25 и 26 августа на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М. В. Ломоносова проходила ежегодная Летняя школа учителей информатики. На открытии форума глава департамента информационных технологий правительства Москвы Артем Ермолаев рассказал об основных направлениях информатизации столичных школ.

Чиновник напомнил, что в августе текущего года была принята долгосрочная государственная программа “Информационный город”, предусматривающая все мероприятия по информатизации столицы на ближайшие пять лет. Сегменту “Образование” в ней уделено особое внимание. В частности, планируется по максимуму оснастить школы необходимым инструментарием для того, чтобы увеличить процентное соотношение предметов, преподаваемых с использованием ИТ. (Сегодняшняя оценка — 5—10%; в перспективе — минимум 50—60%.)

По словам г-на Ермолаева, в настоящее время в школах довольно скудное количество компьютеров на 100 учащихся — меньше девяти. Еще “страшнее” показатель количества ПК на 100 преподавателей. Такая ситуация недопустима, департамент г-на Ермолаева намерен с ней бороться, и шаги в этом направлении стали делать еще до принятия госпрограммы — в рамках действующего финансирования.

Во втором полугодии 2011 г. будут проводиться работы по увеличению скорости подключения школ к Интернету. Внутри учебных заведений станут создаваться структурированные кабельные сети. В первую очередь речь идет об увеличении количества Wi-Fi-точек и формировании некой внутренней среды в школе.

Также в этот период начнутся поставки техники для компьютерных классов. Кроме того, почти все преподаватели-предметники (не только учителя информатики) получат в свои кабинеты ноутбук, проектор и принтер для того, чтобы они могли вести свои предметы с использованием средств ИКТ.

Для тех, кому техника не достанется (таковыми, по всей видимости, окажутся преподаватели физкультуры и труда), департамент намерен оборудовать компьютерами учительские.

Как пояснил г-н Ермолаев, все эти работы планируются в рамках программы так называемого базового оснащения учебных заведений, которая должна завершиться в 2012 г. До конца текущего года ИТ-комплекты получат около 300 московских школ. В следующем полугодии — еще минимум 500—600 школ. Что касается Wi-Fi-точек и внутренней среды, в этом полугодии они появятся примерно в 800 школах.

Еще одно предполагаемое направление работ департамента до конца 2011 г. — предоставление учителям базовых общегородских сервисов для ведения электронных дневников и журналов. В ближайшее время использовать их можно будет только параллельно с бумажными, поэтому г-н Ермолаев отдает себе отчет в том, что на данном этапе большинство преподавателей закономерно воспримет это как увеличение объемов работы. Чиновник заверил присутствующих, что сейчас вместе с департаментом образования начнет разрабатываться дополнительная система мотивации, но при этом призвал учителей информатики донести до остальных предметников, что новшества не так страшны и сложны.

По словам г-на Ермолаева, его департамент ни в коем случае не рассчитывает на то, что учителя информатики станут системными администраторами. Продвижению технологий чиновники собираются содействовать сами. Но они, что называется, сторонние люди и просят помощи в популяризации у преподавателей.

Г-н Ермолаев заострил внимание на том, что его департаменту сейчас остро не хватает полного понимания того, что действительно происходит в школе — какие сервисы и программные продукты было бы интересно внедрять.

Например, сейчас представляется крайне актуальным создание внутренней интранет-сети городского масштаба. Однако работы в этом направлении не начнутся, пока чиновники не поймут реальные потребности школ. И, по мнению г-на Ермолаева, рассказать им об этом на более-менее доступном языке могут только преподаватели информатики. С обычными учителями при встрече, как правило, удается получить только некий поток сознания, который весьма тяжело переварить — разговор происходит на разных языках. Преподаватели же информатики могли бы стать своеобразными переводчиками.

В завершении выступления г-н Ермолаев призвал учителей к активному взаимодействию с департаментом — через его сайт, а также через Фэйсбук и Твиттер. По уверению чиновника, им сейчас очень нужны идеи. Если появятся какие-то решения, которые были апробированы в школе, получили положительную оценку со стороны преподавателей, учеников и родителей, департамент готов взять эти модели и разместить на общегородском ресурсе. Чиновники в принципе заинтересованы в типизации и унификации решений, так как их гораздо проще поддерживать.

Так или иначе, по уверению г-на Ермолаева, в ближайшие полгода его ведомство станет очень активно мониторить ситуацию, чтобы понять, насколько успешными окажутся предпринимаемые сейчас действия, и иметь возможность в дальнейшем скорректировать направление работ.