Глобальная сеть развивается ускоренными темпами, чему в немалой степени способствуют новые решения для веб-разработки, в том числе социальных сетей. О последних достижениях в этой области, о бизнес-моделях и некоторых особенностях веб-решений, о проблемах и перспективах их внедрения на отечественном рынке ПО шла речь на октябрьской московской конференции “.тостер {веб-разработка}”, организатором которой выступила компания “Тематические Медиа”.

Своим опытом разработки и продвижения на рынке интересных решений поделились с участниками форума ведущие специалисты Facebook, GitHub, Microsoft, Yammer и “Одноклассников”. Наибольший интерес слушателей был проявлен к решениям, представленным Facebook.

“Социальный бизнес”

Менеджер по развитию Facebook в России, Польше, Корее и Восточной Европе Ангела Цэ напомнила, что число активных пользователей социальной сети Facebook превысило 800 млн. За последние три месяца социальная сеть подросла на 50 млн.человек, количество ежедневных посещений -- до 500 млн. “В России за последние год-полтора нам удалось вырасти практически с нуля до 5 млн. пользователей”, -- сказала она. Все дата-центры компании расположены на территории США. Первый дата-центр за пределами США компания планирует построить в Швеции.

Ангела Цэ обозначила действия компании на российском рынке в нескольких бизнес-направлениях. Наиболее выгодная и основная статья дохода — это извлечение прибыли от рекламы, ориентированной не только на группы пользователей (возраст, пол, предпочтения и т. п.), но и на конкретных людей (на основе анализа поисковых запросов, публикаций, круга общения и пр.). Такой подход реализуется на платформе Facebook с помощью социальных приложений (social apps) принципиально нового типа, разработанных с использованием обновленного компонента Open Graph (открытый граф — раскрывающий взаимосвязи между объектами в сети). У пользователей при этом формируется новый профиль, через который они получают дополнительные удобства: через приложения с “открытым графом” для них, например, открывается возможность быстрого доступа к медиаконтенту в сети Facebook и обмена им с партнерами. В компании считают, что повышению удобства работы в сети и привлечению новых пользователей будут способствовать и другие нововведения, такие как функция Timeline, позволяющая собирать все события из его жизни на одной странице, располагая их в хронологическом порядке, более совершенная эргономика интерфейса и т. п.

Однако в ходе конференции среди ее участников высказывалось мнение, что введение новых профилей в интерфейс Facebook (вообщем-то не отличающийся большой интуитивностью в настройках) может не упростить, а усложнить работу пользователей в этой сети, по крайней мере на первом этапе освоения.

Другая статья дополнительных доходов компании — это 30%-ная комиссия с оплаты, которую пользователи производят в сети Facebook через Qiwi-кошелек (главным образом за игры).

Социальные приложения могут создавать как независимые разработчики, так и программисты Facebook. Сторонним разработчикам предоставляются (после авторизации) не только инструментальные средства и доступ к платформе Facebook на бесплатной основе, но и возможность тестировать созданные приложения в реальной среде, что имеет принципиальное значение при выпуске программного продукта.

Facebook рассматривает российский рынок как весьма перспективный, здесь уже достигнуты заметные коммерческие успехи, однако их размеры в цифрах не раскрываются. Ангела Цэ выразила уверенность в успешном развитии бизнеса Facebook в нашей стране в первую очередь за счет роста числа пользователей в сети. Сомневаться в этом не приходится: ведь бизнес американского гиганта решил поддержать сам российский президент, открыв в Facebook свой блог, привлекающий (по понятным причинам) свежие силы русскоязычной аудитории (на каждый пост приходится по нескольку сотен комментариев, только на ознакомление с которыми, по-видимому, должна уходить значительная доля рабочего времени блогера).

Еще одна статья доходов компании — увеличение количества совместных проектов с российскими фирмами, проявляющих к сети Facebook повышенный интерес. Такое внимание обусловлено тем, что одним из трендов успешного продвижения компаний в Интернете сегодня являются социальные сети: такие фирмы рассматривают их в качестве маркетинговой площадки. В этом направлении Facebook работает с рядом российских компаний, интегрируя их решения на свою платформу. Так, 24 октября у банка ВТБ (“Группа ВТБ”) появилась собственная страница в Facebook. Часть размещенного на ней контента доступна всем без авторизации, однако для доступа (по ссылке) к эксклюзивным материалам банка пользователю придется авторизоваться.

На форуме отмечалось, что специалисты Facebook недавно разработали два веб-проекта для компаний “РИА-Новости” и “Афиша.ру” с использованием новой технологии Open Graph. Однако, по словам инженера Facebook Гарета Морриса, они требуют определённой доработки, связанной, главным образом, с необходимостью адекватного перевода некоторых терминов.

Кроме того, предприниматели могут использовать открытую социальную сеть Facebook для бизнеса. Для этого бизнесмен может на своей странице разместить ссылки на страницы своих партнеров, конечно, при их согласии и обмениваться с ними информацией.

Что касается закрытых социальных интранет-сетей для предприятий, то их создания и продвижения, как заявляют в Facebook, компания не планирует.

Однако такая заметная и прибыльная ниша корпоративных социальных сетей, видимо, не останется незаполненной. Руководитель отдела разработки в Yammer Мэтью Ирниссе обозначил намерение компании Yammer, которая накопила значительный опыт в создании и внедрении корпоративных социальных интранет-сетей (этим сервисом пользуются порядка 80 тыс. западных компаний), развивать этот бизнес и в нашей стране.

Стремительно развиваются и отечественные социальные сети, хотя пока их роль в бизнесе не столь заметна. Например, согласно финансовому отчету за 2010 г., опубликованному компанией Mail.Ru Group, которой принадлежит одна из крупнейших социальных сетей Рунета “Одноклассники”, доход этого социального сервиса по сравнению с 2009 г. вырос на 47,5%, или на 68,9 млн. долл., а чистая прибыль — примерно на 50% и 31,6 млн. долл.; показатель EBITDA (Earnings Before Interest, Tax, Depreciation and Amortization -- прибыль за вычетом обслуживания долга, амортизационных отчислений и налога на прибыль) составил 45,4 млн. долл. Бизнес-модель этого сервиса подразумевает значительную часть доходов от платных услуг.

Новые средства веб-разработки

Игроки на рынке инструментария для веб-разработки уверены в его дальнейшем развитии и, стараясь не оказаться в аутсайдерах, выводят на этот рынок новые решения, которым на форуме уделялось первостепенное внимание в практическом плане: эксперты давали примеры разработки веб-приложений в реальном времени — непосредственно в ходе презентаций, что соответствовало ожиданиям веб-разработчиков, которые составляли основную часть аудитории.

Так, г-н Ирниссе продемонстрировал на форуме разработку в реальном времени веб-приложений с помощью NodeJS — нового I/O-фреймворка для серверного JavaScript. Он отметил, что NodeJS, основанный на событийной модели, использует интерпретатор JavaScript V8 (компании Google) и асинхронные API, позволяющие создавать высокопроизводительные масштабируемые приложения на JavaScript. Основной особенностью NodeJS, кроме полной асинхронности, является его однопоточная событийная модель: все операции выполняются на сервере в одном и том же потоке ОС, даже если к серверу одновременно подключены тысячи пользователей.

Microsoft, стараясь не обойти своим вниманием ни одну ключевую нишу на рынке ПО, выпустила новое решение WebMatrix, предназначенное для быстрой разработки веб-приложений. С особенностями его применения познакомил аудиторию специалист корпорации по веб-разработке Владимир Юнев. WebMatrix включает движок ASP.NET Web Pages, инструмент автоматической настройки веб-приложений Web Platform Installer, механизм быстрой публикации Web Deploy и средство для проверки качества поисковой оптимизации веб-сайта SEO Optimization Toolkit. Владимир Юнев показал, как WebMatrix можно использовать для PHP- и NodeJS-проектов. Так, начинающий веб-разработчик с помощью WebMatrix может легко (не заботясь о настройке IIS и т. п.) создать простое приложение, а профессионал — использовать WebMatrix для централизованного управления проектами и решения таких типовых задач, как СЕО-отчеты, развертывание приложений и пр.