Маркетинг продуктов для создания инфраструктуры виртуальных десктопов (Virtual Desktop Infrastructure, VDI) построен на обещании избавить ИТ-администратора от многих ежедневных обязанностей по установке приложений и управления ими. Однако внедрение VDI порождает собственные проблемы, такие как рост затрат, сложность развертывания виртуальных десктопов и управления ими, которые сводят на нет отдачу от ожидаемых преимуществ. Стараясь исправить положение, компания Kaviza выпустила версию 3.1 своего коробочного решения VDI-in-a-Box, которое, как утверждается, значительно упрощает внедрение и управление VDI без ущерба для гибкости виртуальных десктопов.

Я решил протестировать этот продукт, чтобы проверить, насколько он отвечает обещаниям, которые сулит внедрение VDI, — упрощение администрирования, удобство для конечных пользователей и экономия затрат.

Kaviza прекрасно справилась с задачей реализации базовых возможностей VDI, упростив администраторам развертывание виртуальных десктопов, а пользователям — доступ к ним. Однако еще остались возможности для совершенствования. Например, улучшение мониторинга в реальном времени избавит администраторов от необходимости пользоваться системами управления ресурсами сторонних поставщиков.

Хотя лицензирование операционных систем и приложений может вызвать финансовые затруднения, это связано с лицензионной политикой поставщиков, а не с проблемами продукта Kaziva. Для тех, кто хочет внедрять VDI поэтапно в управляемом режиме, Kaviza станет подходящим решением благодаря возможностям динамического масштабирования и простоте управления шаблонами.

Тестирование инфраструктуры виртуальных десктопов Kaviza

Первый этап развертывания VDI-in-a-box подразумевает планирование: какое оборудование будет использоваться, какие предусмотрены масштабы развертывания, какой гипервизор будет применяться и какие ОС нужно будет предоставить пользователям на виртуальных ПК. В продукте Kaviza процесс планирования оказался гораздо проще, чем в других VDI-решениях, потому что он значительно отличается от традиционных подходов.

Kaviza использует консолидированный виртуальный программный комплекс и напрямую подключенную память вместо общепринятых брокеров связи, средств балансировки нагрузки, серверов для управления и вычислений и общей памяти.

Предусмотрены развитые средства поддержки и обширная документация, которые помогают при планировании. Начинать нужно с выбора гипервизора: VMware ESX/ESXi или Citrix XenServer (вскоре добавится поддержка Hyper-V). Продукт Kaviza не зависит от гипервизора, поэтому вы можете выбирать тот, который лучше отвечает вашим потребностям.

Я остановился на гипервизоре XenServer, потому что его бесплатная версия гибче в управлении, чем VMware ESX/ESXi. Однако если бы я решил заплатить за гипервизор, то предпочел бы VMware ESX/ESXi, чтобы воспользоваться многочисленными развитыми средствами управления, заложенными в него.

Вторым важным моментом является планирование серверного оборудования в соответствии с числом активных пользователей системы. Kaviza поддерживает динамическое масштабирование, позволяя добавлять серверы. Компания называет такой подход grid, подразумевая, что grid-архитектура включает множество серверов, которые могут распределяться между пользователями в зависимости от доступности, нагрузки и выделяемых пользователям физических ресурсов.

Я использовал для тестирования сервер HP ProLiant ML300, снабженный парой четырехъядерных процессоров Xeon и оперативной памятью на 16 Гб. Я собирался тестировать Kaviza на шести виртуальных декстопах: четырех под управлением Windows XP и двух — под Windows 7 Ultimate Edition. Хотя масштаб развертывания был невелик (Kaviza может поддерживать сотни пользователей), такая система позволила мне проверить основные функции продукта.

Процесс установки и настройки в Kaviza VDI-in-a-Box предусматривает импорт решения в виртуальную машину, конфигурирование grid-архитектуры, настройку базы данных пользователей (отдельной или подключенной в Active Directory или LDAP), задание шаблонов, создание виртуальных машин и развертывание виртуальных десктопов.

На меня сильное впечатление произвела простота начальной установки, так как главный управляющий элемент Kaviza, работающий в качестве виртуального инструмента на Citrix XenServer, оказался очень прост в установке и конфигурировании. Рутинной работы потребовалось совсем немного — достаточно создать пул памяти и назначить IP-адреса.

Управление виртуальным комплексом выполняется с помощью основанной на браузере консоли kMGR, которая обеспечивает удобную навигацию и работает в стиле программы-помощника. Используя kMGR, я смог выбрать гипервизор, сконфигурировать grid-архитектуру, задать пользователей и начать строить шаблоны виртуальных десктопов, а также создавать образы систем.

Завершив исходное планирование, я перешел на следующий этап процесса настройки, который подразумевает создание шаблонов для виртуальных десктопов. Для начала я должен был подготовить базовую ОС к запуску на будущих виртуальных машинах. Создание образов для построения шаблонов — это несложный процесс, который заключается в запуске хостовой ОС на виртуальной машине. Например, я смог создать базовые шаблоны, вызвав программу-помощник и вставив в дисковод CD-диск с Windows XP и DVD-диск с Windows 7.

В целом всё, что нужно сделать на этом этапе, заключается в построении виртуального десктопа с помощью выбранной вами ОС. Настоящие чудеса начинаются, когда вы приступаете к созданию шаблонов для развертывания виртуальных десктопов для пользователей.

Шаблоны обладают высокой степенью гибкости. Я смог легко создать такие, которые включают основную ОС, бизнес-приложения и некоторые базовые настройки. Потом шаблоны ассоциируются с определенными пользователями, и вы можете быстро предоставить им настроенный виртуальный десктоп.

Вы также можете модифицировать шаблоны для добавления новых приложений, установки заплат и внесения других изменений. В целом шаблоны являются наиболее важной частью развертывания системы. В Kaviza предусмотрены некоторые базовые настройки, ускоряющие создание шаблонов, и я обнаружил несколько опций для построения шаблонов, которые охватывают такие аспекты, как использование дисков и распределение памяти.

После создания шаблонов я перешел на следующий этап и занялся развертыванием системы на нескольких настольных ПК. По мнению некоторых специалистов, с которыми не все согласны, наиболее важным аспектом VDI является удобство работы пользователя (хотя я не понимаю, кто может возражать против этого). Поставщикам VDI было нелегко обеспечить удобство работы в основном из-за сложности управления брокерами соединений, балансировки нагрузки, устранения задержек и масштабирования систем по требованию.

Компании Kaviza удалось решить многие из этих проблем, отказавшись от брокеров соединений и внедрив другие технологии в свое решение. Это многое упрощает, но получает ли преимущества конечный пользователь? Оказывается, получает. Kaviza использовала технологию HDX компании Citrix Systems, предназначенную для вывода информации на экран (и ряд дополнительных элементов), для того, чтобы предоставить пользователям VDI-десктопов преимущества высокого разрешения.

Другими словами, HDX использует развитые алгоритмы и технологии сжатия для уменьшения задержек, повышения пропускной способности и управления вводом-выводом, что, как утверждает компания, максимально повышает удобство работы. Во время тестирования я убедился в справедливости этих утверждений: виртуальные десктопы, которые я запустил с моих клиентских ПК, работали очень хорошо, почти так же, как работала бы локальная виртуальная машина на тестируемых десктопах.

Kaviza предлагает несколько способов подключения конечных точек к виртуальному десктопу. Вы можете подключить ваши физические ПК через браузер или с помощью небольшого клиентского Java-приложения. Тем, кто будет использовать виртуальные десктопы постоянно с одного и того же ПК, я рекомендую применить Java-приложение. При первом подключении ПК к комплексу Kaviza пользователю предоставляется возможность установить такое Java-приложение в режиме самообслуживания. Однако, для загрузки приложения на десктоп лучше, наверное, использовать соответствующие административные политики, чтобы максимально исключить пользователя из процедуры конфигурирования решения.