Особенность ИТ заключается в том, что в этой сфере вуз дает только базовую подготовку, а вот постигать тонкости профессии придется потом постоянно, возможно, даже после выхода на пенсию. Почему так происходит — не требует особых пояснений: такова динамика модернизации ИТ. И тем не менее в этом непрерывном процессе обучения периодически возникают некоторые волны, связанные со сменой историко-технологических фаз развития отрасли. По-видимому, именно сейчас мы переживаем такой переломный момент перехода от традиционной онпремис-модели использования ИТ к облачным моделям.

Наверное, отражением этого стал и тот факт, что на прошедшей в ноябре 2011 г. конференции Microsoft TechEd 2011 Russia наряду с широким обсуждением сугубо технических вопросов значительное внимание было уделено теме обучения и сертификации специалистов. С сообщениями об этом на мероприятии выступил генеральный директор Microsoft Learning Лутц Зиоб, с которым побеседовал обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.

PC Week: Тема обучения и переподготовки ИТ-специалистов никогда не теряет актуальности. Но все же, какие изменения происходят сейчас в этой сфере?

Лутц Зиоб: “Обучение в течение всей своей жизни” — этот изначальный принцип ИТ-отрасли сегодня распространяется и на многие другие профессии. Вообще, идея постоянного обучения была высказана еще в незапамятные времена, как минимум в эпоху Возрождения и средние века, но фактически она оставалась лишь словами, реально в своей жизни ее применял очень узкий круг людей. Кажется, эти принципы стали практически обязательными с середины прошлого века именно в компьютерной отрасли.

Если вначале использовался термин “повышение квалификации”, подразумевающий во многом то, что обучение было нужно для карьерного роста, для продвижения по служебной лестнице, то сейчас мы говорим просто “обучение”, имея в виду, что это необходимо даже если вы находитесь на одной и той же служебной позиции. И еще есть важный аспект: раньше обычной схемой было то, что человек оставался верным своей выбранной в юности специальности всю жизнь. Сейчас почти нормой является довольно регулярная смена сферы профессиональной деятельности.

Второй важный момент заключается в том, что ИТ являются всепроникающими технологиями, становятся такими же обязательными для всех средствами, как умение читать, писать, считать. Те или иные знания и навыки в области ИТ нужны почти всем профессиям, в том числе, например, медсестрам и сантехникам, не говоря уже об офисных сотрудниках.

В целом, конечно, можно и нужно говорить о повышении актуальности постоянного ИТ-обучения — и ИТ-специалистов, и ИТ-пользователей, поскольку темпы развития ИТ постоянно растут, обновления происходят еще быстрее, чем двадцать, а тем более сорок лет назад. Но я бы сейчас сделал акцент на другую сторону вопроса — на весьма радикальные, можно даже сказать революционные изменения в технологиях и методах обучения, которые начались еще лет десять назад, но как раз сейчас находятся в фазе реального проникновения на рынок. Я бы даже сделал сравнение происходящего сейчас с настоящей революцией в области распространения знаний, которая произошла в средние века с появлением книгопечатания. Речь идет о принципиально новых возможностях масштабирования качественного преподавания с помощью все тех же современных ИТ.

PC Week: Давайте посмотрим, как все эти важные изменения реализуются на примере курсов обучения Microsoft. При этом, как я понимаю, здесь есть два аспекта: чему учить и как учить.

Л. З.: Вы очень точно выделили эти два момента. Начну по порядку, с первого. Microsoft — одна из тех компаний, кто во многом определяет, как технологии могут быть использованы почти во всех сферах нашей жизни, включая в том числе работу и развлечения. При этом компания имеет довольно четкое представление, что будут представлять собой ИТ через пять и даже более лет.

Я начал работать в Microsoft примерно 10 лет назад. В тот момент мы прогнозировали, что через несколько лет только появившиеся тогда смартфоны будут обладать мощностью ПК того времени, но будут намного более доступными, в том числе по ценовым характеристикам. И примерно тогда же мы начали готовить обучающие курсы, связанные с разработкой и использованием таких мобильных устройств. И я могу утверждать, что люди, которые заблаговременно освоили мобильные технологии, в том числе с помощью наших курсов, сегодня совершенно точно найдут себе работу и имеют заметные преимущества перед другими соискателями на вакансии.

В своих методических материалах, размещенных и на наших сайтах, мы не просто предлагаем курсы, но помогаем спланировать людям свое развитие, фактически консультируем в сфере профессиональной ориентации, помогая им понять, что будет востребовано в будущем и что нужно сделать, чтобы им стать востребованными. В частности, там есть своеобразные “дорожные” карты (roadmaps) повышения квалификации по определенным профессиям. Например, мы считаем, что уже через два года на рынке будут очень нужны такие новые сегодня специальности, как стюард по данным или менеджер по облачным услугам. Учиться этому можно, а кому-то и нужно уже сегодня.

Я уже говорил, что ИТ нужны сегодня всем, повышать свои знания и навыки нужно и ИТ-специалистам, и пользователям. Раньше у нас была система сертификации только для специалистов, но уже довольно давно существует подобная система и для пользователей, “офисных специалистов”. Так вот, четыре-пять лет назад у нас на один сертификат для пользователей приходилось около пяти таких документов для ИТ-профессионалов. А сейчас вместо соотношения 1:5 мы имеем 1,3:1, и этот показатель быстро растет. Я недавно общался в США с лесорубом, который сказал мне, что ему пришлось получить сертификат по умению работы с Excel для того, чтобы сохранить свою должность бригадира.

PC Week: А какие изменения происходят в методах преподавания?

Л. З.: В целом можно выделить два основных варианта обучения: под руководством и при непосредственном контакте с преподавателем, обычно находясь с ним в одном помещении, и самостоятельно с помощью книг, пособий и разного рода других средств. Эти два способы сохранятся и в будущем, но сейчас к ним добавляются еще два метода.

Один из них называется мобильно-модульное обучение по требованию. На самом деле многие из нас используют его каждый день, когда ищут нужную информацию в Интернете, ответы на возникшие именно сейчас вопросы. В обычном случае на каждую интересующую вас тему уходит 10—20 мин. У себя в Microsoft мы используем проактивный подход к такому обучению, заранее создавая определенные тематические учебные модули. Для этого мы предлагаем механизмы типа wiki, которые уже доказали свою эффективность и хорошо знакомы многим пользователям.

Этот же способ хорошо подходит для подготовки к сертификационным экзаменам. В таком случае можно через смартфон изучать “учебные закуски” (learning snack) — небольшие фрагменты учебных материалов по определенным темам, осваиваемые, возможно, в рабочих перерывах или во время поездок, даже в момент стояния в автомобильных пробках. Хитростью тут является необходимость подготовки таких “закусок”, чтобы, будучи короткими по времени, они включали бы рассмотрение некоторого законченного вопроса.

Собственно, этот пример хорошо показывает расшифровку термина “мобильно-модульное по требованию": в любом месте, небольшими порциями и когда в этом возникла необходимость или подвернулась возможность. Мы в Microsoft Learning используем эту технологию обучения как стратегический инструмент, с помощью которого мы можем достучаться до более широкого круга потенциальных клиентов и в более короткие сроки.

Второй новый способ обучения — это то, что мы называем “виртуальные классы и смешанное обучение”. Мне лично кажется, что именно тут можно увидеть качественные изменения в обучении. Качество обучения в очень сильной степени зависит от личности преподавателя, его квалификации и, что даже важнее, его приверженности этой работе. И не нужно пояснять, что все люди, в том числе и преподаватели, разные. Причем уровнем квалификации мы можем как-то управлять, а вот его увлеченностью и вдохновением — почти нет. Короче говоря, доля “ярких преподавателей” не так велика, как этого хотелось бы.

Так что идея проста: чтобы обучаемый сам мог выбрать себе преподавателя. Именно ее реализуют виртуальные методы, позволяя расширить аудиторию для конкретного лектора в несколько десятков раз, исключив посещение классной комнаты, фактически стерев все географические ограничения.

Вот уже год, как в Microsoft Learning есть формат, называемый Jump Start (“старт прыжком”). Мы выбрали двух “вдохновляющих” тренеров, которые общаются с аудиторией в очном режиме. Но при этом им помогают несколько преподавателей, которые общаются с учащимися только в письменной форме. Доступ к такому формату обучения, когда курсы длятся один-три дня, могут получить через наш сайт люди со всего мира. Самый маленький такой виртуальный класс насчитывал около 300 слушателей, самый большой — 2200 человек. Мы всегда проводим опрос учащихся на предмет их удовлетворенности обучением, и в данном варианте 60—80% опрошенных отметили высокое качество курсов. Короче говоря, известно, что качество обучения напрямую зависит от качества преподавания, и теперь ИТ позволяют нам резко расширить доступ именно к качественному преподаванию.

PC Week: Означает ли это, что при таком подходе отпадает необходимость в ваших партнерах по обучению?

Л. З.: Ни в коем случае! То, что мы делаем сами, — это, скорее, демонстрация партнерам, как можно и нужно работать сегодня. Я уже не говорю о национальных аспектах обучения, в том числе языковых, но даже в США ни о каком исключении обучающих партнеров не может быть и речи. В России у нас сейчас около 50 таких партнеров, а общее число учебных центров около 90 по всей стране. Мы предлагаем этим компаниям проходить обучение по нашим курсам в новых форматах на английском языке, чтобы потом распространять их дальше на русском.

PC Week: Иметь квалификацию и знания — это одно, а реализовать их при получении работы и для карьерного роста — это другое. Помогаете ли вы своим слушателям во втором аспекте проблемы?

Л. З.: Да, конечно. Прежде всего, все наши курсы включают не только теорию, но и большой объем практических, лабораторных занятий. Кроме того, у нас есть такой формат, как Microsoft Certified Career Conference — онлайн-конференция по сертификации и карьере, в рамках которой мы помогаем ориентироваться на рынке труда, предоставляем разного рода рекомендации по “продаже себя”, например, как вести себя на интервью при приеме на работе или в какой форме лучше говорить с работодателем о повышении своей зарплаты. Конференция идет на английском языке 24 часа с повторением некоторых докладов (участникам также предоставляются записи докладов).

PC Week: Еще один вопрос, актуальный для нашей страны: как распределяются усилия и роли в плане обучения персонала между работодателем и его сотрудниками?

Л. З.: Краткий общий ответ: инициатива должна идти от сотрудника, а компания должна брать на себя оплату обучения. В целом подход к своему карьерному росту, и это особенно хорошо видно в США, должен заключаться в том, что ему следует постоянно заниматься собственным развитием, рассматривая себя неким частным предпринимателем, даже работая по найму. Вот смотрите, мы в ИТ последнее время говорим о консьюмеризации, имея в виду настройку систем под конкретного пользователя. То же самое происходит сегодня в отношениях между работодателем и его сотрудниками — персонализация отношений, что в том числе касается разнообразных вопросов социального обеспечения. Так вот, что интересно: наряду с такими традиционными персональными счетами, как медицинское и пенсионное страхование, сейчас в Америке есть движение, направленное на то, чтобы у каждого человека был аналогичный счет для поддержки его обучения и переподготовки.

PC Week: Спасибо за беседу.