В четвертом квартале прошлого года компания KS&R провела по заказу IBM глобальное исследование “Inside the Midmarket: A 2011 Perspective”, чтобы выяснить ИТ-приоритеты СМБ-компаний с числом сотрудников от 100 до 1000. Оно охватило более двадцати стран мира, где было опрошено 2112 респондентов, принимающих решения в области бизнеса и ИТ и представляющих самые разные сегменты рынка. Полученные данные свидетельствуют о заметной трансформации отношения СМБ (средний и малый бизнес) к информационным технологиям по сравнению с 2009 г., когда аналогичное исследование было проведено впервые. Результаты исследования, а также текущую ситуацию в российском сегменте СМБ первый заместитель главного редактора PC Week/RE Игорь Лапинский обсудил с Михаилом Серегиным, генеральным директором IBM в регионах России и странах СНГ.

PC Week: В содержательной части подготовленного отчета Россия упоминается лишь один раз. Означает ли это, что сделанные выводы к нашему рынку нужно относить с осторожностью?

Михаил Серегин: Я не заметил в отчете сколько-нибудь выраженной фокусировки на какие-то другие страны. Это глобальное макроэкономическое исследование, и главное в нем — общие выявленные тенденции. Но при этом отмечены и некоторые различия, так что сказать, будто это нечто вроде средней температуры по больнице, тоже нельзя. Речь идет об очень большом сегменте, и, конечно, он характеризуется крупными мазками, но чего-либо другого ожидать, наверное, было бы сложно.

PC Week: И все же какие, по-вашему, факторы определяют основные отличия СМБ в России от аналогичного сегмента в развитых странах?

М. С.: Мне кажется, здесь две основные особенности. Первая связана с тем, что в принципе рынок у нас существует лишь около двадцати лет и в связи с этим развивается гораздо динамичнее, чем в развитых странах. А вторая определяется структурой нашей экономики (собственно, как и во всех других странах), которая диктует возможные направления и масштабы бизнеса, поскольку многие СМБ-компании являются поставщиками крупных предприятий.

PC Week: Согласно данным исследования, на развивающихся рынках 69% опрошенных компаний планируют в 2011 г. увеличить ИТ-бюджет (на развитых — 51%). В России вы это уже почувствовали?

М. С.: Да, безусловно. Мы отмечаем значительный рост нашего бизнеса в данном сегменте, тогда как в кризисное время он сильно просел. Уже в прошлом году как раз в этом сегменте очень заметно проявился отложенный спрос.

PC Week: ИТ-вендоры, изначально ориентированные на больших заказчиков, начали демонстрировать свой интерес к СМБ и предлагать для него решения, наверное, лет пять назад. Как, с вашей точки зрения, можно охарактеризовать уровень проникновения ИТ в этот сегмент сегодня?

М. С.: Конечно, по сравнению с развитыми рынками, которые в чем-то опережают российский, уровень проникновения информационных технологий в СМБ у нас ниже, но это и хорошо для нашей ИТ-индустрии — мы в этом видим большие возможности для развития бизнеса, тем более что динамика роста потребления ИТ в СМБ выше, чем в сегменте крупных компаний. Сегодня российский рынок СМБ не насыщен продуктами, и я пока не вижу горизонта такого насыщения. Но однажды это произойдет, и тогда, я думаю, мы придем к тому же, к чему пришли развитые рынки, где настала пора сервисов. С их помощью компании разрабатывают или внедряют решения, которые позволяют им быть конкурентоспособными. А в ряде случаев сервисы сами становятся решением. Например, зачем покупать собственное аппаратное и программное обеспечение, если это можно купить как услугу и таким образом ограничиться лишь операционными расходами.

PC Week: То есть растущие ИТ-бюджеты у нас по-прежнему будут уходить в капрасходы, на закупку оборудования и ПО, на их содержание, и других вариантов пока не просматривается?

М. С.: Сегодня это так. Но уже идут разговоры, стоит ли так делать. А дальше возникает вопрос, может ли кто-то предложить все то же самое, но как услугу.

PC Week: IBM готова наращивать направление ИТ-услуг для СМБ в России?

М. С.: Чтобы это произошло, должны сложиться необходимые рыночные условия. Если мы пойдем по пути развитых рынков, это рано или поздно произойдет, и IBM будет здесь выступать не только как активный продавец своих продуктов, но и как активный поставщик услуг, тем более что в России давно и серьезно работает наше сервисное подразделение. Просто тот объем услуг, который оказывается в развитых странах, в процентном отношении к объему рынка заметно выше, чем у нас. И тому есть объективные причины. В частности, если говорить о классическом ИТ-аутсорсинге, то тут сложно что-либо прогнозировать, поскольку на данный момент у нас нет четкого свидетельства того, что этот рынок однозначно сложится, а если сложится, то в каких объемах. Это сильно затрудняет принятие решений о дополнительных инвестициях в данное направление, потому что мы всегда исходим из рыночной ситуации.

PC Week: Сейчас много разговоров об облачных технологиях. СМБ это уже интересно?

М. С.: Для начала нужно понимать, как это можно сделать. Каким образом можно конвертировать в услугу собственные, уже наработанные активы? Что с этими активами делать? Каким образом эта услуга будет работать? Как она будет развиваться? Насколько она надежна и каковы риски? То есть вопросов масса. И на них нужно найти ответы. Это первое. И второе: надо, чтобы кто-то пришел и предоставил такую услугу. Этим мы уже начали заниматься.

PC Week: По результатам исследования, среди основных приоритетов российских СМБ-предприятий на первом месте стоит обеспечение катастрофоустойчивости и непрерывности бизнеса. Как вы можете это прокомментировать?

М. С.: Надо понимать, что когда мы говорим о катастрофоустойчивости, то имеем в виду абсолютно любые катастрофы и аварии. В том числе и обусловленные элементарными человеческими ошибками, поломками оборудования и т. д. Я полагаю, что осознание того, что все это непосредственно влияет на бизнес, в СМБ-сегменте пришло относительно недавно. И это прямо говорит о том, что ИТ обрели здесь критически важное значение для бизнеса. Например, в проекте, который мы совместно с “Открытыми технологиями” реализовали для пермской торгово-логистической компании “Фуд Трэйд” в прошлом году, главными требованиями к создаваемой технологической системе были ее высокая доступность и надежное резервирование, которые гарантировали бы заказчику защиту от рисков финансовых потерь.

PC Week: А вообще-то многие ли компании СМБ рассматривают ИТ как инструмент, дающий конкурентное преимущество?

М. С: Данный сегмент принадлежит к числу высококонкурентных. А потому руководителям таких предприятий, зачастую они же являются и владельцами, приходится постоянно думать о том, каким образом сделать свое предприятие конкурентоспособным на рынке. И я не могу сказать, что мы настолько отстали, что в СМБ недопонимают роль и значение ИТ. Отнюдь нет. Опыт моего общения с представителями этого сегмента показывает, что здесь все чаще оперируют такими понятиями, как “бизнес-процессы”, и интересуются тем, как их можно эффективно реализовать с помощью ИТ. То есть понимание необходимости разработки бизнес-процессов и возможности их поддержания не просто с помощью технологических карт, но и ИТ есть, и оно только расширяется. Другое дело, что к настоящему времени рынок еще не дозрел до того, чтобы рост эффективности бизнеса достигался за счет снижения или даже устранения капитальных затрат.

PC Week: То есть в СМБ переход от логики “покупать ИТ только тогда, когда иначе нельзя” к логике “покупать ИТ, чтобы эффективно развиваться” уже состоялся или завершается?

М. С.: Я не сказал бы, что здесь кто-то покупает ИТ только потому, что обстоятельства заставляют. Многие руководители, с которыми мы разговариваем, готовы инвестировать ИТ-проекты, и их прежде всего интересуют такие вопросы, как сроки возврата инвестиций и их эффект. И всегда под этим понимается либо уменьшение издержек, либо увеличение оборота через внедрение тех или иных решений. С собственниками разговор идет только так.

PC Week: О чем все же говорят чаще — об уменьшении издержек или об увеличении оборота?

М. С.: В данном вопросе я согласен с результатами исследования. В соответствии с его данными количество тех, кто фокусируется прежде всего на уменьшении издержек и повышении операционной эффективности, уменьшилось по сравнению с 2009 г. с 53 до 21%, и, наоборот, увеличилась доля тех, у кого в фокусе рост оборота (с 25 до 30%), ориентация на заказчиков (с 11 до 31%), инновации (с 11 до 18%). На самом деле ориентация на заказчика, на мой взгляд, напрямую связана с ростом оборота, а инновации могут быть связаны и с тем и с другим, а также с увеличением прибыли. Наглядным примером таких инноваций может служить внедрение аналитических инструментов, позволяющих выявить наиболее прибыльные или быстрорастущие направления бизнеса, что может стать поводом для переноса фокусировки на эти направления. Другой пример — бюджетирование. Как и исходя из чего посчитать бюджет на год, а лучше на три? Для упрощения решения этой задачи тоже есть соответствующие инструменты. И для компании все это будут инновации, направленные на повышение эффективности бизнеса.

PC Week: Исследование также показало, что наиболее часто препятствием к решению приоритетных ИТ-задач оказывается цена вопроса (58% респондентов указали на это), а проблема оценки отдачи от инвестиций — на шестом, последнем месте (31%). Означает ли это, что в СМБ считать возврат инвестиций уже научились?

М. С.: Проблему оценки отдачи от инвестиций я, пожалуй, поставил бы вровень с проблемой нехватки средств на приобретение ИТ. В целом это взаимосвязанные вещи. Если вопрос решается на уровне CIO или департамента закупок, то тут на первом месте цена. Но когда выходишь на уровень финансовых менеджеров или первых руководителей и собственников, то здесь уже другой разговор. И действительно, обсуждая то или иное решение, не всегда просто показать, что компания приобретет в итоге. Работаем над этим.

PC Week: Спасибо за беседу.