2010 год для бизнеса Microsoft в России ознаменовался началом активного продвижения облачной стратегии. Развернутый обзор предложений корпорации представил с помощью своих московских коллег на прошедшей в Москве конференции “Платформа 2011” старший вице-президент по технической стратегии Microsoft Эрик Раддер. Уточнить некоторые детали облачных планов компании в беседе с ним постарался обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.

PC Week: Проблематика облаков присутствует на мировом рынке уже как минимум два года, но только в 2010-м ее стали широко обсуждать в нашей стране. Вроде бы это для нас достаточно свежая тема, но в то же время создается впечатление, что у ИТ-сообщества есть уже некоторая усталость от этих разговоров, не подкрепляемых пока в должной мере реальными делами. Что вы можете сказать по поводу такого суждения?

Эрик Раддер: Мы должны понимать, что облачный рынок находится сегодня лишь в начальной стадии своего формирования. У нас впереди еще долгий путь до его зрелого состояния. И все же я думаю, что за последние пару лет ИТ-отрасль совершила очень серьезный прорыв в этом направлении, и сейчас можно утверждать, что облачные модели во всем их многообразии — это действительно магистральный путь, по которому будет идти развитие ИТ.

Смотрите: два года назад мы впервые объявили о планах создания Windows Azure, через три месяца после этого появилась ее бета-версия (см. www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=115615А.К.). В ноябре 2009-го система была запущена в промышленную эксплуатацию. А сейчас, спустя год, в этой среде уже функционирует около 20 тыс. приложений. Мы считаем, что это очень хороший, многообещающий старт. На последней конференции PDC'2010 были анонсированы серьезные расширения Azure: добавлен функционал управления рабочими потоками, появился вариант Extra Small Windows Azure Instance для реализации небольших проектов, была усилена безопасность системы. Помимо облачной платформы мы предоставляем большой спектр сервисов как для корпоративных заказчиков, так и для частных пользователей. Например, у Dynamics CRM Online сейчас насчитываются тысячи клиентов. В онлайне представлены SharePoint и Lynс, на Exchange Online размещены миллионы почтовых ящиков. Большой шаг в развитие корпоративных сервисов будет сделан в 2011 г. с выпуском набора Office 365 (см. www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=126049 А.К.). Могу сказать, что развитие всей системы программных продуктов и технологий Microsoft идет в контексте поддержки облачных моделей.

Хотя, соглашусь, определенный скептицизм по поводу облаков, усталость от многочисленных разговоров на эту тему присутствуют на рынке. Но сейчас фаза разговоров закачивается — наступает время реальных дел и получения конкретных преимуществ от новых технологий и моделей их применения. К тому же я должен сказать, что на ИТ-рынке всегда есть заметно преувеличенное ожидание в краткосрочной перспективе (примерно на два года вперед) и столь же явная недооценка развития событий в более отдаленном будущем, пять лет и более.

Сегодня в ИТ-отрасли только еще идет накопление критического объема предложений и опыта их применения. Когда будет сформирована нужная критическая масса, процесс может пойти взрывообразно. И к этому этапу нужно готовиться уже сейчас даже тем, кто не очень верит в будущее облаков.

PC Week: Можно ли как-то проанализировать спектр тех двадцати тысяч приложений, которые уже работают в Azure? Можно предположить, что там в основном какие-то пилотные проекты, а не критически важные для бизнеса приложения.

Э. Р.: Там есть самые разные решения. Например, на “Платформе” один из наших партнеров показывал реальное приложение, разработанное в России и предназначенное для управления ИТ-системами с использованием ActiveDirectory. На PDC'2010 была показана одна очень интересная программная система. Компания Pixar, известная созданием мультипликационных фильмов, преобразовала свою технологию рендеринга в виде облачного сервиса Renderman, работающего в среде Azure. И теперь Pixar занимается не только производством мультфильмов, но и дает возможность другим студиям создавать свои произведения с помощью этой технологии. Обратите внимание: использование облачной модели позволило Pixar начать освоение качественное нового для компании направления бизнеса — это поставка уникального сервиса.

Очень быстро перемещается в облако научное сообщество. Обеспечение высокой масштабируемости и выделение вычислительных мощностей по запросу только при выполнении конкретных задач — вещи, крайне необходимые для научно-технических расчетов. При этом ученые, в отличие от бизнеса, не опасаются за свои коммерческие секреты, их не связывают нормативные требования по защите данных. Нужно сказать и про успешные проекты перевода ERP-решений в режим облачных сервисов.

Принципиально новые возможности открываются для создания мобильных приложений, в которых основная вычислительная нагрузка будет перенесена в облако. Тут же стоит упомянуть и игровую индустрию. Как все это может выглядеть, мы показываем на примере своего онлайного сервиса XBox 360, который, кстати, доступен теперь и в России. Он представляет собой облачное развитие службы XBox 360 Live, у него в данный момент насчитывается уже почти 20 млн. подписчиков.

Так что арсенал облачных приложений на рынке уже сейчас достаточно велик и весьма разнообразен. Просто многие пока им не пользуются и потому считают, что его просто нет. Но это не так: облачные приложения — это уже реальность.

PC Week: Что можно сказать о конкуренции на рынке облачных услуг? Или сегодня вендоры борются не друг с другом, а с традиционными представлениями заказчиков?

Э. Р.: Конкуренция есть, и она будет возрастать. Но мы считает, что Microsoft в облачной сфере имеет отличные позиции, поскольку мы предлагаем на рынке самый широкий спектр решений во всех трех облачных направлениях — инфраструктурном (IaaS), платформенном (PaaS ) и прикладном (SaaS). Причем все эти сервисы отличаются самым высоким уровнем совместимости. Очень важным является также возможность работы с ними под одним аккаунтом.

PC Week: В эпоху подобных перемен в ИТ-мире резко повышается роль разработчиков ПО и соответственно инструментальных средств. Что можно сказать о движении в облачном направлении вашего Visual Studio?

Э. Р.: Visual Studio — один из ключевых компонентов нашей программной экосистемы, и его значение в деле освоения облачных моделей исключительно велико, поскольку во многом такой переход зависит от активной поддержки со стороны разработчиков ПО, причем — я должен обратить на это внимание — не только поставщиков продуктов, но и сотрудников ИТ-подразделений заказчиков.

Для Visual Studio есть два очевидных направлений развития: поддержка создания облачных приложений и смещение самой среды разработки в облако. Движение идет в обоих. Например, на “Платформе 2011” прямо на глазах у аудитории на пленарном заседании мой московский коллега Дмитрий Мартынов буквально за пять минут показал, как можно с помощью Visual Studio 2010 создать простое, но полезное, работающее облачное приложение.

Что касается переноса самой среды в облако, то недавно мы объявили о доступности онлайновых сервисов Visual Studio Team, предназначенных для поддержки групповой разработки ПО. Кроме того, разработчики могут использовать облачные среды исполнения программ для тестирования и отладки своих приложений. Например, им не нужно при использовании баз данных устанавливать их на локальные компьютеры — они могут взять необходимые им онлайновые варианты. Это открывает принципиально новые возможности для программистов, особенно для стартаповских проектов, которым не надо тратить средства на приобретение оборудования и ПО, необходимого для отладки программ.

PC Week: Когда ваши облачные предложения будут доступны в нашей стране? Я задавал вам этот вопрос в нашей с вами беседе на “Платформе 2009”. Вы тогда ответили, что это может случиться в течение ближайшего года, но прошло уже два года, а ваши корпоративные онлайновые сервисы в России до сих пор недоступны.

Э. Р.: Обратите внимание, что тогда я делал предположение, а не утверждение по поводу наших планов. На самом деле мы должны понимать, что, двигаясь к облачным перспективами, вся ИТ-отрасль движется во многом методом проб и ошибок. Мы (я имею в виду не только Microsoft) не можем точно сказать, как именно будет выглядеть ИТ-мир через пять и тем более десять лет. Но то, что он будет не таким, как сегодня, — это несомненно.

Да, есть стратегия, планы, ведутся конкретные разработки, но при этом в них вносятся постоянные коррективы, порой достаточно серьезные. Я уверен, что реализация нашей облачной стратегии идет очень успешно, у нас получены хорошие результаты и видны весьма оптимистичные перспективы. Но, должен сказать, развитие событий шло не совсем так, как мы это представляли себе в самом начале.

Все же наша платформа Azure и онлайновые корпоративные сервисы находятся пока, скорее, в начальном этапе развития, что-то вроде опытной эксплуатации. Их обкатка идет в первую очередь на американском рынке, который нам лучше знаком. Тут нужно иметь в виду, что в облачных делах весьма важны не только технологические, но и разного рода юридические аспекты, которые в очень большой степени носят национальный характер.

Перед тем, как начать широкое глобальное продвижение наши предложений, нам нужно убедиться в их качестве и соответствии требованиям клиентов, нужно получить обратный отклик от заказчиков, учесть их пожелания. Например, в первой версии Exchange Online не было поддержки интегральной аутентификации пользователей (т. н. Single Sign-On), но оказалось, что им такая возможность необходима, и мы ее реализовали. По мере готовности все наши продукты и сервисы будут становиться всё более доступными во всем мире, в том числе и в России. Высокое качество — это гораздо важнее, чем жесткое соблюдение графиков вывода решений на рынок.

PC Week: У этой проблемы есть и другая существенная сторона: готовность рынка, отдельных его региональных или вертикальных сегментов к восприятию тех или иных инноваций. Как вы оцениваете зрелость российских заказчиков в плане применения облачных моделей?

Э. Р.: Я думаю, что ваши компании хорошо понимают суть предлагаемых инноваций и вполне готовы к началу их освоения. Со своей стороны, мы тоже не стоим на месте; например, мы уже объявили о доступности в России облачного варианта XBox 360. Участники конференции сегодня получили возможность пользоваться Azure и онлайновыми сервисами для создания собственных программ.

Я хотел бы подчеркнуть, что мы позиционируем всю нашу облачную платформу как достаточно универсальную систему для самого широкого спектра заказчиков, независимо от их размера и предметной области деятельности. Но выбор в ее пользу будет делаться в каждом конкретном случае, с учетом разного рода обстоятельств, в том числе вопросов безопасности, нормативных требований, причем как со стороны государства, так и со стороны самого бизнеса.

PC Week: Microsoft c момента первого анонса Azure долгое время утверждала, что эта платформа будет доступа на рынке только в виде сервиса от самой корпорации. Но нынешним летом было объявлено об изменении этой позиции и сказано, что Azure будет доступна в виде продукта для партнеров и заказчиков . Что можно сказать об этом направлении развития вашей облачной платформы?

Э. Р.: Вот, кстати, хороший пример того, что даже планы корректируются по ходу движения вперед. Хотя на самом деле это полностью соответствует нашей главной стратегической линии: заказчики должны иметь выбор, в том числе в вопросе, использовать им внешние сервисы или развертывать ИТ-системы внутри своего ИТ-периметра. Пока в направлении создания переносимых Azure-аплаенсов мы работаем с ограниченным числом партнеров и клиентов. Опять же тут нужно все хорошо проверить и уточнить, как это делать наилучшим образом, в том числе в плане логистики распространения этой новой системы.

Смею вас уверить, что все наши облачные (и не только облачные) предложения будут доступны в России. Мы напряженно работаем, чтобы это произошло быстрее. Надеюсь, что при следующей нашей встрече мы сможем поговорить уже о российском опыте использования онлайных сервисов, в частности Office 365.

PC Week: Спасибо за беседу.