В прошлом году рынок ИТ-обучения хоть и вырос, но незначительно. По оценке “Академии АйТи”, полученной путем опроса учебных центров, его объем увеличился менее чем на 10% и восстановления после кризиса еще не произошло.

Ректор “Академии АйТи” Игорь Морозов объяснил медленное восстановление инерционностью рынка: “В 2009-м было очень глубокое падение — по нашим оценкам, более чем вдвое. Оживление в области ИТ-проектов началось только в прошлом году, а обучение идет вслед за проектами”. Из-за спада число работающих учебных центров резко сократилось. На рынке остались лишь несколько крупных центров и пара-тройка активных вендоров, считает Игорь Морозов. Таким образом, кризис привел к консолидации.

“Академия АйТи” заработала в 2010/2011-м учебном году 358 млн. руб., что несколько больше, чем годом ранее . Игорь Морозов не скрывает, что основная доля получена от госсектора: “Порядка 60% дохода пришлось на государственные проекты. В последние годы государство остается нашим самым крупным заказчиком”.

И хотя за этот период “Академия АйТи” реализовала порядка 1200 коммерческих проектов, по масштабу они не могли сравниться с государственными. “В прошлом году в коммерческом сегменте особого подъема не наблюдалось, — поделился наблюдениями Игорь Морозов. — В кризис рынок сжался, и потребности клиентов упростились. Если в 2008-м заказчики ставили очень разнообразные задачи в области повышения квалификации и уделяли большое внимание оценке эффективности обучения, то сейчас основная часть этой деятельности сокращена и заказы на обучение в основном поступают по двум направлениям: обучение инфраструктурного персонала по стандартным курсам и проектное обучение, связанное с внедрением ИТ-проектов”. Но он отметил сдвиги в положительную сторону: “В прошлом году пошли ИТ-проекты и сразу появились заказы на обучение”.

Что касается бизнес-обучения, то это направление особенно сильно пострадало от кризиса. “В 2009-м наборы в бизнес-школы катастрофически упали, спад был даже больше, чем в ИТ-обучении, — сказал Игорь Морозов. — Но причина не только в кризисе, а также в потере доверия к бизнес-школам, вызванном перекосом в сторону теоретических знаний в ущерб практическому опыту”.

В ситуации спада рынка большое значение приобретают крупные проекты, которые заказывает государство. В минувшем учебном году “Академия АйТи” выполнила несколько таких заказов. Самым масштабным был проект повышения квалификации работников судов по заказу фонда “Бюро экономического анализа” на сумму 100 млн. руб. В ходе его реализации очное обучение по технологиям Microsoft и Oracle прошли более 700 человек в 15 городах РФ, а заочное еще продолжается. Более 1200 человек уже прошли подготовку, до конца будет обучено еще свыше 900 человек.

Два других проекта, выполненных по заказу Минобрнауки, имеют социальное значение. Первый направлен на обучение основам компьютерной грамотности работников бюджетной сферы Ханты-Мансийского автономного округа (10 тыс. человек), а второй — на повышение квалификации 340 жителей шахтерского города Гуково (Ростовская область) по специальности “Предпринимательская деятельность” в рамках концепции модернизации моногородов.

Кроме того, вместе с учеными МГУ им. М. В. Ломоносова и Белгородского университета “Академия АйТи” реализует программу в области нанобиотехнологий и параллельно ведет проект по информационному сопровождению портала portalnano.ru, посвященного нанотехнологиям.

По словам Игоря Морозова, эти проекты могли бы стать главными двигателями роста дохода, но в августе появился новый. “Академия АйТи” выиграла конкурс на реализацию проекта по развитию электронных образовательных ресурсов (“ЭОР-11”), который запустило Минобрнауки. Работа продлится до декабря будущего года, а сумма контракта составит 198 млн. руб. На сегодняшний день это крупнейший образовательный проект в России.

Предусмотрено обучение более 60 тыс. учителей по всей России в области использования ЭОР в образовательной деятельности. Будут разработаны дистанционные курсы, проведено обучение по очным и дистанционным программам, создан образовательный портал, обеспечивающий консультационную и методическую поддержку учащихся.

Своими силами “Академия АйТи” не сможет справиться с таким объемом работ, ведь в ней работает всего 200 человек. “Для крупных проектов мы привлекаем дополнительные силы, — объяснил Игорь Морозов. — Например, для “ЭОР-11” планируем пригласить 1600 преподавателей, которых мы подготовим в ходе реализации этой программы”.

Но выполнить такие масштабные проекты не просто, поскольку помимо чисто образовательных задач приходится решать массу организационных вопросов. “Наше основное внимание будет направлено на “ЭОР-11”, — сказал Игорь Морозов. — Уверен, что нас ожидает огромное количество проблем, с которыми мы раньше не сталкивались”.