. Но все же это были тяжелые для компании годы: до 2004-го она фактически боролась за выживание, пережив серьезный спад продаж во время кризиса начала века практически с нулевым уровнем прибыльности (см. рисунок).

Однако как раз в тот момент (в 2001 г.) Apple начала решительное движение в сторону мобильных потребительских устройств, выпустив портативный цифровой аудиоплейер iPod. Именно успех этого устройства помог компании продержаться в трудные годы начала века, а с 2005-го обеспечил уверенный рост доходов и прибыли. Развивалось и ПК-направление, и тут важным моментом стало начало производства в 2006 г. Mac'ов архитектуры Intel, но в целом направление движения Apple уже вполне к этому моменту определилось: мобильные гаждеты и сопутствующие им сервисы.

Это изменение в стратегии Apple было официально зафиксировано в 2007 г.: в названии компании исчезло слово “Computer”, сопровождавшее его более тридцати лет, что ознаменовало смену основного ее фокуса с традиционного для неё рынка компьютерной техники на рынок мобильной электроники. Тогда же было объявлено о выпуске iPhone и Apple TV. Акции компании пошли вверх, одновременно начался ускоренный рост финансовых показателей. В 2010-м вышел планшет iPad, рост продолжался… Отметим, что у Apple опережающими темпами росли международные продажи (вне США) — их доля с 2009 по 2011 гг. увеличилась с 48 до 69%; быстрее всего рос бизнес в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Продажи компьютеров тоже увеличивались, но их доля в структуре бизнеса быстро снижалась (см. табл. 2). В зарубежных СМИ и в отчетах аналитиков Apple перешла из разряда ИТ-компаний в категорию поставщиков бытовой потребительской техники (табл. 3).

Что будет дальше?

После обнародования финансовых итогов последнего квартала прошедшего года в Интернете появились публикации по поводу того, что Apple по всем показателям резко опередила самого динамичного ИТ-игрока последних двух десятилетий — корпорацию Microsoft. Действительно, доходы от iPhone-бизнеса Apple за три отчетных месяца обогнали продажи “всей Microsoft” за этот же период: 24,4 и 20,9 млрд. долл. соответственно. По прибыли — еще более сильное превосходство: 13,1 (по всему бизнесу Apple) против 7,99 млрд. долл. у Microsoft.

Да, это так. Но какие из этого можно сделать выводы?

Безусловно, можно констатировать, что рынок мобильных средств и, наверное, бытовой электроники развивается намного быстрее, чем рынок ИТ. Но каково соотношение этих рынков в абсолютных величинах — уже не столь очевидно. Наверное, ИТ-рынок все же существенно больше, и, возможно, это продлится еще долго.

Если в 80-е и даже 90-е потребительский сегмент занимал на ИТ-рынке относительно небольшую долю и носил некий вторичный по отношению к корпоративному характер, то сейчас это конечно же вполне самостоятельный, крупный по размерам рынок, оказывающий влияние на развитие отрасли в целом. Например, если раньше частный пользователь дома работал на таком же ПК, как на службе, то теперь виден обратный процесс: он на работе применяет то, что купил сначала для дома.

Конечно, Apple — это один из лидеров потребительского “мобильно-бытового” рынка, причем яркий и перспективный. Но все же отметим, что рост продаж компании определяется не только ее собственными заслугами, но в более значительной степени увеличением объема рынка в целом. А это увеличение, в свою очередь, объясняется, например, и тем, что как раз сейчас идет массовый переход пользователей от обычных сотовых телефонов к смартфонам. Apple тут точно “попала в струю”, более того — точно спрогнозировала появление этой “струи”. Но надо отметить, что при мощном росте iPhone-бизнеса доля Apple, по данным аналитиков, на рынке смартфонов все же за 2011-й немного сократилась: с 16,6 до 15% (впереди — Samsung). А среди мобильных платформ лидирует Android, которая за год смогла увеличить долю вдвое и в 2011—м перейти рубеж в 50%.

Куда вкладывать средства инвесторам? Конечно, “мобильно-бытовое” направление выглядит намного привлекательнее, чем ИТ. А вот в какую именно компанию (скажем, Apple, Google или Samsung) — это уже вопрос. К тому же прогнозировать, продолжится ли рост капитализации на этом рынке, тоже не так-то просто.

В какие сферы нужно двигаться стартапам? Разумеется, новые и быстрорастущие направления являются более перспективными и доходными. Но там и риски выше…

Нужно ли традиционным ИТ-игрокам “бросать всё” и кидаться на освоение нового направления экономики? Односложный ответ тут, скорее, выглядит так: нет, не нужно. Но необходимо продолжать заниматься своими делами с учетом новых реалий и развития новых направлений. Хотя, конечно, тут есть много нюансов и конкретные рекомендации можно давать только в каждом конкретном случае.

А как же Microsoft, которая много лет (с самого начала) сражается с, мягко говоря, сильно переменными успехами? Microsoft — это исключение из ИТ-правил, очень специфическая компания (потому и занимает уникальную позицию на рынке), про нее нужно говорить отдельно. Она, безусловно, будет продолжать борьбу за свое место и будет иметь свои 5—25%. Но нужно понимать, что Microsoft — это корпоративный ИТ-поставщик, “мобильно-бытовое” направление для нее играет чисто вспомогательную роль, и доля “5—25” ее в целом вполне устраивает.

Сможет ли Apple выйти за выбранные рамки своей деятельности, вернуть себе статус ИТ-поставщика, выйти сколь-нибудь широко на корпоративный ИТ-рынок со своими компьютерами, айфонами и айпадами? Прогнозы давать — дело неблагодарное, рискованное. Но все же рискну.

Вернуться в ИТ-отрасль ей все же не удастся, даже несмотря на видимые успехи, в том числе и Mac'ов. На корпоративный рынок она сможет выйти, но очень нешироко и, возможно, ненадолго.

Но у нее и без того разных направлений развития будет предостаточно.

Таблица 1. Финансовые показатели ключевых игроков мирового ИТ-рынка
Компания Дата окончания последнего финансового года Доход, млрд. долл. Рост дохода за год,% Чистая прибыль, млрд. долл.
HP 31.10.11 127,2 1 8,8
Apple 24.09.11 108,2 66 25,9
IBM 31.12.11 106,9 7 13,6
Microsoft 30.06.11 69,9 12 23,2
Oracle 31.05.11 35,6 33 8,5
EMC 31.12.11 20,0 18 2,5
Google 31.12.11 37,9 29 9,7

Таблица 2. Изменение структуры продаж Apple за четыре года
Продажи, млрд. долл.
Направление 4 кв. 2007 4 кв. 2011
Настольные ПК 1,198 1,687
Портативные ПК 1,917 4,585
Всего компьютеры 3,115 6,272
iPod 1,619 1,103
Другие музыкальные продукты и услуги 0,601 1,678
iPhone и сопутствующие продукту и услуги 0,489 10,980
Периферия и разные устройства 0,353 0,640
ПО, услуги и другие продажи 0,429 0,729
Всего не-компьютеры 3,491 21,998
Всего 6,606 28,270

Источник: www.apple.com

Таблица 3. Изменение структуры продаж Apple за последние два квартала
Вид продукции Продажи за квартал
Штуки, млн. Годовой рост,% Штуки, млн. Годовой рост,%
Окончание квартала — 24.09.11 Окончание квартала — 24.12.11
iPhone 17,7 21 37,04 128
iPad 11,12 116 15,43 111
Mac 4,89 26 5,2 26
iPod 6,62 ­27 15,4 ­ 21

Источник: www.apple.com