«Visual Basic — это вам по силам» — так называлась моя первая статья, опубликованная в PC Week/RE в сентябре 1995 г., в девятом номере еженедельника в абсолютном исчислении. Кстати к вопросу о «заказных статьях» — она как раз из их числа: мне (тогда еще не журналисту вовсе) позвонил (электронной почты в ту пору, можно сказать, почти и не было) главный редактор PC Week/RE Эдуард Пройдаков и предложил (заказал) написать рецензию на только что вышедшую книгу по Visual Basic 3.0.

Сегодня подобный материал вряд ли увидел бы свет в современном ИТ-издании. Во-первых, СМИ уже давно перестали публиковать подобные отзывы о появляющихся книгах по ИТ — это тогда было событием, сейчас же совершенно рядовой случай. Во-вторых, тема средств разработки и разработчиков ПО, которая в середине 1990-х была одной из центральных для профессиональной ИТ-прессы, нынче ушла в свои специализированные ниши, уступив в периодических изданиях место высокоуровневым вопросам использования ИТ. Как, впрочем, и в целом фокус общественного внимания сместился от создания ИТ (не только ПО) в сторону их внедрения и сопровождения.

Но в каком бы объеме ни освещали СМИ вопросы разработки ПО, ни у кого на ИТ-рынке не возникает ни малейшего сомнения, что эта сфера деятельности — из тех немногих китов, пусть не очень видимых широкой общественности, на которых держится вся отрасль информационных технологий. И на простом примере развития инструментальных средств отлично виден путь, пройденный индустрией в целом.

Как раз недавно Microsoft выпустила новую версию своего продукта Visual Studio 2010. Она имеет внутренний рабочий номер 10, и это — продолжение нумерации того самого VB. И дело не только в последовательности номеров: если проследить развитие продукта от версии к версии, то мы легко увидим их прямое родство и, что еще важнее, — в значительной степени (потому что средства разработки это, конечно же, намного более широкое понятие, чем инструментарий Microsoft) всю основную логику развития данного направления ИТ.

Назвать Visual Studio 2010 «инструментом» даже как-то неудобно — это именно платформа, включающая множество разнообразных средств для решения всего огромного комплекса задач создания ПО на всех этапах его жизненного цикла с поддержкой распределенной групповой работы. Вряд ли сегодня найдётся человек, который знает (а тем более применяет) все возможности этой платформы. Что также является следствием пути, пройденного ИТ за последние полтора десятка лет: само понятие «программист» (и вообще этот термин) фактически просто исчезло, и на смену ему пришел целый спектр «ролей»: аналитик, архитектор, разработчик, тестировщик, менеджер проекта... Разделение труда — это основа прогресса любого производства, но оно же создает и качественно новые проблемы: как все эти этапы создания ПО связать воедино, как обеспечить взаимодействие и взаимопонимание отдельных участников процесса... До чего же хорошо было работать в 1990-е, когда все эти функции были так просто объединены!

Та книга 1995 года называлась «Running VB», и уже из названия видно, что она предназначена для начинающих программистов. Почему же ей уделило внимание издание, которое по сути своей нацелено на аудиторию корпоративного сегмента рынка? Ответ на этот вопрос весьма прост: в то время в России «некорпоративного» сегмента фактически не было. Был один, довольно однородный рынок, который сегодня мы скорее отнесли бы к среднему и малому бизнесу, хотя нужно сказать, что использование тут термина «средний» было бы, наверное, некоторой натяжкой.

Как раз на середину 1990-х пришелся и переломный момент в разработке программного обеспечения: именно тогда шел сложный переход от DOS- к Windows-программированию и фактически к формированию нового направления профессиональной разработки ПО. С точки зрения освоения Windows-разработки по большому счету подавляющее число программистов той поры относилось к категории «начинающие». Не вдаваясь в подробный анализ той ситуации, скажу только, что профессиональное сообщество российских программистов к началу 2000-х во многом сформировалось именно из многочисленной армии «любителей» середины 1990-х. И, кстати, ошеломляющий успех Java (в России она впервые была представлена в начале 1996 г.), если разобраться внимательно, в значительной степени был обусловлен настоящей революцией, которую за два-три года до этого произвел в настроениях сообщества разработчиков все тот же Visual Basic.

Примерно тогда же, в середине 1990-х, произошло и решающее разделение рынка на ИТ-специалистов и ИТ-пользователей (термин «заказчики» еще не использовался, поскольку предприятия почти ничего не заказывали — они либо покупали, либо делали сами). Ведь еще за пять лет до этого пользователей-то просто и не было. Точнее, роль такая была, но выполняли ее в 90% случаев те же программисты: «сами пишем, сами эксплуатируем». Опять же все было хорошо и просто: в одном лице и заказчик (то, что сегодня называем бизнесом), и разработчик, и конечный пользователь. Никаких (якобы) противоречий в интересах, полное взаимопонимание...

Если посмотреть на путь, пройденный с той поры, мы увидим: центр тяжести ИТ-рынка сместился со стороны ИТ в направлении бизнеса. Если в середине 1990-х главной фигурой отрасли был ИТ-специалист, то сейчас — представитель бизнеса, заказчик. А процесс этот начался еще тогда. И по этому поводу хотелось бы вспомнить одну историю.

Как раз на рубеже 1980—90-х годов, с началом массового распространения в нашей стране ПК, мы стали создавать первые программы, с которыми должны были работать именно конечные пользователи. И тогда при описании достоинств своего ПО считалось хорошим тоном написать такую фразу: «Дружественный интерфейс позволяет легко освоить работу с системой даже непрофессиональному пользователю». И вот в начале 1990-х я вдруг столкнулся с такой ситуацией. Директор института-заказчика, рассматривая техническое задание на нашу разработку, вдруг взял ручку, зачеркнул что-то в нашем тексте и написал: «... должен обеспечить освоение работы с программой профессионалу-гидрогеологу». И добавил устно: «Это мы — профессионалы, а вы... — программисты».