В начале июня федеральное государственное учреждение “Федеральный институт промышленной собственности федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам” (ФГУ ФИПС) совместно с исполнителем проекта компанией КРОК представили итоги первого этапа внедрения электронного Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания РФ и системы ведения реестра (АС ЭГР). Формальный старт этого проекта состоялся в мае 2008 г. проведением открытого конкурса-тендера с общей стоимостью работ в 50 млн. руб. (по словам участников проекта, включая затраты на приобретение ПО, оборудования и услуги по разработке, внедрению и сопровождению). Первая очередь системы была введена в эксплуатацию 15 сентября 2009 г. и с тех пор в Госреестр с использованием АС ЭГР внесено более 100 тыс. записей.

Рассказывая о предыстории проекта заместитель директора ФИПС Алексей Гвинепадзе, сказал, что его реализация была вызвана необходимостью решения целого ряда проблем, связанных с ведением Госреестра. Речь в первую очередь шла об отсутствии оперативного доступа к полной, достоверной и актуальной информации о зарегистрированных объектах. Наблюдалась значительная рассинхронизация данных Госреестра с информацией, содержащейся в различных автоматизированных системах, обслуживающих Госреестр, сведения, хранимые на бумажном варианте Госреестра, были неполными (в связи с ограничениями бумажных носителей). Трудозатраты на выполнение операций, связанных с внесением, получением или изменением данных Госреестра, были весьма значительными и постоянно повышались в связи с рост числа новых регистраций и операций с уже зарегистрированными объектами. Серьезные трудности возникали с обеспечением безопасности Госреестра.

В результате внедрения АС ЭГР Госреестр превратился в реальный центральный информационный ресурс Роспатента, интегрированный с другими системами делопроизводства ФИПС (рис. 1). При возникновении определенных событий в системах делопроизводства данные для новых регистраций или об изменениях в регистрациях автоматически вносятся в АС ЭГР. После необходимых автоматических проверок производится регистрация в АС ЭГР или внесение изменения в регистрацию, при этом сведения автоматически передаются для публикации, изготовления свидетельств и приложений.

В результате были решены ключевые задачи проекта:

  • создание единого источника, содержащего исчерпывающие, достоверные и актуальные данные Госреестра;
  • снижение трудозатрат на ведение Госреестра;
  • обеспечение:
    •  оперативного доступа к данным Госреестра, в том числе из Интернета;
    •  надежного, долговременного и безопасного хранения данных Госреестра;
    •  юридической значимости (персонификации) хранимых записей.

Алексей Гвинепадзе отметил, что Госреестр официально перешел на электронное внесение сведений о регистрациях товарных знаков и изменений в них. Процедура внесения информации в Госреестр осуществляется в электронном формате без использования бумажных носителей, при этом все изменения публикуются на сайте в порядке внесения, что позволяет оперативно предоставлять информацию органам государственной власти, гражданам и организациям.

В АС ЭГР с момента ее ввода в эксплуатацию заносятся все сведения о новых регистрациях, а также информация из бумажного архива по мере получения запросов на те или иные записи архива (рис. 2). Система, обеспечивая безопасное, надежное хранение юридически значимых документов, определяющих права на объекты интеллектуальной собственности, предоставляет возможность не только для их анализа человеком, но и обработки в других автоматизированных системах, в том числе автоматической обработки запросов Федеральной таможенной службы, Федеральной службы судебных приставов, других служб и ведомств и граждан на получение справок и выписок из Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, Государственного реестра наименований мест происхождения товаров и Перечня общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков.

Директор департамента информационных технологий КРОКа Игорь Никулин сообщил, что система построена с использованием средств EMC, Oracle и Microsoft, с поддержкой SOA и тонкого клиента для просмотра данных и администрирования хранилища. Ключевую роль в АС ЭГР выполняет хранилище электронных документов, реализованное на базе решения EMC Сentera, обеспечивающего защиту документов от искажений и удалений на аппаратном уровне (даже администратор и владелец всех паролей не сможет удалить или исказить документ). Документы подписаны ЭЦП, что дает юридические гарантии неизменности. Вся система реализована на базе ИТ-инфраструктуры ФИПС, расположенной в Москве, при этом для обеспечения надежности работы решения задействованы два территориально разнесенных ЦОДа.

Участники проекта сообщили о том, что в дальнейшем планируется перевод на платформу АС ЭГР существующих бумажных технологий по ведению Государственных реестров изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, реестров программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.