Прошедшая в середине апреля конференция Oracle AppsForum’2011 стала юбилейным, десятым мероприятием такого рода. Десятилетие для ИТ-отрасли — срок огромный. В нашем отчете о первом форуме сообщалось, в частности, что его спонсорами стали Compaq, Hewlett-Packard, Intel и Sun Microsystems. Одна из этих компаний — Sun Microsystems — поглощена корпорацией Oracle, с другой — Hewlett-Packard — отношения после многолетней дружбы обострились в связи с отказом Oracle разрабатывать новое ПО для платформы Itanium. Колоссальные изменения претерпел портфель бизнес-приложений Oracle: если в 2002 г. всё внимание было сосредоточено на флагманской ERP-системе Oracle E-Business Suite, то сегодня после множества приобретений и поглощений корпорация предлагает десятки продуктов для решения самых разных функциональных и отраслевых задач. Как сообщила директор департамента бизнес-приложений московского офиса Oracle Ольга Беловолова, только за последние четыре года на российский рынок выведено около двадцати продуктовых линеек, до этого остававшихся недоступными для местных заказчиков. В целом же за десять лет число партнеров по бизнес-приложениям выросло в 13 раз, ими развивается более 300 партнерских практик, а общее количество консультантов превысило отметку 2000. Еще значительнее (в 23 раза) увеличилось число клиентов, использующих бизнес-приложения Oracle.

Впрочем, оценивая все эти достижения, не будем забывать, что только часть указанного роста имеет органическую природу: много новых партнеров и клиентов Oracle получила в результате покупки таких компаний, как Hyperion, Siebel, Primavera, JD Edwards и др. Аналогичные соображения следует принимать во внимание и при оценке финансовых результатов корпорации в нашей стране. Каковы они, кстати, никому не известно. Выступая на данном форуме, Ольга Беловолова посетовала на то, что местный офис связан общекорпоративной политикой неразглашения подобных результатов в отдельных странах: мол, успехи “Oracle СНГ” в прошедшем году были столь впечатляющи, что не иметь возможности говорить о них — крайне обидно. Что ж, и у политики закрытости есть свои недостатки. Оценивая положение Oracle на российском ERP-рынке, Ольга Беловолова отметила, что мнение Gartner о 10,5%-ной доле компании на нем (в 2009 г.) ей представляется близким к истине.

Резкое расширение портфеля бизнес-приложений Oracle отразилось и в главном слогане форума: “Вся палитра бизнес-приложений: совершенство оттенков”. Трактовать его можно по-разному, но главный посыл, как мне кажется, заключается в том, что свет вовсе не сошелся клином на ERP-системе Oracle E-Business Suite: у компании есть масса других интересных предложений. Об этом свидетельствует и структура множества проектов, представленных на форуме или выполненных за последний год. Большим спросом пользуются решения на базе аналитической платформы Oracle Hyperion. В частности, системы бюджетирования, финансового планирования и консолидации отчетности внедряются в РКК “Энергия”, Федеральном казначействе, “Яндексе”, “Славнефти”, “Челябэнергосбыте”, “Евросети” и МТС. В целом ряде организаций внедрена система Siebel CRM. Это Сбербанк, банк “Траст”, страховая компания “Согаз”, телекоммуникационные провайдеры “Мегафон”, “Скартел” и “Энфорта”. Решение для управления транспортом Oracle Transportation Management развернуто в “Норильском никеле” и логистическом холдинге AsstrA. В “Челябэнергосбыте” внедряется биллинговая система Oracle Utilities, в пивоваренной компании “Балтика” и в “Норильском никеле” — решение для оптимизации цепочек поставок Oracle Strategic Network Optimization, в розничной сети “Спортмастер” — пакет Oracle Retail. Разумеется не были забыты и проекты по развертыванию полномасштабных ERP-систем: Oracle E-Business Suite (РКК “Энергия”, Федеральное казначейство, “КуйбышевАзот”) и Oracle JD Edwards EnterpiseOne (“ПурАгро”).

Представляя общекорпоративную стратегию в области бизнес-приложений, вице-президент Oracle по Applications Product Strategy Огнъен Павлович еще раз подтвердил ориентацию на поставку программно-аппаратных стековых решений, включающих все компоненты — от дисковой системы хранения до приложений. Их достоинство он видит в том, что подобные решения уже изначально проектируются для совместной работы всех компонентов, а это существенно упрощает их развертывание, эксплуатацию и обновление. С другой стороны, поддержка в продуктах Oracle открытых стандартов оставляет, как убежден Огнъен Павлович, заказчикам выбор: они могут использовать компоненты иных вендоров, если те также поддерживают общепринятые спецификации. В структуре приложений Oracle докладчик выделил три категории продуктов: базовые пакеты (ERP, CRM, GRC, HCM, SCM и EPM), отраслевые решения и элементы прикладной платформы (BI, ECM, Identity Management, SOA & Process Management и др.).

Определенную интригу в этот стратегический пасьянс вносит предстоящий в нынешнем году выпуск первых модулей системы корпоративного управления нового поколения Oracle Fusion Applications. В ней предполагается объединить лучшие черты уже имеющихся у корпорации приложений и в то же время построить ее на новых технологических принципах. Платформа, на которой базируется новая система, поддерживает открытые стандарты и является сервисно-ориентированной. Все модули Fusion Applications будут изначально готовы к обеим моделям развертывания: локальной и облачной. Аналитические инструменты должны быть встроены во все ключевые процессы, а средства Web 2.0 позволят реализовать самые разные каналы социальных коммуникаций между менеджерами, использующими систему.

Все это замечательно, но какая судьба ожидает нынешнее поколение приложений Oracle? В обозримой длительной перспективе им уготована вполне нормальная жизнь. Во всяком случае, та детальная дорожная карта, которую представил Огнъен Павлович, содержит сведения о разработке и выпуске новых версий имеющихся продуктов на несколько лет вперед. Заказчикам, уже эксплуатирующим эти продукты, обещается их пожизненная поддержка. Но наряду с этим им предложено присматриваться к новым модулям Fusion Applications и по мере необходимости развертывать их, не прекращая эксплуатации основной системы. Иными словами, бизнес-приложения старого и нового поколений на протяжении какого-то времени должны функционировать в режиме сосуществования (будем надеяться, мирного). Как долго продлится эта эпоха? Вполне возможно, что счет пойдёт на десятилетия. Как заверил Огнъен Павлович, все будет зависеть от потребностей клиентов: никто не собирается подталкивать их к вынужденному апгрейду.