Если оценивать события прошедшего года на российском ИТ-рынке, то, наверное, одним основных стал старт проекта — при всей его непонятности, а порой и просто загадочности — по созданию Национальной программной платформы (НПП). В течение всего года я пытался отслеживать ход этого проекта, написал серию статьей и сериал постов в блоге нашего еженедельника, и все же искренне могу сказать, что данная тема— что же хотят ее инициаторы получить в результате и когда — пока покрыта во многом пеленой таинственности. Но одно можно точно сказать: процесс пошел и, очевидно, будет продолжаться.

В целом идея тут достаточно ясна: еще два-три года назад руководство страны в качестве одной из линий ИТ-стратегии выбрало курс на более широкое использование СПО, имея в виду в первую очередь в качестве сферы его применения систему управления государством, а именно — федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ). Мы сейчас оставляем в стороне вопрос, насколько целесообразен и реалистичен такой путь. Да, конечно, курс на СПО во многом отвечает некоторым мировым тенденциям, его берут за основу многие, в том числе европейские страны, но проблема только в том, что нужно учитывать национальную специфику, ведь, как известно, “что немцу хорошо, то русскому смерть”.

Тем не менее планы по созданию НПП были закреплены в принятой в октябре 2010 г. государственной программе “Информационное общество” (2011—2020), двумя месяцами спустя был утвержден план перехода ФОИВ на СПО, в апреле 2011-го был утвержден подготовленный Минэкономразвития перечень национальных технологических платформ, куда вошла и НПП. Весной же активность в этом направлении начал проявлять концерн “Сириус”, который летом объявил о создании бизнес-партнерства под названием НПП. В августе Минкомсвязи объявило о проведении конкурса по созданию НПП (хотя, возможно, не самой НПП, а ее прототипа), его выиграла компания “ПингВин Софтвер”, а в самый канун 2012 г. было объявлено, что министерство приняло сданную в сентябре работу.

Повторюсь: вопросов по теме НПП много — и по тому, что делалось, и по тому, что будет делаться. Но сейчас хотелось бы обратить внимание только на один аспект: участие в создании и продвижении всей этой идеи “автоматизации ФОИВ” разработчиков прикладного ПО, в первую очередь — поставщиков СЭД-решений.

Сразу утончим: кажется, еще полтора-два года назад чиновники поняли, что охватить спектр задач автоматизации системы государственного управления лишь с помощью СПО будет не очень реально, и потому скорректировали свою стратегию, сказав, что НПП будет включать также и проприетарное ПО российских разработчиков. (Опять же замечу, что исключение из списка поставщиков зарубежного проприетарного ПО выглядит довольно наивным, но это — тема другого обсуждения.) Вот под этим углом зрения давайте посмотрим на то, что же сегодня включает принятая Минкомсвязи программная платформа (см. таблицу).

Конечно, опять же не очень понятно, в чем заключается смысл сбора этих, существующих на рынке самих по себе, продуктов и решений в одну таблицу. Например, тот же браузер Firefox хорошо известен и широко применяется всеми желающими, независимо от включения или невключения его в состав НПП.

Но давайте вернемся к исходной постановке задачи: автоматизация деятельности ФОИВ. Как ни крути, но все же такая автоматизация выполняется с помощью не системного, а прикладного ПО. И более того: главное средство тут — системы электронного документооборота. Почему же так скуден состав “единого пакета прикладного ПО"? Почему бухгалтерское ПО представлено лишь неизвестной на рынке системой iceB, а поддержка документооборота — далеко не самой популярной NauDoc?

Вроде бы тут есть очевидный ответ: это только начало строительства НПП, а начинать нужно с базовых компонентов. Однако такой ответ представляется принципиально неверным, точнее, не приближающим нас к созданию — если мы этого действительно хотим — некоторой программной платформы для автоматизации организаций и предприятий. Приведу аналогию: строительство дома начинается с разработки его проекта в целом, а не с сооружения фундамента, после чего начинают думать, чтобы такое на нем построить. Создание ИТ-систем происходит в общем-то так же.

Можно предположить, что данный этап НПП был связан с проведением некоторой инвентаризации уже существующих СПО-решений для создания “стержня” платформы в целом. Вполне возможно, что, скажем, “1С:Бухгалтерия” не попала в него, поскольку не удовлетворяет критериями “свободного ПО” (хотя будет очень интересно посмотреть, как удастся заставить перейти отделы бухгалтерии ФОИВ с “1С” на iceB). Но почему в этот набор не вошла вполне свободная Alfresco, о которой последние года два много говорят на российском рынке? И самое главное: почему тут нет той самой “типовой СЭД на базе СПО”, созданной в конце 2009-го компанией “АйТи” по заказу самого Минкомсвязи? Ведь это решение “на все сто” ложится в русло НПП и разрабатывалось, как можно было понять из технического задания, именно для тиражирования в правительственных структурах?

Перечень эти вопросов можно продолжать… В новом, 2012-м будем также продолжать искать на них ответы.

Варианты создания и эксплуатации НПП (источник: “ПингВин Софтвер”, декабрь 2012 г.)
ПО Включено в прототип Рекомендовано добавить в будущем
Операционные системы РОСА, “МСВСфера”, “Нау Линукс" ALT Linux, Ubuntu
СУБД PostgeSQL MySQL, HyTech
Система сборки "РОСА-Фундамент” на базе среды сборки ABF, для ОС “МСВСфера” — средство разработки 1.0 на базе Koji "Сизиф”, OBS
Система публичного доступа "РОСА — Единое окно” на базе urpmi, “МСВСфера открытая Репозиторий 1.5” на базе Spacewalk Портальная система для обеспечения доступа и поддержка жизненного цикла технической поддержки пользователей
Единый пакет прикладного ПО Офисный пакет: LibreOffice
Финансово-бухгалтерское ПО: iceB
ПО для поддержки документооборота: NauDoc
ПО для работы в сети Интернет: Mozilla Firefox, Mozilla Thunderbird
ПО для разработки интернет-сайтов ФОИВ: Apache, PHP/Perl/Python, nginx, Drupal, BlueFish
CRM-решения, BI-решения, геоинформационная система, программные средства защиты, графическое и издательское ПО, ПО для дистанционного обучения, ПО управления проектами