В начале сентября Москву посетил директор по разработке Microsoft Dynamics NAV Дэн Браун, который принял участие в презентации локализованной российской версии ERP-системы для предприятий сегмента СМБ Microsoft Dynamics NAV 2009. Рассказывая об этом событии, мы обратили внимание на то, что российская версия увидела свет чуть ли не два года спустя после выхода международной. О причинах столь заметной задержки и о перспективах развития продукта научный редактор PC Week/RE Сергей Свинарев побеседовал с Дэном Брауном.

PC Week: Неоднократно сообщалось, что Россия — приоритетный регион для приложений Microsoft Dynamics. Почему российская версия Microsoft Dynamics NAV 2009 появилась только в 2010 г.? Насколько вероятны такие задержки в будущем?

Дэн Браун: Давайте вернемся на два года назад, когда на рынок был выпущен локализованный сервис-пак пятой версии NAV. Тогда же готовилась премьера международной версии Dynamics NAV 2009, и в отношении нее было принято специальное решение. Поскольку мы понимали, что необходимо будет приложить особые усилия для приведения NAV 2009 в соответствие с требованиями российского законодательства, приходилось выбирать один из двух вариантов: либо бросить все силы на поддержку нормативных требований, либо обеспечивать перенос всех функций на новую трехуровневую технологическую платформу. Мы отдавали себе отчет в том, что за выпуском NAV 2009 последует вал замечаний и предложений от ее первых пользователей. И в ответ на них нам предстояло быстро подготовить довольно объемный пакет обновлений SP1. Он, собственно, и был представлен в России в начале сентября нынешнего года, через 12 месяцев после того, как свет увидела международная версия NAV 2009 SP1.

Так вот, тогда мы должны были решить, локализовать ли нам NAV 2009 немедленно, или подождать выхода SP1. Выбран был второй вариант. Но, как вы знаете, у нас действует двухлетний цикл выпуска базовых версий продуктов семейства Dynamics, а значит, в следующем году должна быть представлена уже новая версия NAV. Поскольку ожидающийся к концу года международный релиз NAV 2009 R2 выйдет одновременно с российским, отмеченное вами отставание будет ликвидировано. В целом же мы ставим цель существенно сократить время между выпуском международных и локализованных версий наших продуктов в России. Думаю, в любом случае этот разрыв будет меньше года. Впрочем, изменения в российском законодательстве могут оказаться столь серьезными и неожиданными, что нам придется сосредоточить усилия на их учете в текущей версии продукта, задержав перенос на новую.

PC Week: С учетом сказанного, как вы оцениваете деятельность российского центра разработки и локализации?

Д. Б.: Я думаю, результаты говорят сами за себя. Команда под руководством Сергея Шведова великолепно справилась с поставленной перед ней задачей. За два года ей пришлось решить три крупные проблемы. Во-первых, сделать продукт конкурентоспособным с точки зрения поддержки местных нормативных требований. Во-вторых, выпустить преднастроенную редакцию NAV Express, ориентированную на нижний сегмент рынка СМБ. И в-третьих, она замечательно провела локализацию NAV 2009 SP1, одновременно с этим работая над релизом R2.

PC Week: Microsoft регулярно представляет стратегические планы развития линеек Dynamics на длительную перспективу (последний вариант — до 2017 г.). Насколько реальны столь долговременные планы? Ведь еще сравнительно недавно предполагалось слить все линейки ERP-продуктов Micr osoft воедино (так называемый Project Green), а сейчас об этом нет и речи.

Д. Б.: Вопрос поставлен правильно, и ваши сомнения мне понятны. Однако есть много людей, которые спрашивают нас даже о том, что будет после 2017 г.

PC Week: По-видимому, это очень молодые люди?

Д. Б.: (Смеется). Если говорить серьезно, то достаточно определенно мы можем обсуждать только очередную версию. Для следующей за ней тоже понятны отдельные направления развития и ожидаемые функции. Ну а дальнейшие тренды мы стараемся прогнозировать лишь в самых общих чертах. И причин здесь две. Во-первых, чем больше мы раскрываем свои планы, тем больше вероятность, что эта информация будет использована нашими конкурентами. Во-вторых, мы хотели бы оставить себе свободу для маневра с тем, чтобы можно было корректировать нашу стратегию с учетом меняющейся рыночной конъюнктуры. Примером в этом отношении может служить релиз R2, выпуск которого намечен на конец нынешнего года. Так вот, в первоначальном долгосрочном плане такого релиза не было вовсе.

PC Week: Действительно ли нумерация версий после NAV 2009 возвращается к прежней NAV 7, 8 и т. д.? Если это верно, то с чем связано такое решение?

Д. Б.: Если говорить об изменениях в принципах нумерации версий, то здесь есть свои причины. К примеру, команда, занимающаяся разработкой нашего флагманского продукта Microsoft Office, нумерует версии по годам (2003, 2007, 2010). С другой стороны, в случае настольной ОС мы имели XP, Vista, а теперь появилась Windows 7. Лично мне счастливое число 7 нравится, и я надеюсь, что следующая наша версия будет NAV 7.

PC Week: В сегменте рынка СМБ, на который ориентирован продукт NAV, у Microsoft в России есть очень мощный местный конкурент — компания “1С”. Насколько такая ситуация характерна для других стран, в которых действует Microsoft Business Solutions (MBS)? Есть ли особая стратегия продвижения ваших решений в тех регионах, где MBS приходится конкурировать не только с международными, но и с сильными локальными вендорами?

Д. Б.: От страны к стране ситуация сильно меняется. Так, в Китае есть две очень крупные местные компании — Kingdee и UFIDA, которые доминируют на рынке ERP для сегмента СМБ. В Северной Америке, напротив, присутствует множество равноценных игроков, таких как Epicor, NetSuite, Sage, Infor. В Дании в силу исторических причин очень сильные позиции у продуктов Microsoft Dynamics NAV, AX и C5 (в прошлом Concord. — С. С.), и мы соревнуемся, по сути, сами с собой. В Германии популярны решения SAP Business One и All-in-One. Кроме того, в некоторых странах местные вендоры создают очень удачные вертикальные решения, пользующиеся большим спросом на локальных рынках. И конкурировать с такими решениями значительно труднее, чем с базовыми продуктами “1С” или SAP. Их разработчики прекрасно знают особенности своей узкой отрасли и условия локального рынка. Им, используя свое преимущество в масштабе инвестиций, мы можем противопоставить самые последние инновационные технологии.

Нужно иметь в виду, что мировой рынок средств управления предприятиями сегмента СМБ сильно фрагментирован. Поэтому в своей стратегии мы 80% приоритетов отдаем вопросам глобальной конкуренции и лишь 20% учету местных особенностей. В целом, мы можем выигрывать благодаря знанию потребностей широкого круга пользователей, высокой производительности наших продуктов, популярности бренда и технологий Microsoft и, наконец, за счет лучшей в мире партнерской сети. С учетом местных особенностей конкурентной среды мы можем предложить решения с доработанной локальной функциональностью и специфические способы продвижения и ценообразования отдельных продуктов. Кроме того, мы стараемся согласовывать с партнерами наиболее перспективные направления развития их компетенции и поддерживать их с помощью специальных бизнес-моделей и маркетинговых программ.

PC Week: Будет ли меняться политика Microsoft в области контроля качества вертикальных решений, создаваемых партнерами на основе NAV?

Д. Б.: У Microsoft сегодня есть программа, которая позволяет оценить качество работы партнеров и привлечь внимание заказчиков к лучшим из них. Это сертификация, дающая право на использование логотипа Certified for Microsoft Dynamics. Его может получить специализированное вертикальное или горизонтальное решение ISV-партнера, разработанное на основе его интеллектуальной собственности, прошедшее формальные тесты качества и имеющее достаточное число успешных внедрений. Помимо этого мы предлагаем партнерам собственную методологию внедрения Sure Step. Возможно, со временем аналогичная сертификация будет проводиться и в отношении реселлеров и внедренцев.

PC Week: Спасибо за беседу.