Группа компаний “СТиС” (STiS) — крупнейшее в нашей стране предприятие по производству стеклопакетов (она ведет свою историю с 1999 г.). Практически каждый год группа запускает новый завод: в настоящее время в разных регионах России их двенадцать. И каждый из них обслуживает десятки, а то и сотни “оконщиков” (фирм по производству и установке окон) и сотрудничает с десятками поставщиков стекла и других комплектующих. При этом количество ежедневных заказов на производство стеклопакетов — а каждый такой заказ является уникальным — исчисляется сотнями, а то и тысячами.

К портрету “СТиС” можно добавить и то, что у всех “оконщиков” свои требования к формированию транспортной тары — “пирамид” с готовой продукцией. Одни хотят, чтобы в одной пирамиде не смешивались стеклопакеты из стекол разных марок. Другие стремятся загрузить эти пирамиды полностью, чтобы минимизировать затраты на транспорт. Третьи желают строить эти пирамиды с учетом географического расположения своих клиентов и т. д.

Отметим также, что в настоящее время в области компьютеризации производства стеклопакетов основные надежды группа “СТиС” возлагает на решение “Управление производственным предприятием” (УПП), выпускаемое на платформе “1C:Предприятие 8”.Об особенностях автоматизации управления предприятием нашему обозревателю Владимиру Митину рассказал заместитель генерального директора по аналитике в области ИТ группы компаний “СТиС” Александр Васильев.

PC Week: Как группа “СТиС” пришла к пониманию необходимости внедрения решения УПП для управления бизнес-процессами по изготовлению стеклопакетов?

Александр Васильев: Лет семь назад в группе “СТиС” была внедрена система программ “1С:Предприятие 7.7” (включая конфигурации “Торговля и Склад”, “Бухгалтерия”). Это решение не было удобно для использования в пространственно распределенных компаниях. Ситуация улучшилась с появлением “1С:Предприятия 8”. Это значительно более мощная система: она хорошо решает вопросы информационного взаимодействия предприятий, входящих в единую структуру и расположенных на значительном расстоянии друг от друга. К тому же в ней появилась конфигурация УПП. Если говорить честно, то версия этой УПП, ориентированная на платформу “1С:Предприятие 8.0”, была сыровата. Версия же, разработанная с учетом возможностей платформы “1С:Предприятие 8.1”, намного лучше. Ещё более совершенной стала версия УПП, адаптированная нами для работы на платформе “1С:Предприятие 8.2”, которую мы и используем в настоящее время на одном из заводов группы.

PC Week: Почему только на одном?

А. В.: В любом проекте всегда есть определенная доля риска. Подвергать риску сразу все заводы группы было сочтено нецелесообразным. Для первого внедрения УПП мы выбрали завод в Краснодаре. В нашей группе это завод средней мощности. Работы по внедрению начались на нем примерно год назад. Сейчас там практически все закончено. И в ближайшее время мы этот проект будем тиражировать.

PC Week: Что мешает тиражированию этого проекта прямо сейчас?

А. В.: Наш бизнес имеет сезонный характер. Январь и февраль являются месяцами с меньшей производственной загрузкой. Это самое удобное время для разного рода экспериментов без риска сорвать производственную программу. Внедрять ERP-системы в пиковые периоды крайне рискованно. Этим можно поставить под удар деньги собственника. Необходимо, чтобы к новой системе “притерлись” люди. А это “притирание” занимает определенное время и, как показывает практика, не всегда проходит гладко. К тому же многие наши заводы до сих пор работают на “семерке” (“1С:Предприятие 7.7”), внедрение на них УПП требует выполнения процесса перехода к “восьмерке” (“1С:Предприятие 8”).

Есть и ещё один фактор. Недавно вышел интересный продукт “1С:Управление небольшой фирмой 8”. Не исключено, что новые версии решения УПП будут построены на тех же принципах, что и данный продукт. Мне представляется целесообразным перенести все хорошее, что было наработано в Краснодаре, на это новое решение УПП, а затем уже тиражировать его на другие заводы группы. Разумеется, желательно на всех заводах группы внедрить однотипные бизнес-процессы. Но наши заводы не однотипные. Они создавались и оснащались в разное время. Кроме того, они имеют различные мощности. К тому же в каждом регионе действуют несколько разные правила ведения бизнеса.

PC Week: Когда вы начали внедрение УПП на своем заводе в Краснодаре, какая цель ставилась?

А. В.: Главная цель — минимизация затрат на производство готовых изделий. Но для этого, прежде всего, необходимо наладить правильный управленческий учет с ежедневной отчетностью. А для того чтобы наладить правильный управленческий учет, важно создать общее информационное пространство. Чтобы руководство группы могло сразу видеть всю картину: сколько денег есть на счетах, сколько предстоит их потратить в ближайшем будущем? Где ощущается недостаток стекла такой-то марки, а где наблюдается его избыток? Группа компаний — это единый механизм. И сбой в любой подсистеме этого организма крайне нежелателен.

PC Week: Почему три года назад вы выбрали именно УПП?

А. В.: По простой причине: у решения УПП при очень хорошей функциональности самый низкий порог входа в автоматизацию. В разы меньше, чем у других систем. По своей практике знаю: убедить собственника в том, что его предприятию нужна именно такая ERP-система, не так-то легко. Здесь наиболее правильный подход состоит в том, чтобы осуществлять автоматизацию бизнес-процессов постепенно, по подразделениям. Причем автоматизировать не сразу все рабочие места, а поэтапно. В этом плане фирма “1C” проводит очень гибкую лицензионную политику.

Признаюсь, не все шло гладко. Когда в Краснодаре мы поставили типовую систему УПП, то она в наши уникальные бизнес-процессы не вписалась. Поэтому её пришлось дорабатывать на месте путем десанта московских франчайзи “1С”, которые взялись за реализацию этого проекта.

PC Week: У “1С” около 6000 франчайзи. Из них 555 имеют право на инсталляцию УПП. Как в вашем случае осуществлялся выбор партнера по реализации проекта?

А. В.: Конкурс был, но я его не застал. Однако слышал, что приходили разные люди и предлагали свои услуги. Лично я пришел в группу компаний три года назад, когда структура холдинга уже стабилизировалась и в ней появилось подразделение, отвечающее за внедрение информационных систем. Кроме того, у нас есть директор ИТ-службы. Я в основном занимаюсь бизнес-аналитикой, а также являюсь руководителем проекта по внедрению УПП.

PC Week: Почему проводился именно конкурс на выбор партнера, а не аукцион?

А. В.: Вопрос не ко мне. Меня в то время в группе “СТиС” ещё не было. Но лично я к аукционам на реализацию ERP-проектов отношусь отрицательно. В них, как правило, побеждают фирмы-карлики, предлагающие самые низкие цены. Потом выясняется, что по этой самой низкой цене практически ничего сделать нельзя и заказчик получает не работающую систему, а ворох бумаг. Есть понятие — справедливая цена. Это цена, за которую грамотные специалисты готовы реализовать сложный проект. Всем известен треугольник “цена — качество — скорость”. В одном проекте совместить все три стороны этого треугольника нельзя. Иными словами, никогда нельзя дешево получить качественную и быструю услугу. Чудес не бывает.

Я не знаю, почему именно группа “СТиС” в качестве партнера по внедрению выбрала московскую компанию “Проект-ИТ”, но в этой компании есть специалисты, такие как Хотнянский Е.А., Ядрышников Е.Ю, Соболевский К.В., которые не просто окончили краткосрочные курсы по освоению УПП, а имеют опыт внедрения информационных систем в крупных организациях: КАМАЗ, “Майский чай”, “Роснефть” и т. д. А успешный опыт реализации крупных проектов — лучшая рекомендация.

Отмечу: высококвалифицированные “1С"-франчайзи работают очень быстро. Они не навязывают вам типовое решение и не предлагают реорганизовать под него свои бизнес-процессы, а начинают с изучения ваших пожеланий.

В то же время у нас была смешанная команда по внедрению УПП. Сотрудники “Проект-ИТ” проявляли чудеса настойчивости в уточнении того, что нужно было пользователям. Но если пожеланий с их стороны в оговоренные заранее сроки не поступало, то они делали так, как считали нужным. Конечно, обучив специалистов, все можно было сделать и своими силами. Но франчайзи привлекают для ускорения внедрения. Да и не было у нас в то время сотрудников, которые могли бы осуществить это внедрение.

Разумеется, внедрение УПП в Краснодаре осуществлялось не на пустом месте. Там использовалась система “1С:Предприятие 7.7”, уже не соответствующая требованиям предприятия.

PC Week: С какими проблемами вы сталкиваетесь при эксплуатации УПП на базе платформы “Предприятие 8”? Возможно, вам не хватает какого-то функционала?

А. В.: Да вроде в ней есть практически все, что нам нужно. Проблема не в этом, а в том, что у нас постоянно меняется законодательно-нормативная база и к ней постоянно приходится подстраиваться. Но некоторым это даже нравится. Я знаю одного топ-менеджера, у которого была возможность работать во Франции. Но он приехал в Россию. И в частном разговоре со мной мотивировал свое решение тем, что во Франции работать скучно. Каждый день одно и то же. Одни и те же таблицы и графики. А в нашей стране, что ни день, то новый закон. И скучать не приходится. Тем не менее, нашему правительству надо в какой-то момент остановиться в своем законотворчестве. Дабы люди могли сосредоточиться на решении производственных задач, а не на том, как выполнить очередное требование законодателя.

Прекращение экспериментов в области отчетности высвободит огромное количество офисных работников, а на рынке останутся только сильные компании. А ведь только сильное производство является гарантией как нынешнего благосостояния нашей страны, так и будущего.

PC Week: Спасибо за беседу.