Несмотря на вполне обоснованные ожидания крупных операторов мобильной связи, подкрепленные давно разработанными бизнес-планами, технология Long-Term Evolution (LTE) пока стартовать не может. Как известно, чтобы любой новый стандарт связи заработал в России, Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) должна определить полосы частот для его внедрения, характеристики оборудования и условия использования. “Данных решений ГКРЧ не принимала. Соответственно, полосы частот для создания сетей этого стандарта не выделялись”, — сообщил нам помощник руководителя Роскомнадзора Михаил Воробьев.

Как известно, в рамках работы ГКРЧ Роскомнадзор рассматривает предложения о внесении различного оборудования в Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, разрешенных для ввоза на территорию Российской Федерации. Как сообщил г-н Воробьев, “предложения о внесении в указанный Перечень оборудования LTE в Роскомнадзор из аппарата ГКРЧ не поступали, а потому и не рассматривались”. Таким образом, формально даже базовые станции 4-го поколения (по терминологии вендоров), которые могут работать не только в режиме UMTS, но и, к примеру, мобильного WiMAX или LTE, как только переключаются в этот режим, нарушают правовые нормы. При этом, как нам сообщили в Роскомнадзоре, информация о ввозе оборудования LTE в этом ведомстве отсутствует, поскольку контроль за импортом радиоэлектронных средств находится вне его компетенции.

Кстати, проводить тестовые включения даже фрагментов LTE-сетей пока тоже затруднительно — для этого, как и для использования любых других стандартов и частот, нужно заранее получить необходимые разрешения регулирующих органов. Отметим, что всем известный тест “беспроводной сети передачи данных четвертого поколения (4G), работающей по протоколу LTE” (цитата из официального пресс-релиза компаний “Мегафон” и “Ростелеком”) в Сочи летом нынешнего года формально тестом не являлся. Как сообщил г-н Воробьев, “компании обратились в Роскомнадзор не за разрешением на тестирование, а по вопросу “организации сеанса связи” для демонстрации телекоммуникационных услуг стандарта 4G на линии “н.п. Роза Хутор (Краснодарский край) — Москва”. По его словам, получение соответствующего разрешения стало возможным в связи с тем, что компании “Мегафон” и “Ростелеком” являются генеральными партнерами Олимпийских игр в Сочи и осуществляют свою деятельность в рамках обязательств РФ перед Международным Олимпийским комитетом. Поэтому, как сообщил г-н Воробьев, “Роскомнадзор оперативно принял решение о возможности организации такого сеанса связи”.

Если ситуация будет развиваться такими темпами, как с 3G еще год-два назад, то ждать запуска сетей LTE в нашей стране придется довольно долго. Процесс рефарминга радиочастот, который бы существенно помог операторам связи в развертывании сетей нового стандарта, по существу регулирующими органами пока не рассматривается. Да и о создании экспериментальных сетей широкополосного мобильного доступа 4G в четырех опытных зонах на территории РФ, как это было определено на расширенной коллегии Минкомсвязи РФв мае текущего года, пока ничего не слышно.

Кроме того, непростая ситуация сложилась вокруг компании “Скартел” в связи с аннулированием ряда выданных ей частотных присвоений. Как известно, 27 июля Роскомнадзор признал недействительным 49 решений о присвоении частот “Скартелу” (бренд Yota) в диапазоне от 2,5 от 2,7 ГГц, которые сам же принял в январе — мае. По словам представителя Роскомнадзора, при подготовке данных решений были допущены нарушения законодательства о связи, нормативно-правовых актов в сфере присвоения радиочастот и решений ГКРЧ со стороны ряда должностных лиц ФГУП “ГРЧЦ” и Роскомнадзора.

В ответ на это “Скартел” подал заявление в Арбитражный суд Москвы, который в качестве обеспечительной меры приостановил решение Роскомнадзора об изъятии у “Скартела” (Yota) частотных присвоений, которые оператор, согласно его заявлениям, намеревался использовать, в том числе, для развертывания сетей LTE. В Роскомнадзоре подчеркивают, что были аннулированы только те частотные присвоения, решения по которым готовились с нарушениями. При этом целый ряд частотных присвоений компании “Скартел”, включенных в приказы за январь — май, остались в силе, поскольку они были оформлены по всем правилам.

Интересно, что в Роскомнадзоре была проведена служебная проверка в отношении должностных лиц, причастных к подготовке документов о присвоении радиочастот компании “Скартел”. Работала она около месяца, и в начале сентября выводы комиссии были представлены для принятия решения руководству Службы. “В ходе работы комиссии ряд государственных служащих, ненадлежащим образом выполнявших свои должностные обязанности, подали прошения об отставке. Прошения эти были удовлетворены”, — сообщил нам г-н Воробьев, впрочем, не называя конкретных имен и должностей.

Отметим, что 2 сентября иск к ГКРЧ в Арбитражный суд Москвы подали компании группы “Антарес” (“Антарес”, “Арктур” и “Интеграл”). Они намерены вернуть полученную в 2008 г. полосу частот в диапазоне 1900—1920 МГц и возвращенную государству августовским решением ГКРЧ.

Между тем операторское оборудованиед ля LTE производят уже все крупные вендоры — Alcatel-Lucent, Ericsson, Nokia Siemens Networks и Huawei. С клиентским “железом” несколько сложнее — нужны не только чипсеты и емкие батареи, но и приемлемая стоимость подобных устройств. Лидировать будут, конечно, совсем не телефоны и смартфоны, а мобильные модемы и ноутбуки/нетбуки со встроенными мобильными модемами для этой технологии. К примеру, на выставке IFA 2010 компания Samsung уже продемонстрировала нетбук N350 с двумя модулями сотовой связи — третьего и четвертого поколений, соответственно HSPA+ и LTE. Подобные устройства от других производителей не заставят себя ждать до конца года.

В то же время в мире, по данным аналитиков Juniper Research, к совсем близкому 2015 г. число абонентов мобильных сетей LTE превысит 300 млн. человек. Причем это будут действующие сети, а совсем не тестовые внедрения. Вполне хороший рост, если учесть, что к концу текущего года их будет только 500 тыс. человек, главным образом в Швеции, где еще в декабре 2009-го была открыта первая коммерческая LTE-сеть в мире. Основные регионы, демонстрирующие наибольший рост, — Китай и Западная Европа, а также США. Суммарно на эти три региона придется 90% всех LTE-абонентов. При этом совершенно непонятно, какое место займет Россия, — хочется верить, что не в хвосте списка.