1 октября в России должно произойти важное, можно даже сказать, знаковое событие, затрагивающее принципы государственного управления и внедрения ИТ в систему автоматизации государственного аппарата (впрочем, эти две категории взаимосвязаны). Именно с этой даты вступает в силу пункт 2 статьи 7 федерального Закона 210 (210-ФЗ) от 27.07.2010 “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг ” (в его последней редакции с учетом внесенных в него многочисленных поправок с момента принятие базового вариант закона), которая гласит:

“Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

1.2) представления документов и информации, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций…”

Это положение означает, что заявители (физические и юридические лица) не обязаны будут бегать по разными ведомствам, собирая пакет документов, необходимых для получения госуслуги в том или ином госоргане. Естественным выводом из этого является то, что функция сбора нужной информации переходит на сам орган, предоставляющий услуги. Идея простая и даже очевидная, но при этом весьма радикально затрагивающая схемы функционирования госаппарата страны и являющаяся хорошей проверкой эффективности работы системы государственного управления в целом.

В первоначальном варианте закона новая норма должна была быть введена 1 июля 2011 г. Однако довольно скоро стало понятно, что перестроить работу госаппарата к этому времени не удастся, поэтому срок ее ввода в действие был законодательно перенесен: на 1 октября 2011 г. для федеральных органов власти и на 1 июля 2012 г. для региональных и муниципальных органов.

Как же госаппарат собирается решать перекладываемые на него с плеч “заявителей ” функции? В принципе 210-ФЗ на этот счет ничего категорически не говорит, так что ведомства вполне могут использовать письменные запросы или курьерскую службу. Но только такой вариант слабо реализуем — Почта России может просто не справиться с потоком писем, а в курьерском варианте придется нанимать на эту работы полнаселения страны. Вполне очевидно, что решением может быть только использование современных ИТ, разумеется, в сочетании с реинженирингом — возможно весьма радикальным — существующих деловых процессов.

Примечательно, что в первом действующем варианте ФЗ-210 об организации межведомственного взаимодействия ничего не говорилось. Но с 01.07.2011 в нем появилась новая статья 7.1 “Требования к межведомственному информационному взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг”, в пункте 1 которой сказано:

“1. Предоставление документов и информации… осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия…”

Хотя сказано “в том числе”, но в целом всем понятно, что именно СМЭВ должна быть основным, а в недалеком будущем и, возможно, единственным, механизмом общения ведомствам между собой при предоставлении госуслуг.

Итак, до 1 октября осталось уже совсем немного времени. Готовы ли наши федеральные органы к выполнению положений ФЗ-210? Директор департамента информационных технологий и связи правительства РФ Алексей Попов, фактический руководитель этого проекта в целом, отвечает на этот вопрос утвердительно. Свое мнение он высказал на прошедшей в конце августа конференции “Актуальные вопросы перехода на межведомственное электронное взаимодействие. Практический опыт”, выступив там с докладом “Текущее состояние мероприятий по переходу на межведомственное взаимодействие. Планируемые результаты. Ближайшие задачи”.

Отметим сразу, что в этом выступлении, да и на конференции в целом, технические аспекты реализации СМЭВ фактически не рассматривались, тематика мероприятия была сконцентрирована больше на организационно-правовых вопросах. Но все же рассказ о проблематике СМЭВ нужно начать именно с ИТ-архитектуры системы.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что СМЭВ и МЭДО ( система межведомственного электронного документооборота, реализуемая под эгидой Федеральной службы охраны для федеральных правительственных органов), — это две совершенно разные системы (путаница в этих понятиях существует до сих пор среди как чиновников, так и ИТ-экспертов), нацеленные на решение различных задач и реализуемые на различных архитектурно-технологических принципах. МЭДО — это обеспечение взаимодействия ведомственных СЭД путем довольно простого обмена документами по защищенной электронной почте. МСЭВ — это качественно иной уровень решения вопросов взаимодействия информационных систем в автоматическом режиме на базе сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) с использованием технологий и стандартов Web Services.

Концепция SOA хорошо известна на ИТ-рынке, ее продвижение ведущими ИТ-постащиками началось еще в середине 2000-х, при этом несколько лет в отрасли шли активные дискуссии о реалистичности и эффективности этих идей. В целом отраслевой опыт ответил положительно на эти вопросы, хотя было признано и то, что пока SOA занимает на рынке, скорее, нишевые позиции. Вместе с тем эксперты достаточно единодушно отмечают, что движение в сторону SOA — это долгосрочная тенденция развития ИТ (в том числе в сочетании с облачными моделями вычислений) и сфера ее применения будет неуклонно расширяться. Проект СМЭВ наглядно демонстрирует правоту таких суждений.

По сути СМЭВ — это реализация SOA-системы на федеральном уровне, когда шина обмена данными класса ESB (Enterprise Service Bus) объединяет не просто подразделения внутри одного предприятия, а автономные организации в рамках гигантской корпорации под названием “государство”. По некоторым сведениям (к сожалению, информации на этот счет очень мало) именно такая система электронного взаимодействия уже была ранее внедрена в Москве на базе технологий Oracle и теперь именно эти средства используются в федеральной СМЭВ. (Отметим, что Oracle была одним из спонсоров нынешней конференции и представила там интересный доклад об опыте реализации подобных масштабных проектов за рубежом, про российские дела не говорилось). В целом ответственным за технические аспекты реализации федеральной СМЭВ является Минкомсвязи, которое еще в конце прошлого года опубликовало технические требования к СМЭВ, тогда же система должна была быть запущена в промышленную эксплуатацию генеральным подрядчиком проекта — Ростелекомом.

Отвечая на вопрос о технической готовности СМЭВ, Алексей Попов высказал мнение, что с этой стороны никаких проблем пока не предвидится, в том числе по безопасности, доступности и пропускной способности ESB-шины. Сегодня основной круг проблем лежит в прикладной, “ведомственной” части системы, причем больше в организационно-методической плоскости, а не на уровне технологий.

Об обсуждении этих вопросов на конференции мы расскажем в следующих публикациях.