Если вы работаете в сфере ИТ, это означает, что учиться придется постоянно, даже если вы всю жизнь проведете на одной и той же должности. И уж тем более нужно учиться в процессе карьерного роста на любом его этапе, в том числе и на самом верхнем уровне. Именно такой верхний уровень ИТ-управленцев составляет основной контингент слушателей Школы IT-менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. О том, кого, как и зачем учит Школа, отметившая в начале этого года свое десятилетие, с ее директором Александром Соколовым беседовал обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.

PC Week: Что представляет собой Школа сегодня?

Александр Соколов: С 2001 г. Школа IT-менеджмента прошла путь становления и развития. Сегодня мы считаемся, и для этого есть самые веские основания, ведущей бизнес-школой по подготовке управленческих ИТ-кадров в нашей стране. Сейчас у нас одновременно учится более четырёхсот слушателей — ИТ-директоров и ИТ-менеджеров компаний, преимущественно из числа заказчиков. Каждый из них проходит одно- или двухгодичную программу в форме вечернего или модульного обучения: без отрыва от текущей работы, но преимущественно в формате очного общения с преподавателями.

Обучение организовано по трем основным направлениям: “информационный менеджмент”, “информационная безопасность” и “электронный бизнес”. Первое из них представлено полной линейкой программ, включая MBA “Информационный менеджмент (CIO)”, профпереподготовку “ИТ-менеджер: менеджер проектов, бизнес-аналитик” и магистратуру. В рамках направления “информационная безопасность” открыты программы MBA и профпереподготовки. Сейчас у нас открывается также программа профпереподготовки “электронный бизнес”.

PC Week: Кто приходит к вам учиться?

А. С.: Наверное, наши основные слушатели — это верхний слой ИТ-менеджмента компаний, но в основном те, кто относительно недавно попал в него и намерен продвигаться по службе дальше. Они сознают: чтобы быть успешным ИТ-менеджером или ИТ-директором, надо не только хорошо разбираться в технологиях, этого недостаточно. Необходимо ещё грамотно руководить своей командой, понимать финансы и бухгалтерию, уметь разговаривать с топ-менеджментом на понятном ему бизнес-языке.

PC Week: Если сравнивать с зарубежным аналогами, есть ли у нас какая-то специфика в подготовке подобных специалистов?

А. С.: Если взять для сравнения США и Западную Европу, то там на пост ИТ-директора чаще всего приходят профессионалы-управленцы, которым нужно более глубоко изучить ИТ. А у нас наоборот: в ИТ-менеджеры подаются технические ИТ-специалисты, которые должны осваивать науку управления. И тот и другой подходы имеют свои плюсы и минусы, трудно сказать, какой из них является более оптимальным. В любом случае ИТ-директор — это “ИТ + менеджмент”. Но так или иначе нужно понимать преимущества и недостатки каждого варианта, чтобы пользоваться первыми и минимизировать вторые.

Основная проблема айтишников вполне очевидна: они бывают слишком зашорены техническими задачами и не видят за ними реальные проблемы бизнеса. ИТ-вопросы они воспринимают как некоторую самодостаточную конечную цель, забывая, что ИТ — это все же лишь инструмент бизнеса. Именно из-за этого часто возникает конфликт между ИТ-отделом и руководством компании. Так что главная задача наших учебных программ заключается в подготовке ИТ-руководителей, понимающих бизнес и умеющих говорить с ним на одном языке.

PC Week: Как у вас организован учебный процесс? Кто готовит учебные программы, кто преподает?

А. С.: Чисто формально организовать обучение менеджеров не так уж и сложно, поэтому в стране в последние годы открылось немало учебных программ дополнительного образования. Но качество обучения и получаемый результат — достигает ли намеченных целей слушатель, пришедший на программу, — зависит в первую очередь от преподавательского состава. В этом и состоят основные различия программ, которые сейчас предлагают учебные заведения. Наша Школа изначально привлекала преподавателей-практиков, которые сами являются успешными менеджерами, известными консультантами, ведущими экспертами. Это не только высокие профессионалы своего дела, но и люди, нашедшие свое призвание в преподавании — передаче своего успешного и богатого опыта. И еще один принципиальный момент: все курсы, преподаваемые у нас в Школе, авторские. Нет такого, что некий гуру разработал курс, а читает кто-то другой. Этим и достигается высокий уровень качества программ.

PC Week: Как менялась система обучения за десять лет существования Школы? Каковы тенденции в этой сфере?

А. С.: Я считаю, что одна из главных проблем российской системы высшего профессионального образования — то, что она не выполняет бизнес-заказ, не готовит в достаточном количестве и достаточного уровня квалифицированных специалистов. Высшее образование слишком часто выполняет только социальную роль — получение диплома как некоего пропуска к определенному статусу в обществе. Поэтому бизнес-заказ переходит к дополнительному образованию. Думаю, бизнес-школы с этой ролью справляются лучше, чем высшая школа, тем более что уровень ведущих бизнес-школ за последнее десятилетие значительно вырос.

Одним из значимых изменений в системе обучения за последнее время я бы назвал переход на двухступенчатую систему высшего образования — бакалавриат плюс магистратура. Хотя многие представители вузов приняли это новшество настороженно и порой враждебно, нужно признать правильность такого подхода, который позволяет обеспечить нужную последовательность образования. Бизнес-школы быстро нашли свое место в такой двухступенчатой системе, стали открывать магистратуры. Я вижу в этом положительный момент, так как это повысит уровень магистерских программ. Мы тоже в нынешнем году открываем магистерскую программу, перенося опыт реализации программ MBA.

PC Week: Спасибо за беседу.