Отечественная система ГЛОНАСС находится на этапе перехода от формирования спутниковой группировки глобального масштаба к созданию полноценного рынка навигационных услуг. Эта специфика будет отражена в новой Федеральной целевой программе (ФЦП) по развитию ГЛОНАСС на 2012—2020 годы, которая сейчас готовится в отрасли. В ней особое внимание будет отведено выпуску навигационной аппаратуры для потребителей и созданию разнообразных интеллектуальных сервисов на ее основе. Об этом говорилось на V Международном форуме по спутниковой навигации, который проходил в начале июня в Москве.

Как отметил заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов, государство будет и далее поддерживать развитие орбитальной группировки и создание наземной инфраструктуры ГЛОНАСС. Он особо подчеркнул, что будущие навигационные проекты должны строиться на основе государственно-частного партнёрства, при этом со значительным преобладанием доли капитала частных инвесторов. Примечательно, что ГЛОНАСС будет полностью совместима со всеми другими глобальными и региональными навигационными системами.

На данный момент 23% воздушных судов в РФ оснащены оборудованием ГЛОНАСС, сообщил заместитель руководителя Российского космического агентства Анатолий Шилов. По его словам, аналогичный показатель в морском и речном транспорте составляет 87%, а на государственном и муниципальном автотранспорте — 85% (интересно, в какой мере эти цифры соответствуют действительности?). В стране разработано 46 типов навигационного оборудования для гражданских пользователей и 43 для спецпотребителей. Одна из целей руководства Роскосмоса — довести в ближайшие год-два точность ГЛОНАСС, которая сейчас составляет 6 м, до 2,8 м (в GPS — 7 м). Необходимые расчеты, по утверждению г-на Шилова, уже есть.

Но американская система позиционирования также не стоит на месте. По словам Рэя Клора, старшего советника госдепартамента США, в Соединенных Штатах разработаны и действуют четкие и жесткие единые стандарты и требования к сигналу, который предоставляет навигационная система. Поэтому уже в ближайшем будущем точность сигнала GPS будет составлять менее метра, по крайней мере на территории США. Для обеспечения таких высоких характеристик наряду с модернизацией космической группировки в США развивают и наземную инфраструктуру системы.

Что касается ФЦП по развитию ГЛОНАСС, то задержек по написанию программы нет. Концепция ФЦП согласована со всеми органами власти. Программа разрабатывается и уже в июне, по утверждению Анатолия Шилова, специальная комиссия правительства РФ под руководством Сергея Иванова будет рассматривать первый вариант этого документа. Особенностью программы г-н Шилов назвал ее продолжительность. “Никогда раньше мы не писали программ на девять лет, — отметил он. — На три года, на пять лет писали. В новой ФЦП необходимо точно спрогнозировать все то, что будет в будущем”.

Главный конструктор навигационной аппаратуры потребителей концерна ПВО “Алмаз Антей” Валерий Бабаков считает, что на данный момент коммерческое использование потребительских спутниковых систем без участия государства невозможно. Для того чтобы окупить затраты на создание отечественных чипсетов, нужно продавать их в миллионных объемах. Чисто на коммерческих условиях делать микросхемы для российского рынка пока сложно. “Если поддержка государства продолжится, — сказал он, — то в скором времени мы сможем выпускать миллионы навигационных устройств. Пока же у нас реально не работают ни механизмы борьбы с демпингом, ни механизмы защиты отечественных производителей. От этого зависит, будем ли мы создавать и производить навигационную аппаратуру в России, или приобретать ее за рубежом”. Что касается новой ФЦП, то, как считает докладчик, при ее создании надо исключить ситуации, когда бюджетные деньги выделяются одним организациям, а аппаратуру разрабатывают другие предприятия.

Говоря о ГЛОНАСС в целом, генеральный директор федерального сетевого оператора НИС Александр Гурко отметил: “Если мы обеспечим экспансию системы на международный рынок, то затраченные усилия будут не напрасными”. В противном случае, по его мнению, считать проект ГЛОНАСС успешным нельзя.

Между тем международная экспансия ГЛОНАСС пока отмечена относительно скромными успехами. Например, больше всего соглашений — восемь — подписано с Индией. В их числе договора о запуске индийской ракетой наших навигационных спутников, создание спутника нового поколения ГЛОНАСС-К и т. д. Но по разным обстоятельствам соглашения не реализуются. Возможно, это в значительной мере связано с тем, что в последние годы существенно изменилась позиция Индии и страна активно занялась собственным навигационным проектом.

Индия планирует к 2014 г. создать региональную спутниковую систему, рассказал участникам форума исполнительный директор компании Trackon Telematics Винод Кумар. Первый спутник эта страна намерена запустить во второй половине 2011 г., а к 2014 г. группировка будет развернута в полном объеме и составит семь космических аппаратов (КА). В будущем планируется расширение состава орбитальной группировки.

Также успешно создает свою навигационную систему и другой азиатский гигант — Китай. Ванг Дзю, эксперт китайской национальной администрации по глобальным спутниковым навигационным системам и приложениям, рассказал, что в 2012 г. будет завершено создание региональной навигационной спутниковой системы, состоящей из 14 КА и обеспечивающей точность позиционирования до 10 м. В последующем планируется создание глобальной системы, состоящей из 35 КА.

Одной из особенностей данного форума было то, что многие докладчики отмечали в своих выступлениях недостаточность или отсутствие необходимой для повсеместного внедрения и широкого развития спутниковых навигационных технологий нормативно-правовой базы в РФ. Также огромным недостатком многими выступавшими была названа несвязанность между собой различных решений и систем, которые уже используются в регионах страны. Причина в том, что пока по большей части отсутствуют единые механизмы, требования, технические характеристики и стандарты для решений и оборудования, что в конечном счете и предопределяет “местечковость” тех или иных, порой даже успешных, проектов (пример — ИТС Рязани).

Как отметил директор службы развития продуктов и услуг ГК “М2М телематика” Виталий Полторацкий на секции, посвященной ИТС, местные программы часто просто не согласованы с региональными и федеральными целевыми программами. Также муниципалитетам не хватает средств для полномасштабного внедрения технологий, и на местах очень надеются на помощь со стороны федеральных органов власти. По данным Александра Гурко, ежегодно регионам требуется порядка 7 млрд. руб. на внедрение различных спутниковых технологий. Федеральный сетевой оператор в данный момент разрабатывает региональные программы, девять из которых уже адаптированы и начинают действовать, а еще 16 находятся в разработке.

Впрочем, большой уровень неопределенности характерен не только для региональных, но и для крупных федеральных проектов, таких как “ЭРА-ГЛОНАСС”. “Инфраструктура “ЭРА-ГЛОНАСС” может быть задействована и для других проектов спутниковой навигации, — отметил вице-премьер Сергей Иванов. — В недалеком будущем все автомобили массой более 12 тонн планируется оснастить навигационными терминалами. Это будет делаться с целью взимания платы за ущерб, который автомобили наносят дорожному полотну”.

Известно, что созданная в Германии на базе спутниковых технологий система Toll Collect собирает с большегрузного транспорта около 5 млрд. евро год. В РФ специалистами НИС и T-Systems проведены испытания немецкой системы взимания плат с большегрузных автомобилей. По словам Александра Бахарева из компании НИС, результаты показали эффективность системы, “приемники работают правильно, видят сигнал”. Ну что же, на данном этапе и это хорошо. Может, со временем и в России на базе ГЛОНАСС появится техническая служба, способная рационально распределить налоговую нагрузку за пользование дорогами в стране. Но когда именно это произойдет, пока неясно.