Контрольно-счетная палата Москвы (КСП) опубликовала результаты проверки столичной информатизации за последние годы. Выяснилось, что по восьми из 12 отчетных показателей работ результаты не достигнуты, а из 86 запланированных к вводу информационных систем в эксплуатацию введены только 25. При этом были выявлены финансовые нарушения на сумму 282 млн. руб., а объем неэффективно использованных средств превышает 4 млрд. руб. Проверка правомерности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию целевой программы “Электронная Москва”, проводилась КСП в четырех департаментах — информационных технологий (ДИТ), здравоохранения, образования, а также экономической политики и развития города. Она охватывала временной интервал 2008—2010 гг. и истекший период 2011 г.

В рамках выполнения плана информатизации столицы на 2008 г. и городской целевой программы (ГЦП) “Электронная Москва (2009—2011)” бюджетное финансирование мероприятий по созданию общегородских и ведомственных информационных систем и ресурсов (ИСиР) годовыми планами информатизации на 2008—2010 гг. было определено в объеме 17,424 млрд. руб.

Оценка результативности работ по достижению целевых показателей, определенных в паспорте ГЦП “Электронная Москва”, выявила, что по восьми из 12 целевых показателей результаты не были достигнуты, в том числе из 607 регламентов автоматизированного информационного взаимодействия органов исполнительной власти и городских организаций было реализовано 48 (7,9% от запланированного количества); из 90 бланков документов, предусмотренных для подачи заявителями в органы исполнительной власти города Москвы с использованием ИКТ, реализовано 27 (30% от запланированного количества).

Кроме того, не создана система единого электронного документооборота органов исполнительной власти и бюджетных учреждений города Москвы (предполагалось охватить 60% автоматизированных рабочих мест); не достигнуто запланированное снижение удельных затрат на эксплуатацию ИСиР на 10%, а фактические затраты на эксплуатацию информационных систем даже выросли на 11,9%; не достигнут запланированный уровень охвата городских программно-технических структур системой автоматизированного мониторинга и обслуживания (по эксплуатируемым ИСиР охват составил 47,8% из запланированных 60,0%); не достигнут уровень программно-технической унификации информационных систем на основе типовых проектных решений при плановом значении показателя 100%.

По данным КСП Москвы, мероприятия по формированию единого информационного пространства города в 2009—2011 гг. фактически не проводились, не был создан общегородской комплекс метаданных, позволяющих унифицировать представление информации и обеспечить согласованное функционирование ИСиР. Техническая составляющая среды электронного взаимодействия метасистемы “Электронная Москва” с 2008 г. не развивалась.

Единая система электронного документооборота ведомств, организаций и подведомственных бюджетных учреждений правительства Москвы, единый городской резервируемый центр обработки данных, система электронных архивов, система формирования и автоматизации исполнения регламентных схем просто-напросто не созданы.

Практическая реализация закона города Москвы в части совместимости ИСиР на основе единых требований к аппаратным и программным средствам, организационным процедурам, формам документооборота и информационного обмена, правилам предоставления и защиты информации департаментом информационных технологий тоже не обеспечена. Эффективная среда организационного управления комплексами взаимоувязанных информационных проектов во всех отраслях городского хозяйства не создана. Результаты работ по созданию и внедрению системы проектного управления информатизацией города Москвы (123 млн. руб.) не используются.

В запланированном объеме не реализована система автоматизации процессов мониторинга и обслуживания городской программно-технической инфраструктуры, а также процессов паспортизации ИСиР, расчета и оптимизации бюджетов на их эксплуатацию. В ходе проверки установлена недостоверность учетных данных о составе программно-технических комплексов и эксплуатируемых информационных систем в наиболее ресурсоемком сегменте информатизации — комплексе социальной сферы города Москвы.

Этих “не создано”, “не сделано”, “не достигнуто” можно еще перечислять и перечислять. Всего по результатам проверки КСП выявлены финансовые нарушения на общую сумму 282 млн. рубл., в том числе 10 млн. руб. составили нарушения в области закупок для государственных нужд, на 86 млн. руб. замечены нарушения правил бухгалтерского учета и в 186 млн. руб. определены сверхнормативные и избыточные расходы. Установлены также факты неэффективного использования бюджетных средств на общую сумму 4,6 млрд. руб., в том числе в 1,3 млрд. руб. оцениваются затраты государственных средств сверх необходимого на достижение запланированного результата и 3,3 млрд. руб. составило не использование государственных средств и имущества по назначению.

Кто виноват во всех этих нарушениях? Конечно, нельзя обвинять в этом нынешнего руководителя ДИТ Артема Ермолаева, бывшего директора департамента государственной политики в области информатизации и информационных технологий Минкомсвязи и советника министра Игоря Щеголева, занявшего свой пост в середине текущего года. Вероятно, основной вклад внесли его предшественники, занимавшиеся программой информатизации столицы ранее.

Кроме того, стоило бы отметить низкую финансовую дисциплину в столичном правительстве — ведь размещение государственного заказа города Москвы на создание ИСиР в рамках выполнения годовых планов информатизации в 2008—2010 гг. осуществлялось, по данным КСП, в крайне поздние сроки. Основной объем госзаказа на работы систем информатизации размещался в 2008 г. во втором полугодии, а в 2009—2010 гг. — даже в IV квартале. Причем в среднем до 85,2% запланированных расходов по заключенным в IV квартале контрактам переходило в обязательства последующих финансовых периодов. Вот и попробуй в этих условиях создать что-либо путное!