В любой быстро развивающейся компании наступает момент, когда становится очевидным, что ранее реализованные ИТ-решения уже не удовлетворяют потребности бизнеса и нужно принимать принципиальное решение об их замене новыми, современными, которые обеспечат компании запас прочности в плане поддержки бизнеса со стороны ИТ на годы вперед. Такая ситуация назрела и в “АстраЗенека Россия” — отечественном филиале международной биофармацевтической компании, нацеленной на исследование, развитие и коммерческое использование рецептурных препаратов. Компания работает в таких терапевтических областях, как кардиология, пульмонология, онкология, неврология и психиатрия, гастроэнтерология и др.

Сегодня в штате “АстраЗенека Россия” насчитывается около 1200 сотрудников. Причем порядка 85% сотрудников — это те, кто большую часть рабочего времени проводит вне офиса, встречаясь с представителями органов здравоохранения и клиентами или посещая различные мероприятия. Поэтому их нужно обеспечить всей необходимой информацией и инструментами для эффективного взаимодействия с клиентами, другими сотрудниками и проектными группами, что предполагает использование технологий удаленного доступа к корпоративным ресурсам и эффективных средств коммуникации.

В новый офис с новой инфраструктурой

Импульсом к созданию в компании новой информационно-коммуникационной инфраструктуры стало принятое руководством “АстраЗенека Россия” во второй половине 2010 г. решение о переезде в новый офис в Москве в связи с увеличением штата и расширением объемов деятельности. Как пояснил Илья Зырянов, руководитель отдела ИТ-поддержки и информационной инфраструктуры “АстраЗенека Россия”, на базе использовавшихся в старом офисе технических средств нельзя было реализовать ряд современных сервисов для построения эффективных коммуникаций. В частности, они не позволяли создать в необходимой конфигурации контакт-центр для службы технической поддержки. Кроме того, компания была заинтересована в конвергенции мобильной и стационарной телефонии, чтобы вне офиса сотрудники имели полноценную корпоративную связь. В этом случае можно было бы рассчитывать на повышение их трудовой эффективности.

“Была поставлена задача создать в новом офисе современную телекоммуникационную инфраструктуру, причем для гораздо большего числа сотрудников — порядка 400 против 200 ранее, — рассказал Илья Зырянов. — Соответственно возникла необходимость в современных технологических решениях для построения сетей связи и передачи данных с объединением систем в единую среду. При этом главная цель проекта состояла в том, чтобы упростить управление бизнес-процессами, подключить мобильных сотрудников и сократить операционные расходы на поддержку информационной инфраструктуры”.

Для выбора решения и интегратора в “АстраЗенека” предусмотрен четкий процесс: ИТ-департамент подробно формулирует проектные требования и совместно с бизнес-подразделениями разрабатывает тендерные задания. В конкурсе на выполнение проекта приняли участие четыре крупных интегратора. Победителем стала компания TopS BI, накопившая к тому времени большой опыт реализации проектов в области телекоммуникационной инфраструктуры и унифицированных коммуникаций на предприятиях различного профиля.

Проект с нуля

“АстраЗенека” поставила перед партнером по реализации проекта довольно жёсткие требования по срокам его выполнения, так как рассчитывала заехать в новый офис с уже готовой к использованию инфраструктурой. Что касается выбора технического решения и поставщика оборудования, то после совместного обсуждения целей и задач проекта специалистами заказчика и интегратора ставка была сделана на решения Cisco. “Среди очевидных преимуществ решений этого производителя — гарантия высокого качества, — пояснил Илья Зырянов. — Кроме того, TopS BI, как крупный партнер Cisco, смогла получить у вендора для нас индивидуальные ценовые условия”.

В качестве основы для новой ИТ-инфраструктуры в московском офисе “АстраЗенека Россия” были выбраны коммутаторы Cisco Catalyst, на базе которых специалисты TopS BI построили высокопроизводительную локальную вычислительную сеть (более 700 портов Ethernet). А с помощью Cisco Unified Communications Manager для сотрудников офиса была реализована система унифицированных коммуникаций — интегрированный комплекс продуктов и приложений для связи и передачи данных, позволяющая поддерживать коллективную работу и оптимизировать бизнес-процессы компании.

Проектная команда также итегрировала новое решение с корпоративным LDAP-каталогом, в результате чего были расширены возможности обработки вызовов и реализованы функции использования переадресации, голосовой почты, внутренней и мобильной связи как единой системы, а также организации аудиоконференций. Кроме того, для службы технической поддержки создан внутренний контакт-центр на базе решения Cisco Unified Contact Center Express.

Итоги, планы на завтра

Свой первый рабочий день в новом московском офисе сотрудники “АстраЗенека Россия” провели уже с использованием построенной TopS BI интфраструктуры. При этом, как утверждает заказчик, перевод пользователей со старой АТС на новую систему связи прошел без перерывов в их работе.

К этом моменту ИТ-служба заказчика провела предварительное обучение сотрудников: предоставила пользователям новой системы необходимые обучающие материалы и организовала небольшие тренинги. “Наиболее продвинутые пользователи уже в первый день, испытав возможности системы, посылали нам благодарственные отзывы”, — вспоминает Илья Зырянов.

Но главный результат проекта внедрения передовых телекоммуникаций, по его словам, состоит в том, что компания быстро получила экономический эффект. В частности, благодаря объединению московского и новосибирского офисов в единую сеть удалось минимизировать затраты на междугороднюю связь, обеспечив при этом полноценное взаимодействие центрального офиса с сотрудниками удаленных регионов.

Российское отделение “АстраЗенека” продолжает развиваться. К концу года планируется открыть еще один региональный офис в Краснодаре и новый центр по биоинформатике и прогностической медицине в Санкт-Петербурге, которые тоже будут подключены к единой коммуникационной сети компании.

Параллельно в компании осваивают и дополнительные функциональные возможности новой коммуникационной среды. Так, в ближайшее время предполагается активно использовать расширенные возможности факса и голосовой почты, реализованные во внешнем контакт-центре. Кроме того, по словам Ильи Зырянова, сейчас прорабатывается проект внедрения на базе решения Cisco функционала софтфона (программного IP-телефона). Компания уже закупила десять лицензий и активно тестирует возможности данного сервиса, рассчитывая в дальнейшем за счет использования видеосвязи сократить число командировок сотрудников в удаленные регионы для проведения внутренних встреч и совещаний.

“Расширяя функционал новой инфраструктуры, — пояснил Илья Зырянов, — “АстраЗенека” намерена построить максимально эффективную систему коммуникаций — в рамках каждой рабочей группы, между разными группами и сотрудниками различных подразделений компании, а также с клиентами”.