Компания Hewlett-Packard собирается предпринять ряд шагов, которые могут стать поворотными в судьбе самого крупного в мире ИТ-поставщика. Глава HP Лео Апотекер объявил о закрытии мобильного направления, связанного со смартфонами на базе WebOS и планшетами TouchPad, сообщил о возможном выделении направления ПК в отдельную компанию и представил план покупки британской фирмы Autonomy за 11,7 млрд. долл.

Эти действия г-н Апотекер объяснил тем, что HP стремится расширить деятельность в сфере ПО и облачных услуг, а в сфере “железа” — сосредоточиться на серверах и системах хранения данных. “HP находится в критической точке, и данные изменения необходимы для достижения успеха, к которому мы все стремимся”, — сказал он.

Это сенсационное сообщение вызвало смешанную реакцию аналитиков и наблюдателей. Одни одобрили планы компании отойти от потребительского рынка и сосредоточиться на корпоративном, другие отнеслись к ним скептически. Однако инвесторы отреагировали однозначно: на следующий день после того, как оно прозвучало, акции HP упали более чем на 20%. Впрочем, падение было вызвано не только заявлением Лео Апотекера, но и финансовыми результатами за III квартал. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года оборот вырос на 1%, а с учетом изменения курса валют — на 2% сократился. Более того, компания снизила свой финансовый прогноз на 2011 год. Видимо, инвесторов разочаровали эти показатели, выглядевшие весьма бледно на фоне достижений конкурентов, таких как EMC и Oracle, в последнее время сообщавших о том, что рост их оборота в процентах выражается двузначной цифрой.

Некоторых аналитиков беспокоит то, что HP предпринимает сразу слишком много действий. По их мнению, компании не следовало заранее объявлять о возможности выделения подразделения Personal Systems Group (PSG) в отдельную компанию. Ведь это неминуемо вызовет снижение продаж ПК. А между тем на это подразделение приходится 35% дохода. Однако доля в прибыли не превышает 13%. Связано это с тем, что сейчас рынок ПК переживает не лучшие времена. И хотя HP занимает на нем первое место, она, как и другие поставщики, сталкивается с проблемами, вызванными замедлением роста продаж и снижением маржи, которые, с одной стороны, обусловлены насыщением рынка, а с другой — растущей популярностью планшетов и смартфонов.

Многим наблюдателям план HP напоминает действия IBM, еще в 2005-м уступившей свое ПК-подразделение китайской фирме Lenovo. Из этого они делают вывод, что с точки зрения бизнес-модели HP более хочет походить не на Apple, как предполагалось раньше, а на IBM, которая активно развивает направления ПО и услуг.

Конкуренты с сарказмом отнеслись к планам HP. “Если Hewlett-Pacrard выделит направление ПК в отдельную компанию, то, может быть, назовет ее Compaq?” — задал риторический вопрос глава фирмы Dell Майкл Делл, намекая на то, что ведущее положение на ПК-рынке HP завоевала после покупки в 2001-м компании Compaq.

Мобильное направление HP стала развивать после другой громкой покупки: в 2010-м она приобрела фирму Palmи объявила план усовершенствования ОС WebOS с тем, чтобы применить ее не только в смартфонах и планшетах, а также и в ПК и ноутбуках. Наблюдатели уже тогда сомневались в успехе этого предприятия, считая, что HP нелегко будет продвигать продукцию на новом для нее рынке, на котором к тому же наблюдается растущая конкуренция со стороны Apple и сторонников ОС Android. Так и оказалось. Спрос на выпущенный в июле планшет TouchPad оказался ниже ожидаемого, несмотря на снижение цены через месяц после начала продаж.

Рассматривая план HP относительно покупки Autonomy, многие наблюдатели находят сумму завышенной, так как эта компания хоть и является растущей и высокоприбыльной, все же остается нишевым игроком. Она была создана 15 лет назад для продвижения технологий, разработанных в Кембриджском университете, и поставляет корпоративные средства архивирования, резервного копирования и поиска данных. Капитализация Autonomy приближается к 7 млрд., а оборот составляет 1,4 млрд. долл. Среди чисто софтверных компаний она занимает в Европе второе место после SAP. В ее пользу говорит и то, что в последнее время ей удавалось наращивать прибыль несмотря на экономический спад. Такой успех наблюдатели объясняют переходом Autonomy на продвижение продуктов по модели SaaS (Software as a Service), набирающей популярность, а также растущим спросом на средства управления неструктурированными данными, объем которых стремительно увеличивается.

Как отмечают некоторые аналитики, сейчас средний объем сделок по покупке SaaS-компаний в 7—10 раз превышает их оборот, что соответствует сумме, предлагаемой HP за Autonomy. Однако большинство наблюдателей считает эту сделку слишком дорогостоящей, учитывая нестабильное состояние мировой экономики, сложную ситуацию на ИТ-рынке и снижение курса акций HP. Ведь покупка эта увеличит оборот HP всего на 1%, а обойдется ей в 15% от капитализации.

Но Лео Апотекер уверен, что данная сделка позволит HP стать лидером на рынке корпоративных средств управления информацией, получить технологии, дополняющие ее собственные и значительно улучшить финансовое состояние.

Рассматривая перспективы HP в долговременном плане, наблюдатели находят эти действия своевременными, так как считают, что стремление HP преуспеть на различных рынках привело к распылению усилий и утрате фокуса и ей следует сосредоточиться на корпоративном рынке ИТ и услуг, где она может рассчитывать на своё глобальное присутствие, технологическую мощь и обширную клиентскую базу. Но для этого компании придется и дальше следовать по пути смены стратегии, на который она ступила.