Google находится в эпицентре мобильных патентных войн — ее операционная система Android вызвала к жизни множество судебных исков (в том числе и встречных).

В зависимости от ангажированности человека, компанию воспринимают либо жертвой конкурентных козней, либо вором чужих идей и технологий.

Патентный поверенный Google Тим Портер в интервью The Chronicles утверждает, что патентная система в США не работает. Всё потому, что патентное ведомство США регистрировало в большом количестве неоригинальные или избыточно размытые идеи под видом изобретений. Это неизбежно привело к той правовой драме, которая разворачивается сейчас на наших глазах.

Уже ни у кого не вызывает сомнения, что Android стал очень распространенной и успешной операционной системой в мире. Продвигаемая Google как свободная от лицензионных отчислений, Android позволила таким вендорам, как HTC, Motorola и Samsung поставлять на потребительский рынок устройства, которые могли бы на равных конкурировать с устройствами Apple.

Согласно недавнему докладу Nielsen, на сегодня Android уже занимает 43% рынка ОС для смартфонов, iOS и Blackberry OS — 28 и 18% соответственно.

Сложность для Android состоит в том, что такие гиганты, как Oracle, Apple и Microsoft, считают, что данная ОС нарушает запатентованные ими ранее технологии. Oracle подает на Google в суд напрямую, в то время как Apple и Microsoft подали в суд на компании, которые производят смартфоны на базе Android, требуя вынесения предписания о запрете прямых продаж этих устройств или выплаты лицензионных отчислений.

Не так давно вектор борьбы опять отчасти сместился от судебных баталий к патентному фронту, потому что основные игроки старались по максимуму скупать интеллектуальный пул у таких компаний, как Novell и Nortel. Предложенная Google ставка за патентный пул вышеозначенных компаний была значительно меньше, чем смогла предложить группа компаний, в числе которых оказались в том числе Apple, Microsoft и RIM. Объединение разрозненных участников торгов за патенты Novell и Nortel в группу вызвало раздражение Google, заставив последнюю предположить о заговоре против нее.

Google была вынуждена обратиться с запросом к регулирующим органам на предмет рассмотрения легитимности данной сделки. В своем официальном блоге Google в очень эмоциональных и резких чертах выразилась о том, что конкуренты объединяются, чтобы навязать “налог на Android”, пользуясь при этом какими-то “сомнительными патентами”. В более общепринятом смысле это означало, что интеллектуальная собственность в настоящее время используется, чтобы препятствовать, а не способствовать внедрению инноваций.

В интервью Портер заметил, что судебные баталии отнимают массу времени и ресурсов, которые могли бы пойти во благо общества в иной ситуации. Вот фрагменты этого интервью.

The Chronicles: Давайте поговорим о Microsoft. Они подали в суд на некоторых из ваших партнёров (Android-лицензиатов) и оказывали давление на других, утверждая, что те нарушают их патенты, которые охватывают важные части ПО. Что вы думаете об этом?

Тим Портер: К сожалению, вы даже не знаете, какие патенты нарушаете, пока проходит судебный процесс. Это означает, что нужно сделать трудный выбор: продолжать бороться или договариваться. Это та тактика, которую Microsoft уже использовала в прошлом, например с Linux. Когда чужие решения начинают проявлять признаки активности на рынке ПО или демонстрировать признаки коммерческого успеха, как это происходит сейчас с Android, Microsoft использует свой богатый патентный портфолио, чтобы получить доход от успешных продуктов своих конкурентов.

The Chronicles: Вы считаете, что ПО должно патентоваться или же нет?

Т. П.: Многие согласятся с тем, что патентная система сегодня не работает и есть большое количество патентов на ПО, тяжбы по которым продолжаются десять или даже пятнадцать лет.

То, что казалось очевидным много лет, узаконил верховный суд США, призвав патентных экспертов использовать здравый смысл. Патенты написаны чрезмерно расплывчато и охватывают в описаниях максимально возможное количество спецификаций. И вот в своем стремлении запатентовать все, что только возможно, компании начинают претендовать уже на саму идею (которая не подлежит патентованию в принципе). Таким образом, патенты используются для препятствованию инновациям или для “снятия сливок” с успешного на рынке продукта.

The Chronicles: Apple подала в суд на некоторых ваших партнеров, в том числе HTC и Samsung. Еще в сентябре Google продала несколько патентов HTC, которые та в свою очередь использовала против Apple. Как вы можете прокомментировать это?

Т. П.: Мы уже говорили, что наша позиция такова, что мы будем агрессивно защищать своих партнеров и экосистему Android в целом. Эта сделка выступает частью общего плана защиты.

The Chronicles: Итак, где нужно очертить линию между тем, где находится защита инноваций, а где начинается просто патентный троллинг?

Т. П.: Действительно, это дилемма, которая будет решаться в судах и патентным ведомством США. Правовая система наконец должна запретить патентовать то, что является очевидным. Мы должны выработать реальные стандарты для патентования, а сами патенты должны стать формой собственности. Система будет работать, если у нее будут четко очерчены границы. Кроме того, убытки, судебные запреты и средства правовой защиты должны быть пропорциональны стоимости изобретения.

The Chronicles: Google пыталась купить несколько патентных портфелей, в том числе Nortel. Можете ли вы рассказать о цели такого рода приобретений? Не будет ли это началом полномасштабных “военных” действий с гарантированным взаимным уничтожением сторон?

Т. П.: Справедливости ради стоит отметить, что одним из наиболее эффективных методов реагирования на патентную угрозу — это владение собственным патентным портфелем. Google — компания относительно молодая, поэтому мы имеем гораздо меньший патентный портфель, чем другие. Так что это утверждение имеет под собой основу, а покупка патентов у других компаний отражает наши намерения в области собственной защиты.