В нашей стране идет модернизация образования. Ключевую роль в этих преобразованиях играют информационные технологии. Но, как известно, реформа получила неоднозначную оценку в обществе. Что делать в такой ситуации? Как стимулировать инновации в школах? По какому пути должна идти Россия? Эти и другие вопросы обсуждались во время аналитического мероприятия, проходившего в рамках 8-го европейского форума “Партнерство в образовании”, организованного компанией Microsoft.

В нынешнем году форум впервые проходил в России. Видимо, это говорит о том, что благодаря системным преобразованиям растет интерес к российской образовательной системе со стороны мирового сообщества. К тому же наши педагоги каждый раз выходили в финал конкурсов проектов учителей, использующих ИТ в учебном процессе, которые проводились на предыдущих форумах. Все это привлекло внимание Microsoft к нашей стране.

В дискуссии принимали участие специалисты из разных областей: эксперты в области образования, учителя школ из различных стран Европы, представители бизнеса и власти. По их единодушному мнению, ИТ трансформируют подход к образованию, и этот процесс необратим. “Мы живем в сетевом мире. Информационные технологии меняют способ обучения. От эпохи, когда методом передачи знаний был урок, мы переходим к другой реальности, когда учителя и дети обмениваются информацией и вместе создают креативные проекты, — сказал Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования (ФИРО) при Министерстве образования и науки РФ. — Именно на это направлены новые стандарты, которые разрабатываются сегодня”.

Реформа системы образования необходима, считает он, несмотря на консервативную реакцию общественности. По его мнению, этот страх оправдан и связан с тем, что реформаторы недостаточно активно объясняют мотивы своих действий. Поэтому возникает опасения, что все направлено на разрушение существующей системы образования. Но это не так: “Новая школа — это школа выбора. В ней будет господствовать принцип избыточности знаний, а не подгонки знаний под жесткую программу. Я думаю, что страх перед новыми стандартами — это чисто психологический момент. Трудно быть ответственными за выбор”.

Реформы системы обучения проходят во всем мире. Например, по словам учительницы из Румынии Даны Типеи, недавно в ее стране было принято новое законодательство в области образования.

Реформы необходимы и в связи с изменением ситуации в школах. Одним из доказательств изменений в школах стал нынешний форум, считает советник ФИРО Александр Уваров: “Около 1,5 тыс. педагогов представили работы на конкурс, а сам конкурс проходил через Интернет. Еще 10—15 лет назад такое нельзя было даже представить”.

По словам Елены Шимутиной, заместителя директора Центра образования “Царицыно” (Москва), за последнее десятилетие в области применения ИТ в российской системе образования произошли серьезные изменения: “Я вижу, как меняются учителя и школы. В основном это происходит благодаря ряду федеральных и национальных проектов и усилиям некоторых ИТ-поставщиков”.

Одним из таких поставщиков является Microsoft, которая восемь лет реализует программу “Партнерство в образовании”. Как отметила Лорен Вудмен, директор этой программы, за прошедшее время обучение прошли свыше 8 млн. педагогов и более 191 млн. учеников из 114 стран: “Мы помогаем учителям повысить квалификацию и поделиться профессиональными знаниями с коллегами. Таким образом мы способствуем региональному развитию”.

По словам Игоря Баландина, директора Microsoft по работе с системой образования в России, компания инвестирует в эту программу десятки миллионов долларов в год и при этом не фокусируется на продвижении собственных продуктов: “К сожалению, у Microsoft есть имидж агрессивного монополиста в области ИТ. Но мы реализуем немало программ и инициатив в области образования, никак не связанных с монетизацией. Главное — это поддержка системных изменений и изменения отношения к ИТ в системе образования. Мы хотим ускорить этот процесс преобразований”.

Тем не менее он отметил, что ПО Microsoft используется во многих школах: “Сейчас в образовании полным ходом идет проект по лицензированию ПО. Это — продолжение проекта “Первая ПОмощь”, который завершился в конце 2010-го. Достигнутые результаты говорят об интересе школ и органов управления к использованию наших продуктов. Мы предоставляем им значительные льготы”.

Однако в прошлом декабре был утвержден план перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных организаций на свободное ПО. На вопрос о том, как это отразится на внедрении продуктов Microsoft в школах, Игорь Баландин ответил: “Всё найдёт свое место — и свободное ПО, и коммерческое, а какой будет расклад — покажет время”.

Но распространение ИТ в школах ставит много новых задач. По мнению большинства участников дискуссии, главная из них — повышение компьютерной грамотности педагогов. Как считает Александр Асмолов, для этого прежде всего нужно изменить менталитет учителя, показать, что без ИТ он не сможет поддержать авторитет. “Учителю будет трудно сохранить лидерство, если ребенок увидит, что он не владеет ИТ”. Но процесс обучения в этой области должен проходить постепенно. Осваивая ИТ, учителям следует начинать с малого, считает Мэри Куллинейн, старший директор по инновациям Microsoft, иначе они могут захлебнуться в технологиях.

Однако необходимо, чтобы учителя использовали высокие технологии не сами по себе, а в педагогических целях для усиления эффекта преподавательской работы, — это главное, на что обратили внимание многие участники дискуссии. “Нужны курсы профессионального развития преподавателей, направленные не только на обучение технологиям, но и на их применение в обучении, — сказала Лорен Вудмен. — Нужно интегрировать педагогику и ИТ, чтобы заинтересовать учеников, привлечь их внимание к тому, что доносит до них преподаватель”.

В то же время широкое распространение информационных технологий в школах затруднено из-за ряда проблем. На одну из них указала Елена Новикова, генеральный директор компании “Полимедиа”: “К сожалению, внедрение ИТ в российское образование происходит не так быстро, как эти технологии осваивают дети. Одна их причин — отсутствие на федеральном уровне общих критериев успеха такого внедрения. Каждый регион решает эти вопросы самостоятельно”.

Правда, по ее словам, не везде дела обстоят плохо: “Например, Татарстан разработал стратегию внедрения ИТ в образование и ввёл в них ключевые показатели и способы повышения стимулирования учителей в использовании ИТ. Во многих случаях перед внедрением технологий проводится обучение педагогов. Это очень важно, для учителей, администрации и представителей органов управления образованием такое обучение является главной мерой”.

Это мнение разделяет Елена Шимутина: “Только согласованное взаимодействие всех заинтересованных сторон может стать катализатором трансформации образования”.