Государство наращивает финансирование высшего образования, реализуя программы создания Национальных исследовательских университетов, стимулирования кооперации вузов и НИИ с предприятиями, укрупнения вузов. На поддержку этих начинаний выделяются значительные средства. Так, на развитие инновационной инфраструктуры вузов в 2010—2012 гг. в бюджете РФ было предусмотрено 8 млрд. руб., а недавно еще один миллиард выделен дополнительно.

Большое внимание сейчас уделяется интеграции науки, образования и производства для создания научно-производственной цепочки. Принят закон, разрешающий вузам и НИИ создавать малые инновационные предприятия, принимаются меры по расширению исследовательских компетенций вузов, вовлечению преподавателей и студентов в научные и инновационные проекты и стимулированию использования предприятиями вузовского потенциала. На финансирование этих шагов в 2010—2012 гг. государство обещает направить 19 млрд. руб. Параллельно развивается нормативно-правовая база для поддержки кооперации вузов с производством.

Продолжается реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 гг., в рамках которой будет выделено 137 млрд. руб. из федерального бюджета, бюджета регионов и внебюджетных источников. К взаимодействию с вузами с целью развития НИОКР высшее руководство страны привлекает государственные компании и предприятия с госучастием. Предполагается, что они также будут активно финансировать вузовскую науку.

Понятно, что без применения ИТ невозможно воплотить эти программы в жизнь. О том, как развивается внедрение информационных технологий в высшее образование, рассказывают представители ИТ-компаний и вузов.

Сдвиги и проблемы

Все опрошенные нами эксперты положительно оценили влияние госпрограмм. В вузах расширяется внедрение ИТ, обновляется парк техники, морально и технически устаревающее оборудование заменяется на современное, внедряются новые приложения, а на смену ранее созданного самописного ПО приходят промышленные решения. При этом наблюдается систематизация всех ИТ-ресурсов. Такие процессы идут практически повсеместно, но в первую очередь в тех вузах, которые победили в различных конкурсах и получили финансирование по определенным программам.

По словам Сергея Сухорукова, заместителя руководителя дирекции по работе с образовательным и государственным секторами компании “АйТи”, данные процессы сопровождаются ростом зрелости вузов в сфере управления ИТ-проектами, хотя для выполнения крупных проектов уровень ИТ-менеджмента остается пока еще недостаточным.

Его мнение разделяет коммерческий директор компании “Открытые технологии” Григорий Шевченко: “Все это способствует развитию ИТ и в конечном счете должно служить одной цели — разработке методологической основы регулярного применения информационных технологий в процессе образования и обучения”.

Государственные меры не только поддерживают внедрение ИТ. “Они стимулируют появление в вузах специализированных центров, которые могут заниматься прикладными исследованиями под конкретные задачи, такие как разработка новых продуктов, внедрение опытных образцов, проектирование для организаций на базе технологий 3D, — считает Елена Безрукова, руководитель отдела развития бизнеса компании AUVIX. — Кроме того, такой центр можно использовать не только в учебных целях, но и коммерциализировать”.

Сергей Сухоруков также отметил положительную роль кооперации образования и бизнеса: “Сейчас некоторые вузы стараются коммерциализировать свои разработки, ранее проводившиеся в рамках научных исследований. Многие вузы уже создали ряд малых инновационных предприятий. От такой деятельности они получают деньги, которые могут тратить на свое развитие, в том числе и на внедрение ИТ и дальнейшее продвижение кооперации с бизнесом. Но пока это не очень распространенное явление”.

Представители высшего образования согласны с тем, что государственные программы оказывают существенное влияние на внедрение ИТ в высших учебных заведениях. “Именно благодаря им за последние пять-семь лет уровень информатизации нашего вуза значительно вырос”, — сказал Игорь Демиденко, доцент Брянского государственного технического университета.

Однако далеко не все вузы чувствуют на себе внимание государства. “Госпрограммы не затронули наши ИТ-службы, — сказал Александр Митрошин, начальник управления телекоммуникаций и информационных ресурсов Рязанского государственного радиотехнического университета. — Мы не укрупнялись и исследовательским университетом не являемся: обычный провинциальный вуз”. По словам представителей Воронежского и Рязанского государственных университетов, они тоже весьма слабо ощущают положительное влияние программ поддержки образования. Ведь под них подпадают далеко не все вузы. Государственное финансирование в основном распределяется между крупными университетами и некоторыми наиболее активными институтами, принимающими участие в конкурсах, а остальным учебным заведениям мало что достается. Но ведь качество образования определяется совсем другими критериями, нежели размер учебного заведения.

Есть и другие проблемы. Так, потенциал ИТ используется вузами не в полной мере. “В целом при всех, казалось бы, открывающихся возможностях программ развития инновационной структуры и кооперации вузов и бизнеса они еще мало влияют на развитие ИТ в вузе, — считает Сергей Сухоруков. — Хотя победители целевых программ получают до 50 млн. руб. в год, далеко не каждый из них направляет хотя бы копейку на внедрение ИТ. По нашему опыту, в стране есть ряд вузов, которые несмотря на отсутствие желанного целевого финансирования, все же выделяют средства на информационные технологии. Но этого, к сожалению, недостаточно для полноценного внедрения ИТ, которые позволят более эффективно развивать процесс обучения студентов”.

Чем больше вуз, тем ему нужнее ИТ

Сейчас Министерство образования и науки РФ проводит целенаправленную политику укрупнения вузов путем их слияния для создания университетских комплексов. Предполагается, что это решит ряд проблем, таких как негативная демографическая ситуация и дефицит высококвалифицированных преподавателей. В результате создается новая структура высшей школы с достаточно четкой иерархией. В ней выделены два государственных университета — Московский и Санкт-Петербургский, семь федеральных университетов, а в рамках конкурсных процедур определены еще 29 национальных исследовательских университетов, причем в будущем году их число предполагается увеличить до сорока. По замыслу министерства, такая структура должна стать движущей силой, которая преобразует нашу высшую школу, образование и науку, повысит качество обучения и позволит создать реальную конкуренцию зарубежным научно-исследовательским центрам.

Укрупнение положительно отражается и на внедрении ИТ. Ведь чем крупнее вуз, тем выше необходимость автоматизации всех направлений — и административно-хозяйственной деятельности, и контроля учебного процесса, и вспомогательных систем для научных исследований. Как считает Сергей Сухоруков, это стимулирует обновление и стандартизацию информационно-технических средств, внедрение общих систем автоматизации управления хозяйственной, образовательной и научной деятельностью, переход от самописных или разрозненных систем к крупным промышленным решениям с регулярной технической поддержкой, с планами развития и обновления.

В этом году из-за демографической “ямы” около ста вузов недобрали студентов на бюджетные места. Поскольку в ближайшее время ситуация с демографией будет только ухудшаться, вырастет конкуренция между вузами в борьбе за абитуриентов. По мнению Григория Шевченко, стремление повысить конкурентоспособность стимулирует развитие ИТ в вузах: “Очевидно, что вуз с более инновационной технологической базой и новейшими программами обучения имеет больше возможностей привлечь коммерческих партнеров и, соответственно, больше студентов”.

Кроме того, как считает Сергей Сухоруков, чем крупнее образовательное учреждение, тем труднее управлять им без помощи информационных технологий: “Уверен, что один из важных факторов выживания крупного вуза — внедрение ИТ. Особенно это актуально, когда объединяются воедино различные университеты, территориально разнесенные или имеющие много лабораторных помещений. Единственная возможность связать их в одно целое — это объединить их информационными ресурсами и построить процесс управления укрупненным вузом именно на основе ИТ”.

При этом консолидация вузов предъявляет новые требования с точки зрения реализации ИТ-проектов. “Данный процесс похож на хорошо известные в бизнесе сделки слияния и поглощения, — сказал Сергей Горин, директор департамента по работе со сферой образования компании IBS. — Здесь появляется ряд специфических задач в сфере ИТ: создание единой системы управления и объединенной ИТ-службы, формирование общей инфраструктуры, интеграция систем управления образовательным процессом, централизация в том или ином виде образовательного контента”. Он уверен, что с точки зрения широты охвата образовательных учреждений современными технологиями и скорости распространения ИТ в российском образовании процесс укрупнения является положительным фактором.

Как помочь вузам

Государственные программы и реформа образования стимулируют внедрение ИТ в вузах. Однако автоматизация высшего образования хоть и продвигается вперед, но не так быстро, как следовало бы. Здесь многое зависит от поставщиков ИТ. Как же они могут стимулировать применение ИТ в учебном процессе и в автоматизации хозяйственной деятельности вузов?

По мнению представителей высших учебных заведений, большую роль играет стоимость продуктов. “Безусловно, для продвижения ИТ в вузы необходим комплексный подход, включающий в себя и бесплатное предоставление ИТ-средств, и бесплатное обучение преподавателей”, — считает Игорь Демиденко.

С ним согласен Александр Митрошин: “Бесплатные лицензии для организации учебного процесса жизненно необходимы вузам, но при этом выгодны и производителям софта. Если они это не поймут, то проиграют. Вузы найдут выход, например, будут использовать СПО или разрабатывать собственные программы. Государственные образовательные стандарты никак не регламентируют изучаемое ПО. А то, о чём расскажут и что покажут в вузе, в дальнейшем студент принесёт и на предприятие. В результате может оказаться, что СПО вполне достаточно и там. А полезно ли это для производителей коммерческого ПО? Уверен, что поставщикам имеет смысл рассматривать высшие учебные заведения как рекламных агентов, а не как потребителей”.

Правда, он считает, что это относится к ПО, которое поддерживает организацию учебного процесса, а не к продуктам, используемым для научных исследований, хозяйственной деятельности и других целей. Но и в этом случае без скидок вузам было бы очень сложно.

Понимая это, компании стараются идти им навстречу. По словам Анны Жарковой, заместителя генерального директора по развитию государственных и общественных программ компании ABBYY, ИТ-фирмы, занимающиеся автоматизацией предприятий, несомненно, заинтересованы, чтобы студенты получали практический опыт применения их систем. Средства продвижения могут быть самыми разными — от бесплатных лицензий и обучения до создания специальных приложений.

“АйТи” также предоставляет ИТ-средства со скидками, а в отдельных случаях и на бесплатных условиях, но только на ограниченный период — например, попробовать перед тем, как принять решение о закупке. “Если поставлять бесплатно, то возникает вопрос: а в чем тогда наш бизнес?” — объяснил Сергей Сухоруков.

Но он указал на способ удешевить применение ПО за счет облачной технологии. В таком случае вузам не нужно покупать ИТ-средства, а можно платить только за их использование. Это существенно уменьшает затраты и позволяет растянуть их во времени.

Однако облака — дело будущего. А сейчас вузам нужна помощь с точки зрения не только цен, но и решения организационных вопросов, которые возникают при реализации долгосрочных крупных проектов, требующих планирования сроков и бюджетов, последующей техподдержки, обновления и сопровождения во всем жизненном цикле ИТ-систем. Для этого необходимы ресурсы и сотрудники, которых у вузов зачастую просто нет. “Мы готовы оказывать такую помощь”, — сказал Сергей Сухоруков.

Как считает Елена Безрукова, специальные финансовые условия важны для вузов, но если речь идет о серьезном проекте с масштабными задачами, то это в любом случае требует инвестиций. Но важно, что такие системы строятся под амбициозные задачи, которые без этих внедренных решений не осуществить.

Стимулировать применение ИТ в учебном процессе позволит и открытие при университетах малых инновационных предприятий, занятых в области ИТ. “На таких предприятиях могут работать как преподаватели, так и студенты старших курсов, — считает Игорь Демиденко. — Это позволит значительно повысить как мотивацию учащихся к освоению новых технологий, так и уровень ИТ-подготовки преподавателей, а кроме того, может стать одним из направлений повышения зарплаты профессорско-преподавательского состава и материальной поддержки студентов, что немаловажно в современных условиях”.

По пути вовлечения преподавателей в разработку идет и “АйТи”. “Мы предлагаем создавать сообщество вузовских преподавателей и разработчиков, потому что именно преподаватели имеют бесценный опыт, который позволит создавать специализированные решения, заточенные под задачи вузов”, — сказал Сергей Сухоруков.

На взаимную выгоду сотрудничества компаний и вузов указывает и Юрий Страшнов, начальник отдела телекоммуникаций Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина: “Для ИТ-компаний лучшим выбором является использование университетской базы для продвижения своих решений, а именно организация дополнительных курсов для желающих и внедрение отдельных элементов в обязательные учебные программы студентов ИТ-специальностей. В таком случае все будут в выигрыше: компании получат готовых и лояльных специалистов, которых не придется переучивать будущему работодателю, а вуз привлечет новых студентов программами обучения, дающими актуальные, передовые знания”.

В чем специфика ИТ для образования

Вузам требуются специализированные решения, учитывающие их специфику. Что же им нужно? “Если говорить о средствах автоматизации хозяйственной, административной, образовательной, учетной деятельности, то первое, чем должны обладать эти системы, — простота с точки зрения пользователя. Потому что, к сожалению, сотрудники вузов не обладают достаточно высокой ИТ-квалификацией, а организовывать их обучение долго и трудоемко”, — считает Сергей Сухоруков.

На важность простоты использования указала и Елена Безрукова: “Главное — это дать вузу инструмент, которым он сможет пользоваться самостоятельно без постоянных консультаций компании, которая занималась его внедрением”.

С ней согласен Евгений Джаксимов, продакт-менеджер по проекторам московского представительства Epson: “Техника должна быть надежной и простой в применении, поскольку ее постоянными пользователями становятся преподаватели, чья профессиональная деятельность, как правило, не связана с ИТ. Администрация вузов должна быть уверена, что техника прослужит долго и ей не потребуется постоянная дополнительная поддержка. Но в то же время руководство хотело бы иметь надежные гарантии сервисного обслуживания”.

Что касается ИТ-средств, применяемых в учебном процессе, то они должны обеспечивать возможность совместной работы преподавателей со студентами, преподавателей между собой под руководством профессора, рабочих межвузовских групп и вузов с научно-исследовательскими центрами. По мнению Сергея Сухорукова, здесь могут помочь облачные технологии, но не следует считать их панацеей. Это — инструмент, который нужно применять для решения конкретных задач.

Анна Жаркова отметила, что системы для вузов должны обладать высоким уровнем защиты и отказоустойчивости, так как студенты — значительно более опытные пользователи, чем администрация, и с легкостью находят обходные пути.

Многие компании создают специальные решения для вузов. По словам Евгения Джаксимова, Epson предлагает продукты, специально разработанные для образовательных учреждений, — ультракороткофокусные интерактивные проекторы и документ-камеры.

Но и здесь не обходится без пробем, на которые указал Сергей Горин: “Систем промышленного уровня для управления образовательным процессом, научной работой и научно-исследовательскими разработками в вузах почти нет, многие применяют самописные программы, не отвечающие современным требованиям. Между тем поддержка средствами ИТ в первую очередь требуется именно образовательному процессу, так как сейчас вузы переходят на многоуровневую систему образования. Это добавляет управленческих задач по планированию, и не всегда с ними можно справиться “вручную”. Такую задачу не решить без информационных систем. И хотя их создание требует комплексной автоматизации, такая модернизация управления, как правило, становится двигателем развития вуза в целом. А специфика российской практики информатизации вузов состоит в том, что в настоящее время ведётся частичная автоматизация силами самих вузов, но без комплексного подхода. Это не лучшим образом сказывается на результатах — вузы просто не получают максимума возможных эффектов от применения ИТ”.

Как преодолеть препятствия

Несмотря на взаимное стремление вузов и ИТ-компаний навстречу друг другу, сближение идёт не так быстро, как хотелось бы. Что же затрудняет автоматизацию учреждений высшего образования?

По единодушному мнению экспертов, главной проблемой является недостаточное финансирование. “Больной вопрос — это перспективы финансирования: сегодня оно есть, а завтра его нет. И что делать с ИТ-системами без поддержки? Поэтому вузы просто боятся внедрять дорогостоящие системы”, — сказал Сергей Сухоруков.

Ту же проблему отметил Григорий Шевченко: “Для вузов характерна общая специфика государственных учреждений — разрыв в финансировании, годичный бюджетный процесс. А для грамотного внедрения ИТ крайне важно своевременное планирование на перспективу и комплексный подход”.

На необходимость планирования указала и Анна Жаркова: “В большинстве вузов отсутствует подразделение, отвечающее за оптимизацию процессов. Как правило, коммерческие компании внимательно рассчитывают экономический эффект от внедрения новых средств и готовы идти на значительные затраты, если в долгосрочной перспективе они приведут к сокращению расходов. Вузы редко рассматривают такую задачу и далеко не всегда могут позволить себе единовременные крупные затраты. Поэтому чаще всего разные ИТ-инструменты применяются практически бессистемно и разрозненно”.

Из-за нехватки финансирования в учебных заведениях мало квалифицированных ИТ-специалистов, необходимых для поддержки сложных автоматизированных систем. “Практически любой вуз скажет вам: на оплату специалистов нет средств. Даже в тех университетах, где внедряются системы промышленного уровня, после завершения проекта возникает вопрос поддержки системы, так как стóит в вузе появиться сертифицированному специалисту, он тут же может быть перекуплен другими организациями с более высоким уровнем зарплат”, — объяснил Сергей Горин.

Но вузы не сидят сложа руки. “В нашем университете эта проблема решается поиском дополнительных источников и активным сотрудничеством с ИТ-компаниями, поставляющими к нам ИТ-оборудование на льготных условиях, — сказал Игорь Демиденко. — Однако несмотря на все меры, средств на приобретение нового оборудования и ПО зачастую не хватает. Значительную помощь в решении этой проблемы могло бы оказать более активное взаимодействие бизнеса и образования с целью создания малых инновационных предприятий”.

Есть у вузов и другие проблемы, на некоторые из них указал Александр Митрошин: “Учебные планы не предусматривают достаточного времени на высококачественное изучение дисциплин, преподаватели ограничены в выборе ПО для проведения занятий, требования к выпускникам ИТ-специальностей у будущих работодателей плохо сформулированы, чрезмерно размыты и противоречивы. Направления подготовки ИТ-специалистов должны стать более узкими — только в этом случае можно получить необходимое качество, но такая “узость” диктует необходимость существенных затрат. При этом ни в коем случае нельзя умалять фундаментальную составляющую обучения. К сожалению, в провинции чрезвычайно мало рабочих мест для квалифицированных программистов. Требуются в основном специалисты по сопровождению ПО, чаще всего бухгалтерского, но это — путь никуда”.

Юрий Страшнов отмечает, что в первую очередь внедрению ИТ в его вузе мешает инертность преподавателей, из-за которой многие технологии используются не в полную силу или вовсе не по назначению. “Данные проблемы мы решаем при помощи курсов повышения квалификации, а также финансовым стимулированием использования ИТ в учебном процессе: преподавателю начисляются дополнительные баллы в рейтинговую карту, по которой считается зарплата”, — рассказал он.

На важную роль преподавателей в продвижении ИТ в вузы указал и Сергей Сухоруков: “Как только начнут поступать запросы на применение ИТ от самих преподавателей, дело внедрения информационных технологий в процессе обучения сдвинется с мертвой точки. Но для этого нужна инициатива от самих преподавателей. А пока многим из них проще на доске нарисовать, чем использовать какое-то непривычное оборудование”.

По мнению Юрия Страшнова, ускорить внедрение ИТ в вузах можно только создав условия, в которых использование технологий будет более оправданным для людей, скажем, в финансовом плане или по трудозатратам. Например, бухгалтерии мог бы помочь отказ от требования хранить зарплатные ведомости в течение 75 лет в бумажном виде и переход на электронный документооборот, а библиотеке — наведение порядка с юридической составляющей авторских прав и легальная возможность держать книги в электронной форме.

В заключение эксперты сошлись во мнении, что вузам необходим единый подход к построению ИТ-службы. Не обслуживание компьютеров в аудиториях или поддержание стабильной работы Интернета, а выстраивание единой комплексной ИТ-политики по автоматизации бизнес-процессов вуза, информатизации отдельных подразделений, по разработке новых технологий и обеспечении ими учебного процесса. Всем этим должны заниматься не отдельные факультеты, а ИТ-служба вуза, действующая в русле определённой политики. Внятная ИТ-политика и единая ИТ-служба — залог успеха.