Появление очередного отраслевого решения давно уже стало рядовым событием на рынке ERP. Однако выпуск системы для управления розничной торговлей Microsoft Dynamics AX for Retail свидетельствует о существенном изменении стратегии корпорации. Если прежде каждый партнер мог создавать свое решение для той или иной вертикали, в частности для ритейла, то теперь, судя по всему, базовые отраслевые версии будут разрабатываться самой Microsoft, а партнерам предложат создавать субвертикальные редакции, учитывающие специфику внутриотраслевых сегментов или даже отдельных предприятий.

Следует отметить, что решение Microsoft Dynamics AX for Retail появилось на рынке еще в августе 2010 г., но только его второй релиз, выпущенный в начале марта, стал доступен российским торговым организациям. Как заявил директор “Microsoft Business Solutions Россия” Владимир Водянов, продукт способен автоматизировать все бизнес-процессы современного торгового предприятия и включает в себя наряду с базовой конфигурацией Dynamics AX, обеспечивающей управление финансами, товарно-материальными потоками, персоналом и отношениями с клиентами, еще и модули для управления кассовым оборудованием (POS-терминалы), магазином, логистикой, мерчендайзингом и сервисным обслуживанием. Все указанные модули могут приобретаться отдельно, что делает данное решение особенно привлекательным для тех торговых организаций, которые уже используют базовую конфигурацию Dynamics AX. По словам руководителя департамента продвижения программных продуктов Microsoft Dynamics в России Владимира Егорова, цена лицензий Microsoft Dynamics AX for Retail всего лишь на 20% превышает стоимость базовой конфигурации Dynamics AX.

Одним из главных достоинств нового отраслевого решения Владимир Водянов считает изначальную интегрированность всех его подсистем. По его мнению, продукт будет востребован прежде всего там, где либо только приступают к автоматизации, либо уже эксплуатируют Dynamics AX. Именно таковы первые заказчики, приступившие к внедрению Dynamics AX for Retail. Это сеть российских гипермаркетов kika, торгующая мебелью и товарами для дома, и сеть магазинов модной одежды для молодежи New Look. Как отметил директор “kika Россия” по ИТ Денис Рудаков, в его компании ко времени выпуска новой отраслевой редакции уже велось внедрение Dynamics AX 2009. Такова же, по словам заместителя генерального директора New Look Ксении Есиной, ситуация и в New Look.

Судя по всему, в обоих упомянутых проектах немало работы найдется и для партнеров-внедренцев. К примеру, Денис Рудаков упомянул о необходимости проведения более глубокой локализации данного индустриального решения. А New Look, как рассказала Ксения Есина, не будет использовать модули для управления логистикой и складом, поскольку эту деятельность торговое предприятие отдает на аутсорсинг внешним исполнителям. У kika в России сегодня пять гипермаркетов, а в 2013 г. их число планируется удвоить. New Look собирается иметь к этому сроку 96 магазинов (сегодня их 13). Хватит ли масштабируемости Dynamics AX for Retail при таких темпах роста? Владимир Водянов утверждает, что система способна поддерживать сети из десятков и сотен торговых предприятий, а потому сможет успешно конкурировать с так называемыми тяжелыми продуктами.

Не секрет, что прародителями Dynamics AX for Retail были два успешных партнерских ритейловых решения, которые куплены корпорацией полтора года назад. Но кроме них на рынках, в том числе и на локальных, другими партнерами также предлагалось множество решений для розничной торговли, базирующихся на Dynamics AX. Какая судьба уготована им? Будут ли они способны конкурировать с брендом Microsoft? Как разъяснил Владимир Водянов, такие партнеры могут продолжить продвижение собственных решений, но наряду с этим им будет предложено переносить дополнительную (по отношению к Dynamics AX for Retail) функциональность на новую отраслевую платформу, создавая тем самым субвертикальные решения. Сегодня уже 10 российских компаний сертифицированы по системе Dynamics AX for Retail и еще около полутора десятков ведут подготовку к подобной сертификации. Думается, новая стратегия Microsoft по отношению к выпуску вертикальных решений вполне разумна, поскольку она позволяет более жестко контролировать их качество. Не секрет, что наличие десятка партнерских решений для одной вертикальной ниши нередко смущало потенциальных клиентов. Выбор лучшего варианта был затруднен для заказчика еще и тем, что Microsoft принципиально не ранжировала такие решения, объясняя это нежеланием вмешиваться в конкуренцию между партнерами.

То, что первым собственным индустриальным решением Microsoft стала система для управления розничной торговлей, руководитель представительства Microsoft в России Николай Прянишников объясняет высоким динамизмом развития этой отрасли, который отмечается и в нашей стране. Появляются новые каналы продаж и маркетинга (интернет-магазины, социальные сети), совершенствуются программы лояльности, растет использование мобильных устройств и средств учета местоположения покупателей и продавцов и т. д. “Все это приводит к тому, что работать торговому предприятию становится легче, но … сложнее”, — посетовал Николай Прянишников, выразив уверенность в том, что преодолеть эту сложность поможет новое решение Microsoft.