Рынок спутниковой навигации в сегменте B2B в России активно развивается в очень небольшом сегменте управления автотранспортом. Если посмотреть на ленты информационных агентств, то каждый день в регионах страны заключаются контракты на оснащение государственной или муниципальной автомобильной техники (от легковых автомобилей до автобусов или даже тракторов) спутниковыми трекерами. Причем, не GPS, а именно ГЛОНАСС/GPS. Это необходимое условие для участия в самых крупных гостендерах, которых на открытом рынке сейчас большинство.

Нет сомнений в том, что точное позиционирование в пространстве местоположения своего или объекта всегда было крайне актуальной технической задачей. Особенно это востребовано сегодня, когда подобную информацию можно использовать для повышения эффективности бизнеса — к примеру, оптимизировать транспортные маршруты в зависимости от дорожных пробок, контролировать перевозку ценных грузов и наличности в инкассаторских броневиках (в некоторых решениях кроме трекеров на одежде охранников и на мешках с деньгами даже есть RFID-метки, которые считываются сканером, размещенным внутри защищенных машин), а также более эффективно организовать систему доставки товаровиз интернет-магазинов. Вот только какое именно оборудование будет пригодно для решения таких задач?

Мечта интеграторов и ИТ-специалистов крупных заказчиков получить приборы компактные, недорогие в приобретении и использовании, которые можно подключить к основным системам автомобиля с помощью универсального интерфейса, практически сбылась. На рынке много GPS-трекеров, которые можно приспособить для решения даже самых экзотических задач (например, возможна скрытая установка таких устройств в вертолетах и самолетах малой авиации). Однако, как известно, рынок ожидает очередное потрясение “сверху” — намечается его “продавливание”с целью облегчения существования для двухсистемных устройств.

В настоящий момент на рынке представлено совсем немного двухсистемных приемников ГЛОНАСС/GPS, на основе которых создаются соответствующие трекеры для спутникового мониторинга автотранспорта или контроля крупных грузов (к примеру, “АРКАН-МТ5”, “КАРСАТ-GSM”, “МИКЧЕЛ-101” и т. д.). Причем их стоимость существенно отличается от односистемных устройств — GPS-трекеры в базовой конфигурации стоят 6—8 тыс. руб., а ГЛОНАСС/GPS — уже от 12—15 тыс., т. е. разница в два раза. Это связано с тем, что компоненты и платы для двухсистемных решений изготавливаются минимальными партиями, кроме того производителям приходится совмещать два радиоблока на одной плате, решать непростой вопрос с их энергосбережением (рекорд носимого терминала ГЛОНАСС/GPS от одного российского производителя в настоящий момент — порядка 4 часов в автономном режиме).

Сейчас используется несколько приемников для двухсистемных решений, среди них: NVCOM03-OEM от “Ангстрем” (до середины марта 2011 г. компания планирует выпустить принципиально новую модель), СН-4706 от КБ “Навис”, “Геос-1М” от компании “Геостар навигация”, DS-2000 от “Спирит телекома”, МНП-М7 Ижевского радиозавода и 1К-161 от Российского института радионавигации и времени. Вот, кажется, и весь рынок. Типичные особенности всех подобных устройств — большие размеры чипов и, как следствие, сложности с интеграцией в любую портативную электронику, кроме трекеров. Отдельные примеры установки таких решений в носимые терминалы хоть и присутствуют, но погоды на рынке не делают. Дело в том, что миниатюрные и недорогие чипы ГЛОНАСС для смартфонов появятся только при массовом производстве партиями в миллионы штук: технологических препятствий для этого нет, остаются только организационные. Поэтому расположение ГЛОНАСС/GPS-трекеров в автомобилях— в какой-то степени спасение для этого сегмента рынка. Здесь сразу решается две глобальные проблемы: практически нет ограничений по размеру устройств (в разумных пределах), поэтому все можно смонтировать за пластиковым покрытием “торпеды” автомобиля. А питание от аккумулятора позволяет особенно не волноваться за уровень энергопотребления подобных систем, обеспечивая им прямое подключение к датчикам (к примеру, уровня топлива, нагрузки на оси, закрытия дверей и т. д.).

Судя по исследованиям, которые на специальном оборудовании GSS6700 компании Spirent Communications (стоимость комплекса — порядка 5 млн. руб., аналогичные устройства, но более младших моделей, в России есть только в 32-м ЦНИИ МО РФ, а также к КБ “Навис”) в компании “Ангстрем”, пока что приемники ГЛОНАСС/GPS выигрывают только в сложных условиях городской застройки с небольшим “углом атаки” спутника и в гористой местности. У такого прибора будет больше шансов быстро стартовать из холодного режима, “зацепив” часть спутников GPS и ГЛОНАСС — но только при условии, что он может объединять эти две группировки для вычисления своего местоположения. Правда, это не такая уж и распространенная ситуация — корпоративные, не государственные заказчики пока что не готовы переплачивать за такую возможность, они вполне могут подождать. Двухсистемные модели обладают куда как большим преимуществом в другом плане — их имеет смысл использовать в тех проектах, где отключение GPS может быть критичным. Такая возможность сохраняется до сих пор, особенно в период локальных военных конфликтов, когда GPS начинает работать только по кодированным каналам передачи данных для военных систем. В таком случае поддержка со стороны ГЛОНАСС позволит всем проектам, основанным на подобных устройствах, не потерять свои эксплуатационные характеристики.