Сегодня в гостях нашей традиционной рубрики “Кто он, современный ИТ-руководитель?” представитель организации, услугами которой хотя бы раз пользовались многие жители нашей страны, — Международного аэропорта Шереметьево. За последние несколько лет инфраструктура аэропорта претерпела масштабную модернизацию: введены в эксплуатацию три новых пассажирских терминала, построена железнодорожная станция “Аэроэкспресс”, позволившая открыть прямое сообщение между Белорусским вокзалом и аэропортом, реконструирована вторая взлетно-посадочная полоса. Результатом этих преобразований стало увеличение ежегодной пропускной способности с 12 до 35 млн. пассажиров в год, а сам аэропорт Шереметьево является теперь самым крупным по площади аэропортовым комплексом страны. О том, какую роль играют ИТ в развитии аэропорта и какие задачи приходится решать ИТ-специалистам, в беседе с научным редактором PC Week/RE Ольгой Павловой рассказал руководитель дирекции по информационным технологиям ОАО “Международный аэропорт Шереметьево” Игорь Хохлов.

PC Week: Каковы, на ваш взгляд, особенности применения ИТ в авиационной отрасли?

Игорь Хохлов: Мне сложно сравнивать авиацию с другими отраслями, поскольку всю свою сознательную жизнь — с 1982 г. — я работаю в этой сфере, благодаря чему знаком с технологиями и авиаперевозчиков, и аэропортов, и хэндлинговых компаний, занимающихся наземным обслуживанием авиарейсов.

Традиционно в авиационной отрасли наиболее востребованы самые современные ИТ-достижения, что, впрочем, характерно сегодня и для других высокотехнологичных областей деятельности, например для банковского дела. Вместе с тем основным отличием нашей отрасли я считаю то, что она является сервисной, ориентированной не на производство товарной продукции, а на предоставление комплексных услуг пассажирам, авиакомпаниям, а также всем участникам авиатранспортных процессов по всему миру. Следовательно, используемые нами технологии должны быть многофункциональными и всеобъемлющими.

Другая особенность состоит в большом количестве различных критических ситуаций, вызванных внешними причинами. Хотя все наши процессы чётко отлажены и работают по установленным технологиям и стандартам, они подвержены влиянию множества факторов — начиная от погодных условий, извержений вулканов и заканчивая забастовками и другими политическими ситуациями. В результате весь тонкий механизм авиатранспортной деятельности по всему миру может нарушиться в любой момент. ИТ должны помогать не только своевременно информировать лиц, принимающих решения, но и предлагать оптимальные решения на основе комплексного моделирования.

В настоящее время в авиапредприятиях активно внедряются системы управления ресурсами, когда не просто диспетчер решает, что делать в изменившейся ситуации, а сами системы, просчитав все возможные варианты, предлагают ему подходящее решение. Допустим, произошла задержка рейса на 15—20 минут, а это может привести к изменениям в цепочке предоставляемых услуг, в том числе к выделению другой стоянки воздушному судну, других бригад для его обслуживания, перераспределению трансферных пассажиров на другие рейсы или размещению их в гостиницах, а при более длительных задержках — к изменению планов движения самолетов авиакомпаний и расписаний рейсов других аэропортов. Таким образом, информационные технологии должны помогать оптимально реагировать на отклонения, способствовать эффективному урегулированию сбойных ситуаций, а также предоставлять возможность анализа и совершенствования бизнес процессов.

PC Week: Как за годы вашей работы в авиационной отрасли изменилось использование ИТ?

И. Х.: В 1980-х в авиации информационные технологии в основном использовались для бронирования и продажи авиаперевозок и отображения информации для пассажиров и служб. “Аэрофлот”, например, активно использовал российскую систему “Сирена” и международную SITA Gabriel. В 1980 г. был построен терминал “Шереметьево-2”, оборудованный системами регистрации авиапассажиров, служебной и пассажирской информации. В залах ожидания были установлены табло, на которых перелистывались сведения о рейсах, а на стойках регистрации были установлены персональные компьютеры, позволяющие печатать посадочные талоны.

Для сравнения стоит побывать в недавно построенных терминалах Е и D, которые входят в единый южный терминальный комплекс аэропорта Шереметьево. Терминалы оборудованы по последнему слову техники. В частности, там есть современные системы самостоятельной регистрации пассажиров — киоски самообслуживания, реализована возможность регистрации с помощью мобильного телефона при условии, что авиакомпания предоставляет такую услугу. Для этого пассажир, подъезжая к аэропорту в машине или на аэроэкспрессе, может в своем мобильном телефоне с сайта авиакомпании ввести свои данные и получить в ответ специальный двумерный штриховой код. По прибытии в аэропорт ему достаточно прислонить мобильный телефон к считывателю, и система пропустит его на борт. Более того, можно за 24 часа до рейса зарегистрироваться прямо из дома на своем компьютере и распечатать на обычном листе бумаги посадочный талон. При этом в системе регистрации за пассажиром бронируется определенное посадочное место, и, приехав в аэропорт, он может сразу пройти и паспортный контроль, и контроль безопасности, но только если у него нет багажа. При наличии же багажа он может воспользоваться специальной стойкой Drop-off, где очередь существенно меньше.

Информация о расписании рейсов доступна на мониторах и табло аэропорта, веб-сайтах и мобильных телефонах, в голосовых сообщениях.

PC Week: А какое ПО обеспечивает внедрение подобных новшеств?

И. Х.: Мы используем разные ИТ-решения. Изначально, конечно, ориентировались на международные продукты, апробированные в других аэропортах, как то: системы регистрации, бронирования, отображения информации. Сегодня у нас есть собственная разработка — производственная база данных аэропорта AODB “Синхрон”, созданная нашими программистами и являющаяся централизованным источником информации о рейсах.

Я могу с уверенностью сказать, что благодаря детальной проработке она вполне может конкурировать по полноте функций с аналогичными иностранными системами. Это признание мы получили на конференциях Международной ассоциации авиаперевозчиков (International Air Transport Association, IATA).

Здесь надо отметить, что рынок отечественных ИТ-решений, предназначенных для поддержки деятельности аэропортов, пока еще, к сожалению, недостаточно развит. В России триста аэропортов, из них около четырнадцати имеют объем авиаперевозок, превышающий 1 млн. пассажиров в год, и каждый решает свои задачи тем или иным образом. У большинства аэропортов нет финансовых возможностей приобретать западные продукты, поэтому они занимаются самостоятельными разработками. Важно отметить, что разработка программного обеспечения происходит в тесном взаимодействии с производственными подразделениями, где есть постановщики задач и специалисты, которые до тонкостей знают бизнес-процессы. Они же проводят тестирование предлагаемых ИТ-решений. Поэтому любой создаваемый у нас программный продукт является результатом совместного труда производственных подразделений и разработчиков ПО.

PC Week: А что еще находится в вашем ведении?

И. Х.: Хозяйство у нас большое — в аэропорту имеется свыше 1,5 тыс. компьютеров, объединенных локальной вычислительной сетью. И дирекция по информационным технологиям отвечает за все программные приложения, которые работают на этих компьютерных устройствах, в том числе и за информационную безопасность. Кроме того, мы отвечаем за системы связи (у нас есть своя цифровая АТС на 10 тыс. номеров); системы поддержки диспетчерской прямой связи; системы оповещения (всё, что пассажиры слышат и видят в терминалах); системы промышленного телевидения. Мы же обеспечиваем поддержку систем безопасности и досмотра пассажиров, включая интроскопы и металлодетекторы.

Плюс к тому на нашей ответственности лежит поддержка инфраструктуры ключевых предприятий, работающих на территории аэропорта, — в частности “Аэрофлота” и Управления воздушным движением [УВД]. Для пограничных и таможенных служб мы оказываем определенные услуги предоставления каналов связи. И наконец, предприятиям, которые не входят в нашу формальную организационную структуру, предоставляем услуги локальной вычислительной сети, телефонии и пр.

PC Week: В чём заключается стратегия развития ИТ в аэропорту “Шереметьево”?

И. Х.: Сложно точно определить, что такое ИТ-стратегия. Если под этим понимать некое видение развития ИТ на несколько ближайших лет, то подобного рода документы мы начали составлять с помощью консультантов из США с конца 1990-х. Это являлось частью проекта технической помощи, который в то время реализовало у нас Агентство торговли и развития правительства США. Приглашенный исполнитель, американская компания ARINC, помог нам сделать обзор сложившейся ситуации в области ИТ и спрогнозировать, какие решения предстоит внедрить в течение ближайших лет. Результат данной работы стал определенным ориентиром для нашего развития.

Сегодня мы активно участвуем в работе международных организаций, таких как IATA и Международная ассоциация гражданских аэропортов (International Civil Airports Association, ICAA). Кроме того, компания SITA, специализирующаяся на внедрении ИТ в гражданской авиации, совместно с журналом Airline Business и Ассоциацией аэропортов Европы проводят ежегодные опросы, называемые Airport IT Trends. Мы регулярно участвуем в них и в обмен на свои ответы получаем информацию о направлениях развития ИТ во многих ведущих аэропортах мира. Это дает нам возможность при внесении изменений в свою ИТ-стратегию учитывать глобальные тенденции.

Надо отметить также, что в последние годы у нас в стране стали особое внимание уделять инновациям. Поэтому в рамках разработки программы инновационного развития — причем не только в области ИТ, но и в целом — мы пригласили компанию PricewaterhouseCoopers для проведения технологического аудита состояния аэропорта и выработки рекомендаций по формированию данной программы. В ходе этой работы проводится сравнение аэропорта Шереметьево с аэропортами Франкфурта, Мюнхена, Вены. Такое сравнение стало возможным благодаря масштабным преобразованиям, осуществленным у нас за последние три года. Однако здесь есть определенные сложности, связанные с тем, что пассажиропотоки в центре Европы гораздо больше, чем сегодня у нас.

Невозможно развиваться в замкнутом пространстве — обязательно нужно изучать опыт коллег, особенно если у них есть какие-либо передовые наработки. Сейчас мы занимаемся проектом создания ситуационного центра в “Шереметьеве” и благодаря участию в разных международных конференциях получили много интересной информации из аэропортов Далласа, Мадрида, Мюнхена, Йоханнесбурга, Цюриха и Лос-Анджелеса. Мы поддерживаем прямые контакты с ИТ-руководителями, ведем активную переписку и обмен материалами. Не изучив современных решений, я убежден, невозможно построить нормальную эффективную систему.

PC Week: Как при этом строятся взаимоотношения ИТ-подразделения с бизнесом?

И. Х.: С интенсивным развитием ИТ их роль в современных аэропортах становится ключевой, и помимо обеспечения работы других подразделений, они существенно влияют на эффективность и развитие аэропорта в целом. Взаимоотношения ИТ и бизнеса во многом зависят от конкретных людей и внутренних политик. ИТ помогают бизнесу принимать эффективные решения на основе моделирования и анализа бизнес-процессов. Сам я понимаю бизнес не понаслышке. В 1991 г., закончив курсы представителей “Аэрофлота”, я пришел на работу в коммерческую дирекцию этой авиакомпании, где занимался задачами в области развития финансовой системы аэропорта и ее автоматизации. Тогда в “Аэрофлоте” был реализован ряд проектов, в частности с ирландской авиакомпанией Aer Lingus и банком Allied Irish Bank, по разработке рекомендаций по совершенствованию финансовой системы. Затем в 1992 г. я закончил курсы бухгалтерского учета в Сиэтле, ориентированные на изучение и внедрение международных стандартов бухгалтерского учета и управленческой отчетности.

Именно поэтому я стараюсь, чтобы все наши ИТ-специалисты тоже жили жизнью бизнеса. ИТ-руководитель должен хорошо знать специфику работы аэропорта, не ограничиваясь только знаниями в области локальных вычислительных сетей, управления информацией, баз данных, компьютерной техники и программного обеспечения.

Более того, нужно изучать не только отрасль, в которой работаешь, но и смежные, поскольку решения зачастую находятся именно там. Например, мы все прекрасно понимаем, что будущее за электронными взаиморасчетами и мобильной связью. Это приводит к принципиальным изменениям бизнес-процессов оплаты и предоставления услуг пассажирам и клиентам грузовых авиаперевозок.

PC Week: Что сегодня мешает вам в вашей работе?

И. Х.: Прежде всего, мешают консервативные подходы отдельных сотрудников и руководителей и их сопротивление тем изменениям, которые приносят ИТ в их деятельность. Тем временем именно эти изменения в конечном счете приводят к оптимизации работы и увеличению производственных и финансовых показателей аэропорта. При наличии острой конкуренции с другими авиапредприятиями и нацеленности руководства предприятия на реализацию амбициозных планов удается преодолевать сопротивление и внедрять самые современные системы.

Еще одним отрицательным фактором является ведомственная разобщенность участников процессов, приводящая к тому, что при возникновении проблемных ситуаций основной целью является поиск виноватого.

В последнее время ведущие аэропорты мира начали активно внедрять технологию совместного принятия решений, обеспечивающую взаимодействие между УВД, авиа- и хэндлинговыми компаниями, аэропортом и другими подразделениями, участвующими в авиаперевозочном процессе. Сегодня каждый участник этого процесса использует свои системы, которые в разной степени интегрированы. В нашем случае аэропортовая база данных используется всеми участниками для координации их действий. Следующим шагом в совместном принятии решений является создание ситуационного центра, в который будут приглашены координаторы ключевых подразделений, и поэтапная интеграция информационных систем. В настоящее время из аэропортовой базы данных “Синхрон” диспетчеры УВД получают информацию о готовности рейсов, которая необходима им для формирования очереди на вылет, а зимой — для формирования очереди на противообледенительную обработку. Аналогичной информацией обладают авиакомпании, предприятия, занимающиеся противообледенительной обработкой, и аэропорт. За счет этого значительно сокращается непродуктивное время ожидания, количество сжигаемого топлива и экономится ресурс авиадвигателей.

Внедрение технологий совместного принятия решений в авиационных предприятиях четко соответствует целям и задачам этой отрасти, позволяет обеспечить высокое качество предоставляемых услуг и эффективное использование ресурсов и инфраструктуры.

PC Week: Спасибо за беседу.