Специфика ИТ-отрасли состоит в том, что продвижение и использование продуктов требует от людей специальных знаний и подготовки. Развитием таких навыков у сотрудников, партнеров и заказчиков занимаются технические специалисты. Об особенности их работы научному редактору Елене Гореткиной рассказывает Дейл Ребхорн, вице-президент IBM, подразделение Client Technical Professionals, IBM Software, регион Восточная и Центральная Европа.

PC Week: С какими событиями связан ваш приезд в Москву?

Дейл Ребхорн: Моя регулярная обязанность — встречаться с техническими специалистами IBM и контролировать их работу. Кроме того, недавно проходило очередное мероприятие Lotus Club, на котором профессионалы обсуждают новые направления и веяния. В этот раз мы провели заседание в режиме видеоконференции, чтобы охватить больше участников. Такие встречи позволяют понять, как нужно перегруппировать специалистов для повышения эффективности их работы, и узнать, какие дополнительные знания им еще требуются.

PC Week: Вы возглавляете подразделение Client Technical Professionals. Какие задачи оно решает?

Д. Р.: Наша группа взаимодействует с заказчиками, которые уже применяют ПО IBM, рассматривают такую возможность или имеют задачи, решаемые с помощью нашего ПО. Технические специалисты дают клиентам рекомендации относительно их задач, предлагают советы по внедрению продуктов и разрешают всевозможные проблемы.

Что касается меня, то я отвечаю за два направления. Во-первых, руковожу техническими специалистами подразделения Software Group, которые работают с заказчиками, начиная от выработки ИТ-решения и заканчивая его реализацией. Наша группа помогает клиентам при подготовке решений и отвечает за профессиональное развитие команды специалистов для расширения объема знаний, необходимых для высококачественного выполнения работы.

Во-вторых, в мои обязанности входит повышение квалификации технического персонала не только в Software Group, но и в других подразделениях, причем как в Восточной и Центральной Европе, так и в азиатско-тихоокеанском, африканском и латиноамериканском регионах.

PC Week: Как кризис отразился на вашей деятельности?

Д. Р.: Рассматривая экономический спад с точки зрения ИТ-специалиста, хочу отметить рост спроса на определенные ИТ-специальности. Это связано с тем, что заказчики пытаются отреагировать на кризис перестройкой своих ИТ-систем, например, улучшить управление рисками или портфелями проектов. Ведь хотя предприятия сократили ИТ-бюджеты, это не значит, что они отказались от ИТ-решений. Сейчас речь зачастую идет о более эффективном использовании того, что имеется. Конечно, некоторые компании отложили проекты, но все равно понятно, что они уже не смогут обходиться без ИТ, поскольку автоматизировали многие процессы, жизненно важные для бизнеса. Поэтому наши услуги остаются востребованными, ведь мы можем посоветовать, как сэкономить, что можно оптимизировать или усовершенствовать, как сократить затраты на обслуживание ИТ-систем.

PC Week: В каких программах поддержки бизнес-партнеров и заказчиков принимает участие ваша команда?

Д. Р.: Мы участвуем в разных партнерских программах IBM, но особенно хочу отметить Developer Works, которая очень полезна для технических профессионалов из разных компаний и предназначена для разработчиков и ИТ-специалистов. С ее помощью IBM распространяет знания о стратегических разработках, платформах и архитектурах. Developer Works объединяет социальную сеть, портал и множество информационных ресурсов, начиная от методик и архитектурных шаблонов и заканчивая конкретными сведениями о том, как писать программы на определенных языках. Российские специалисты тоже вносят вклад в эту программу, размещая на сайте свои технические статьи.

PC Week: Как в вашей работе учитываются национальные особенности?

Д. Р.: Прежде всего в продуктах и документации нужно обеспечить поддержку русского языка, а также учесть некоторые особенности законодательства, национальных протоколов и стандартов. Например, российские банковские процессы отличаются от международных, и мы иногда используем опыт партнеров, которые специализируются в этой области.

Кроме того, одной из характерных особенностей России и Восточной Европы является большой опыт работы с мэйнфреймами. Так сложилось исторически с тех пор, когда Советский Союз выпускал машины серии ЕС. Мы продолжаем эту традицию. В рамках академической программы в Россию поставляются мэйнфреймы для университетов. Компании тоже помнят опыт советских времен и ценят преимущества мэйнфремов. Это поддерживает повышенный спрос на специалистов по таким машинам.

PC Week: Как организована работа подразделения Client Technical Professionals — в мире и в России?

Д. Р.: Мы работаем по двум направлениям: с клиентами и с партнерами. Ведь для предлагаемых нами решений может потребоваться кастомизация, дополнительные услуги или оборудование других вендоров, которое поставляют партнеры. Например, для реализуемой на предприятиях концепции Smart Grid нужны специальные счетчики электроэнергии, поставляемые партнерами; через них данные передаются в информационные системы, работающие на нашем ПО.

Кроме того, мы занимаемся расширением знаний у партнеров: проводим семинары, консультации по конкретным проектам, техническую экспертизу их решений. На семинарах наши специалисты делятся с партнерами и заказчиками информацией о новинках. Один из примеров — Lotus Club. Посредством таких массовых мероприятий мы привлекаем новых партнеров, которые могут использовать в своих решениях наши продукты. Ведь рынок не стоит на месте. Возникают новые компании, делятся старые, появляются новые продукты.

PC Week: Как эти изменения отражаются на вашей деятельности?

Д. Р.: Одна из важных задач у нас связана с тем, что IBM активно растет и приобретает компании для пополнения портфеля ПО. Поэтому мы занимаемся интеграцией продуктов поглощенных фирм с нашими, стараемся понять, какие знания нужны для того, чтобы предлагать такие продукты заказчикам и объяснять клиентам, как они им могут помочь. Мы покупаем лучшие в своем классе продукты и те, которые взаимно дополняют друг друга, а для того, чтобы все это эффективно работало, мы должны соответствующим образом организовать работу нашей команды.

Бизнес IBM растет не только по всему миру, но и в России. И здесь наша задача — расширять клиентскую базу. Для этого мы должны предлагать заказчикам подходящие для них решения, которые они сами, может быть, и не рассматривают в силу отсутствия знаний. А мы можем поделиться своей информацией и получить новых клиентов.

Возьмем, к примеру, мобильные устройства, такие как iPhone и другие смартфоны. Мы показываем заказчикам, как они могут использовать их возможности в своей повседневной деятельности. Другой пример — технология Advanced Case Management, связанная с реализацией сложных транзакций внутри компаний, которые раньше выполнялись с помощью бумажных документов, а мы можем это делать посредством специальных интегрированных систем.

Для такой деятельности мы увеличиваем в России штат технических специалистов и инвестируем программу подготовки стажеров, которых набираем из числа старшекурсников. Эта программа существовала и раньше, но теперь она расширяется. Другими словами, мы комплексно подходим к задаче расширения бизнеса, стимулируя не только рост продаж, но и углубление экспертизы.

PC Week: Какие вычислительные мощности вы используете в своей работе?

Д. Р.: В нашем подразделении есть центр демонстрации технологий — Technical Exploration Center, предназначенный для презентации передовых решений IBM партнерам и заказчикам. Он оборудован программным обеспечением, позволяющим быстро загружать виртуальные машины с разным ПО, и имеет хранилище, в котором хранятся данные и ПО. Причем мы можем проводить демонстрации как в московском офисе, так и дистанционно с помощью средств Lotus. Например, недавно в таком режиме провели мероприятие Lotus Club.

PC Week: Какие перспективы вы как технический специалист видите перед собой?

Д. Р.: На мой взгляд, важное значение имеют две глобальные тенденции. Во-первых, огромными темпами распространяются самые разнообразные мобильные устройства: телефоны, карманные компьютеры, навигаторы, смартфоны, встроенное интеллектуальное оборудование. В результате доступ к информации ускоряется и упрощается. Во-вторых, стремительно растет объем данных, созданных не человеком, а различным оборудованием (сенсорами, датчиками и т. д.), — о температуре, производительности, давлении, объеме добычи ископаемых. Благодаря существованию этих приборов и обработке созданных ими данных удается повышать производительность труда и эффективность деятельности предприятий.

Такие тенденции говорят о том, что мы еще не достигли пределов развития ИТ-отрасли. Чем больше мы делаем, тем больше открывается возможностей не просто по внедрению компьютеров, но и по улучшению жизни людей, оптимизации работы компаний, сохранению окружающей среды. В связи с распространением интеллектуальных устройств растет потребность в технических специалистах, и одновременно растёт наша способность повлиять на качество жизни.

PC Week: Спасибо за беседу.