Российское отделение IDC опубликовало основные результаты своего первого исследования, посвященного ситуации на отечественном рынке облачных услуг в нашей стране — Russia Public IT Cloud Services Market 2010—2014 Forecast and 2009 Analysis, в котором приведены статистические сведения о положении дел в 2009 г. и прогноз на ближайшую пятилетку. Согласно этим оценкам, в 2009-м суммарный объем продаж всех облачных сервисов в России достиг 4,8 млн. долл. IDC ожидает как минимум ежегодное удвоение этого показателя, в результате чего облачный сегмент ИТ должен выйти на отметку в 161,5 млн. долл. в 2014 г.

Один из самых интересных моментов в отчете IDC — использование нового термина для одного из трех ключевых облачных направлений. Аналитики компании впервые используют название AaaS (Application as a Service, приложение как услуга) вместо традиционного варианта SaaS (софт как сервис). Такая замена представляется в целом верной и своевременной. Стоит напомнить, что облачная тематика в ИТ началась еще три-четыре года назад с появления термина SaaS (термин Cloud стали использовать позднее), который в тот момент трактовался достаточно широко, включая в том числе и разные варианты аренды традиционного коробочного ПО. Сейчас же SaaS вносит определенную путаницу в структуризацию рынка, так как представление ПО в виде услуги входит и в состав платформ. Правда, есть сомнения, что термин AaaS приживется — он явно не годится для использования в устной речи.

Итак, в соответствии с этим нововведением, рынок облачных услуг состоит из трех, как и ранее, направлений: AaaS, PaaS (платформа как услуга) и IaaS (инфраструктура как услуга). По данным IDC, на российском рынке доминирует сегмент AaaS, составляющий 94% общего объема рынка, продажи IaaS составили в 2009 г. лишь 4,0%, размеры PaaS были оценены в 100 тыс. долл. Прогнозируется, что к 2014 г. объемы AaaS, PaaS и IaaS вырастут соответственно до 113,4; 12,5; 35,5 млн. долл.

IDC считает, что наибольшая доля сегмента AaaS в России в прошлом году пришлась на продукты Microsoft, предоставленные через местных партнеров компании. Крупные российские разработчики ПО с широкой сетью партнеров-внедренцев пока не могут быстро перейти на AaaS-модель предоставления своих решений, не вступая в конкуренцию с собственной сетью партнеров. Компания Softline стала ведущим дистрибьютором-провайдером решений AaaS в 2009 г., предложив наиболее широкий спектр приложений. Российские поставщики IaaS только начинают предлагать эти услуги, а доступ к услугам зарубежных поставщиков, таких как Amazon и Rackspace, ограничен из-за отсутствия прямого механизма оплаты B2B. Рынок этих услуг, несомненно, будет развиваться, и часть услуг хостинга будет переходить в услуги облачного хостинга.

Этим опубликованные сведения IDC по облачным услугам в России ограничиваются, полный вариант отчета доступен только на коммерческой основе. Однако можно высказать некоторые комментарии и по представленным данным.

К сожалению, приведенные количественные показатели говорят, скорее, о том, что облачного рынка в России сегодня просто не существует, в лучшем случае — он находится в самом зачаточном состоянии. Отметим, что, по оценкам той же IDC, в 2009 г. мировой рынок облаков оценивался в 16 млрд. долл., а к 2014 г. компания прогнозировала его рост до 55,5 млрд. долл. Получается, что через 4—5 лет российские облака будут составлять лишь 0,2—0,3% от мирового объема. В масштабах отечественного ИТ-рынка (IDC прогнозирует его объем в 2014 г. на уровне 34,9 млрд. долл.) облачные услуги составят 0,4—0,5%. Коротко говоря — почти ничего*.

К сожалению, методика исследования IDC является непрозрачной. И этот момент принципиально важен, поскольку сегодня на рынке просто не существует устоявшегося представления о том, что такое облачные услуги и как их считать. Например, не очень понятно, где проходит граница, разделяющая SaaS и PaaS (многие считают, что SaaS — это только приложения для конечных пользователей, а инфраструктурные сервисы, такие как почтовые серверы, нужно относить к PaaS). Еще более спорной является категория IaaS — входят ли в нее все услуги по хостингу аппаратных средств (можно уверенно сказать, что наш рынок хостинга намного больше озвученной величины в 200 тыс. долл.) или только какая-то их часть?

Более того, эксперты подчеркивают (об этом, в частности, говорилось на прошедшей в октябре в Москве конференции Microsoft Management Summit 2010), что сегодня вся проблематика Cloud находится в стадии формирования и потому ее состав и очертания непонятны даже в краткосрочной перспективе. В этой ситуации довольно сложно говорить о количественных оценках для понимания текущей ситуации, а о точном прогнозировании объемов рынка через пять лет (как это делает IDC — с точностью до четырех значащих цифр!) вообще не приходится вести речь.

Впрочем, в любом случае из отчета IDC видно, что объем облачного направления в России, даже с учетом стратегической перспективы никак не соответствует уровню публичных разговоров о нем.

*Можно вспомнить и про оценки, прозвучавшие на первой российской SaaS-конференции полтора года назад: тогда говорилось, что в нашей стране действует около трех десятков поставщиков SaaS-решений и их суммарный доход в 2008 г. составил 1,8 млн. долл.