Глобальный фонд Intel Capital объявил о намерении осуществить многомиллионные инвестиции в две российские компании. Выбор объектов для финансирования у многих вызвал недоумение, однако в самой компании считают, что все абсолютно оправданно, причем как с экономической, так и со стратегической точек зрения.

Инвестиционная политика Intel

По словам регионального директора Intel в странах СНГ Дмитрия Конаша, инвестиционный бизнес является одним из важнейших направлений деятельности компании в нашей стране. В настоящий момент оно явно находится на подъеме, и за последние шесть месяцев в России речь идет уже о четырех сделках.

Как отмечает директор Intel Capital в России и странах СНГ Игорь Табер, фонд существует с 1991 г. За это время он вложил свыше 10 млрд. долл. более чем в 1140 компаний из 49 стран мира. При этом 191 компания была акционирована и 268 подверглись приобретению или слиянию. (Что характерно, в нашей стране фонд присутствует с 2003 г., когда была профинансирована по сути начинающая в тот момент компания Яндекс.)

В прошлом году Intel Capital в ходе 119 сделок инвестировал 327 млн. долл., причем около 44% средств было вложено в организации за пределами США и Канады. В текущем году речь пока идет о 49 сделках почти на 180 млн. долл.

По уверению г-на Табера, ему часто приходится отвечать на вопрос, зачем корпорации Intel в принципе нужна подобная громоздкая инвестиционная структура. Пускаясь в разъяснения, он отмечает, что в этом бизнесе существует два типа инвесторов: типичные венчурные и корпоративные. Для первых предельно важна возвратность вложенного капитала. Для вторых этот аспект отходит на второй план, а главной целью инвестиций в те или иные компании является стратегическое укрепление позиций материнской корпорации.

В этом контексте инвестиционная структура Intel находится на стыке упомянутых категорий. Обе цели для нее равнозначны. То есть профинансированные компании интересны как с точки зрения стратегии, так и с точки зрения финансов.

В настоящее время в зону внимания Intel Capital входит весьма широкий спектр (в чем мы чуть ниже убедимся) проектов из прямых и смежных областей рынка ИТ. Впрочем основные вложения сейчас осуществляются в компании, так или иначе связанные с Интернетом.

Российская конкретика

Первый из недавно профинансированных Intel проектов — социальная сеть AlterGeo. Как утверждается, это интернет-сервис нового поколения, которым уже пользуется более 700 тыс. человек. Основа AlterGeo — точное определение местоположения и возможность отмечаться и оставлять заметки о местах, которые посещают пользователи. AlterGeo позиционируется как новый маркетинговый инструмент для продвижения самых разных заведений: от кафе и ресторанов до салонов связи и парикмахерских.

Первая версия платформы мобильной навигации компании была разработана в 2008 г., тогда же был создан стартап Wi2Geo, переименованный затем в AlterGeo. В 2008 г. командой основателей были получены первые 50 тыс. долл. — посевные инвестиции от фонда AddVenture, для которого это вложение также стало первым. Осенью 2009-го Wi2Geo привлек первый раунд инвестиций от венчурного фонда Kite Ventures. В 2010 г. сформировался продукт компании, появились первые крупные проекты, обеспечивающие денежный поток. Одним из них стало лицензирование разработанной AlterGeo технологии гибридного геопозиционирования. Помимо этого возможностями так называемой проактивной коммуникации с пользователями мобильных устройств, которые предоставляет геосервис AlterGeo, воспользовался целый ряд крупнейших в России банков, платежных систем, компаний, предоставляющих бытовые услуги, а также ресторанных и развлекательных сетей.

Привлеченные в ходе второго раунда инвестиций средства AlterGeo планирует вложить в маркетинг: наращивание аудитории и разработку новых сервисов для пользователей, подробнее о которых будет объявлено в ближайшее время.

Второй проект, который сейчас удостоился внимания Intel Capital, онлайн-магазин по продаже обуви — Sapato.ru. Как вспоминает его CEO Маттье Ланненгранд, открывая этот бизнес в России, владельцам компании пришлось выслушать массу критики, сводящейся в основном к тому, что удаленно покупать обувь без примерки никто не станет. Реальность тем не менее оказалась иной. Магазин открылся в июне 2010 г., а уже к маю текущего года его оборот достиг 2,8 млн. долл., а число обработанных заказов перевалило за 75 тыс.

Данные показатели выглядят весьма впечатляющими, однако после неосторожных высказываний г-на Ланненгранда у журналистов возникло четкое ощущение, что на раскрутку проекта было затрачено больше средств, чем пока было заработано. Впрочем г-н Ланненгранд настаивает на том, что сейчас главная цель компании — завоевание рынка, а финансовые показатели находятся отнюдь не на первом месте.

После объявления об инвестиционных намерениях Intel Capital руководству компании пришлось неоднократно объяснять общественности причины своего выбора. Так, уже через неделю после анонса, на праздновании 20-летия присутствия Intel в России г-н Конаш уверял журналистов, что обе компании не только являются образцом крайне выгодного бизнеса, но и своей деятельностью расширяют потенциальный рынок за счет людей, пользующихся Интернетом. (По словам г-на Табера, этот эффект сложно измерить, но он однозначно существует.)

В заключение стоит отметить, что финансовые подробности сделок традиционно не разглашаются. О размере вложений в AlterGeo ничего не известно вовсе. Что же касается Sapato.ru, то суммарно от четырех инвесторов она получила 12 млн. долл., на долю Intel Capital приходится “большая часть” этих денег.