По весьма характерной традиции последних трех лет очередной календарный год завершается объявлением предварительных итогов работы фирмы “1С”, а новый открывается представлением результатов деятельности российского офиса Microsoft, которая при этом анонсирует и предварительные оценки IDC по всему отечественному ИТ-рынку.

Данные IDC таковы: в целом рынок в прошедшем году вырос на 19,7%, а его софтверная составляющая — более чем на 22%. При этом темп роста бизнеса Microsoft соответствовал росту рынка ПО.

Со своей стороны президент Microsoft в России Николай Прянишников оценил прошедший год как “отличный”. Особо он отметил позитивное развитие бизнеса в регионах, сообщив, что продажи продуктов компании там растут динамичнее, чем в Москве. За последние 10 лет были открыты офисы и представительства в семидесяти городах страны, а количество региональных сотрудников и специалистов, привлеченных по контракту, выросло в 25 раз. Благодаря усилиям компании, направленным на популяризацию облачной модели использования ИТ, отмечается рост интереса регионов к облачным сервисам. Заключены первые соглашения по использованию Office 365 (Enterprise Agreement) как с коммерческими, так и с государственными организациями, например с администрацией Пермского края.

В плане структуры продаж отмечен растущий спрос в различных сегментах: росла популярность решений по управлению бизнес-процессами, бизнес-решений, а также систем для объединенных коммуникаций и совместной работы. Существенно повысился спрос на средства управления инфраструктурой и приложениями, на технологии для построения частного облака на базе Hyper-V.

В качестве иллюстрации данной тенденции было приведено соглашение Microsoft с “Лабораторией Касперского”, которое призвано обеспечить стандартизацию глобальной ИТ-инфраструктуры компании. Оно предполагает поставку нового ПО для более чем 2100 компьютеров, развертывание единой инфраструктуры на четырёхстах с лишним серверах, а также создание частного облака в дата-центрах ЛК.

Кроме того, Microsoft отмечает рост сегмента ИТ-услуг: в 2011-м было реализовано более двухсот сервисных проектов, на 41% увеличилось количество крупных российских компаний, воспользовавшихся услугой премьер-поддержки, в том числе и сервисами Premier Mission Critical, которые в нашей стране стали доступными с прошлого года.

В России Microsoft продолжает делать инвестиции в развитие инновационной экономики в целом и российской ИТ-индустрии в частности. Ключевыми шагами на этом пути в 2011 г. стали дальнейшее развитие сотрудничества с фондом “Сколково”, расширение программы по поддержке инновационных стартапов (восемь начинающих компаний получили гранты на общую сумму 525 тыс. долл.), участие Microsoft в проекте “Ростелекома” по созданию национальной облачной платформы. Было также подписано соглашение с ЮНЕСКО по сотрудничеству в области образования, компания приняла участие в создании портала “Российские победы и победители”, запущенного по инициативе Минкомсвязи, и получила статус официального поставщика оргкомитета “Сочи-2014”.

Важным итогом прошедшего года для Microsoft явилось развитие онлайновых и облачных сервисов. Именно в 2011-м в России стало доступно большинство наиболее популярных облачных сервисов корпорации. Ряд заказчиков уже перевели часть своих сервисов на платформу Windows Azure и оценили преимущества работы в облаке. Например, “Медиалогия” смогла в два раза сократить время вывода новых продуктов на рынок, а ABBYY планирует, переводя в облако четверть миллиона пользователей своих услуг, сократить расходы на поддержку сервиса в полтора раза.

В прошедшем году Microsoft перевела свой стратегический фокус на потребительский сегмент рынка как в мире, так и в России. В рамках этой стратегии были разработаны интегрированные маркетинговые кампании, проводилась активная работа с широким кругом розничных сетей: охвачено более 3000 магазинов в 120 городах, обучено более 8000 продавцов.

По мнению корпорации, наиболее ярким событием прошлого года был выход на российский рынок Windows Phone 7. При этом Россия — одна из первых стран, где стала доступна последняя, полностью локализованная версия этой мобильной ОС Microsoft, известная под названием Mango.

Как обычно, Николай Прянишников отметил усилия по развитию партнерской экосистемы Microsoft в России. Например, 1 марта 2011 г. компания перешла на рублёвый прайс-лист при взаиморасчётах с российскими партнёрами. Важным проектом, демонстрирующим особую заботу о российских пользователях, стал также проект по сопровождению отмены перехода на “зимнее” время. Еще в августе минувшего года Microsoft выпустила программные обновления для своих ОС и пакетов офисных приложений, отражающие эту отмену.