Наступает эра iPad, и наблюдатели уже почти списывают шансы Microsoft преуспеть на растущем рынке планшетов. Мы считаем такое мнение поспешным — такие шансы у компании могут сохраниться, если (но только “если”) она предпримет шаги в духе тех, что описаны ниже.

Можете считать это открытым письмом Стиву Баллмеру.

У Microsoft есть возможность добиться большого успеха на рынке планшетов и смартфонов (эти две категории продуктов, конечно, обречены на слияние). Но чтобы такая возможность стала реальностью, нужно много работать, и грядущая перестройка подразделения Entertainment and Devices поможет достичь цели. Имея это в виду (и, разумеется, то, что пользователи уже привыкли к Windows), мы представляем свой план действий.

1. Поменьше самоуспокоенности.

В интервью на Computex, данном журналу The Wall Street Journal, Стив Гуггенхаймер, вице-президент OEM-подразделения Microsoft, заявил, что бурный успех ОС Android на планшетных ПК еще ничего не значит. При этом он провел параллель между возможной будущей судьбой планшетов и сегодняшней картиной на рынке нетбуков, где Linux захватила вначале львиную долю, но теперь она свелась лишь к 5%.

Не надо заблуждаться. Даже если миниатюрная клавиатура и малый экран подталкивают нетбук в нишу “потребления контента”, всё же он не более, чем усеченный ноутбук, который, в свою очередь, не более, чем ПК, лишенный проводов. И вполне естественно, что конечные пользователи (и те, кто должен обеспечивать их поддержку) отдают приоритет операционной системе, которая им привычна.

Для планшетов, ориентированных на потребительский рынок, такой мотивации нет. (Есть даже мнение, что потребители предпочтут планшеты, которые не напоминают им о работе.)

Windows может оказаться более естественной на планшетах корпоративного класса, но, если честно, этот рынок только и ждет захвата. Если корпоративные заказчики обнаружат, что могут выполнять свои обычные для планшетов задачи дешевле и с большим удобством, переключившись на устройства с другой операционной системой, то они так и сделают. Успех iPhone на корпоративном рынке (и неуклонное снижение доли Windows Mobile) уже это доказал.

На рынке планшетов у Microsoft нет абсолютно ничего, чем можно гордиться. Просто отмахнуться от конкурентов, заявив, что им не достичь успеха — как сделал главный управляющий Microsoft Стив Баллмер на заре эпохи iPhone, — это не работает. (Командиры Microsoft могут, конечно, запретить своим семьям и даже служащим пользоваться устройствами, которые они не одобряют, но остальная часть человечества вольна поступать, как ей хочется.)

Так что активная позиция — это задача номер один.

2. Разделяй и властвуй.

Microsoft, как никто, понимает, что на рынке планшетов не может быть “одной для всех” операционной системы. Какие-то модели будут ориентированы на домашних пользователей, на развлечения и потребление контента, другие могут иногда послужить заменой десктопу и даже взять на себя что-то из корпоративных функций. Кроме того, требуется поддержка и x86, и ARM.

Вместо того чтобы переносить полнофункциональную Windows 7 на платформу ARM, как предлагают некоторые, Microsoft должна радоваться тому, что у нее есть Windows 7 (выросшая из Windows NT) для устройств с архитектурой x86, а также ОС (на базе Windows CE) для ARM. Компания может двигаться в обоих направлениях, как делает это ее главный заказчик Asus, выпустившая 12-дюймовый Eee Pad EP121 с Windows 7 и съемной клавиатурой и 10-дюймовый Eee Pad EP101TC с Windows Embedded Compact 7.

3. Следует иметь одну ОС для x86 и одну для ARM.

Мы уже отметили выше, что наличие двух разных планшетных ОС — одной для x86 и другой для ARM — имеет смысл. Однако их нужно иметь только две: нынешнее “разнотравье” операционных систем Microsoft только путает OEM-партнеров, аналитиков, журналистов, да и заказчиков.

К примеру, для x86 предлагается Windows 7, но многие версии этой ОС не включают функции для планшетов, такие как multi-touch (распознавание нескольких одновременных нажатий на сенсорный экран), распознавание рукописного ввода и ввод математических выражений. Компания разрешает некоторым OEM-партнерам устанавливать Windows 7 Starter и дополнять ее доморощенными планшетными “расширениями”. Этого делать не следует.

Главная планшетная ОС Microsoft — для тех, кому нужна совместимость с Windows-приложениями на x86, — должна выводиться на рынок как “Windows 7”, с собственным планшетным интерфейсом компании. Чисто, просто, и никакой путаницы.

Для планшетов на базе ARM — где увеличенное время работы от батарей, более низкие требования к ОЗУ и емкости диска и другие атрибуты открывают важные возможности на рынке — компании опять-таки нужна только одна планшетная ОС. Вместо этого она путает рынок многочисленными версиями и брендами, которые все суть лишь вариации на тему Windows CE.

Microsoft недавно переименовала свою последнюю версию Windows CE в Windows Embedded Compact 7. У нее есть все шансы стать прекрасной планшетной ОС, но слово “Embedded” — это техножаргон для OEM и ничего не говорит потребителю.

ОС для ARM-планшетов — и телефонов тоже — должна выступать под единым именем Windows Compact 7. Со стандартным пользовательским интерфейсом (см. ниже), совместимостью приложений и онлайн-витриной всевозможного ПО, которые охватывают весь спектр устройств.

4. Нужен единый пользовательский интерфейс.

Разнообразие — это хорошо, но большинству пользователей компьютеров нравится как раз обратное (и в этом одна из причин, почему Linux с целым букетом ее разновидностей так и не смогла завоевать десктоп). Похожесть устройств означает, что пользователи могут обучать друг друга, легко и быстро овладевать всё новыми устройствами и покупать книги из серии “Для чайников”, если у них есть такая наклонность.

Microsoft знает (и уже выиграла от этого, как никто) все достоинства внедрения стандартного пользовательского интерфейса в версиях Windows для ПК. Поначалу Windows CE и Windows Mobile также имели стандартный ГИП на разных устройствах, но потом Редмонд утратил это преимущество за многие годы пренебрежения.

Сегодня, если только это не корпоративные модели, где сами пользователи не имеют голоса в данном вопросе, Windows CE и Windows Mobile скрыты на устройствах за интерфейсами, созданными вендорами оборудования. В этом нет синергии, узнавания бренда, даже элементарной гордости.

Похоже, и Windows Embedded Compact 7 с ее акцентом на видоизменяемые интерфейсы, созданные в Silverlight, идет тем же путем. Да, Eee Pad EP101TC имеет приятный, созданный Asus пользовательский интерфейс, но поможет ли это следующему поколению планшетов с ОС Microsoft выстоять против натиска Android (или, сейчас, MeeGo)?

Планшеты, использующие x86-версии Windows, должны иметь особый, созданный в Редмонде специально для них интерфейс, который подчеркивает имя компании, приятно удивляет и радует так же, как мультитач-стол Microsoft Surface. Измененных, “брендовых” интерфейсов вендоров следует избегать — либо прямым запретом (как, говорят, было сделано в свое время на ПК), либо просто создав что-то настолько замечательное, что ни один вендор не захочет это менять.

Конечно, эти x86-планшеты должны быть также совместимы с Windows-приложениями для ПК и, при желании, позволять использовать стандартный интерфейс Проводника. В таком виде они будут привлекательны и для потребительского, и для корпоративного рынков.

Что же касается ARM-планшетов, то мы уже сказали, что им нужен по сути тот же пользовательский интерфейс, что у Windows Phone 7 и раннего Zune HD, с кросс-совместимыми приложениями и той же простотой использования. Сегодняшняя ситуация, когда вендоры могут создавать собственные оболочки, которые добавляют несколько скудных приложений, а чаще сразу отправляют пользователя всё к тем же приложениям Windows CE, больше похожа на перестановку шезлонгов на “Титанике”.

5. Больше свободы с медиафайлами!

На этом мы остановимся кратко, поскольку медиаконтент — одна из сильных сторон Microsoft, особенно благодаря ее опыту с XBox Live и Zune. Windows 7 и Windows Embedded Compact 7 позволяют совместно использовать медиафайлы нескольким устройствам и хранить их, где только захочется пользователю.

У Apple с iTunes, напротив, весьма жесткая политика, и лишь недавно была разрешена потоковая передача с одного устройства на другое в той же сети. Благодаря тому, что Google купила Simplify Media, в грядущей версии Android под названием Froyo пользователи также смогут пересылать медиафайлы на свои мобильные устройства с домашнего ПК.

Microsoft может — и должна — выступить лучше на всех фронтах. Компания может привлечь потенциальных покупателей планшетов, сделав акцент на том, что они — полные хозяева своих медиафайлов и могут воспроизводить их где угодно и на чем угодно.

Конечно, как мы отметим ниже, в том, что касается новаций в оборудовании, OEM-производители, выпускающие планшеты с разными версиями Windows, будут вольны добавить порты HDMI, цифровые оптические выходы, композитные видеовыходы, ПДУ и любые другие “примочки”, какие сочтут нужными.

6. Апеллировать к потребителям.

У операционных систем Microsoft, с точки зрения корпоративных заказчиков, много преимуществ, таких как поддержка сервера Exchange, совместимость с инфраструктурой администрирования и др. Все эти атрибуты Редмонд привык акцентировать, но нужно также понять, что, поскольку цены на мобильные устройства продолжают снижаться, потребители могут выбрать и выберут то, что захотят.

Корпоративно-ориентированные функции должны быть впаяны в операционные системы Microsoft, и это поможет продажам. Однако, как доказал успех iPhone, маркетинг и реклама должны быть направлены на потребителя. Но самое главное, продвижением этих операционных систем должна активно заниматься сама Microsoft, не перекладывая всё на OEM.

7. Стимулировать OEM-изготовителей к новациям.

Об этом опять-таки мы скажем кратко, поскольку это традиционно сильная сторона Microsoft. Да, компания должна установить минимальные аппаратные требования для своих планшетов и телефонов (повторим: сливающихся в одну категорию, как нам кажется), но за рамками этого — чем больше свободы, тем лучше.

Наиболее эффективный способ победить слоган Apple “Это наш путь — или никакого пути” в разработке “железа” — позволить расцвести тысяче всевозможных устройств, с портами HDMI, FM-передатчиками, приемниками HDTV, пико-проекторами — всем, чем только пожелают OEM-партнеры.

OEM-производителей следует отучить от вторжения в операционную систему, которое было разрушительным для Windows (и, конечно, сдерживает также мобильную Linux со всей балканизацией, которая подразумевается); вместо этого они должны сосредоточить усилия на конструировании самих устройств.

8. Выжать максимум из доминирования своей ОС на ПК.

Microsoft пыталась, но не смогла добиться такого же доминирования на рынке мобильных устройств, что и на рынке десктопов . Сюда входила и попытка поместить на мобильные устройства привычный всем “рабочий стол”, плюс несколько “недопеченных” приложений вроде ActiveSync.

Однако не всё будет потеряно, если Редмонд сможет добавить удаленный доступ и утилиту синхронизации мирового класса в планшетно-телефонные версии Windows 7 и Windows Compact 7 (как мы ее называем). Данное ПО должно работать через USB-кабель, сеть Wi-Fi (Apple пока не желает это предлагать) или через облако и обеспечивать синхронизацию электронной почты, закладок браузера, RSS-каналов, “твитов”, медиафайлов, содержимого любых других выбранных папок, списков контактов и текущих дел и т. п.

Также должен быть встроен удаленный доступ с любого Windows-планшета или телефона на любой Windows-ПК. Конечно, у Microsoft уже почти всё это есть, но нужно превратить это в сильное конкурентное преимущество, умело увязав в предложения и введя в маркетинг.

Но самое главное, указанные функции синхронизации должны быть доступны и понятны любому обычному пользователю, у которого есть два (или больше) разных Windows-устройства. Эти функции можно расширить для корпоративных пользователей, чьи компании покупают серверное ПО Microsoft, но это не обязательное требование.

Еще Microsoft должна включить в каждую продаваемую ею операционную систему для планшета или телефона свой пакет Office Mobile, а не только грошовые программки разных вендоров, которые рядом устройств даже не воспринимаются. Короче, специально написанный, оптимизированный для планшетов Office Mobile, предназначавшийся для x86-устройств, использующих Windows 7, был бы хорошим дополнением к существующей Mobile for Windows CE/Mobile.

9. Починить дорогу, ведущую к Intel.

В этом пункте мы делаем гипотетическое предположение, так как, не имея достоверной информации, мы не уверены, что эту дорогу действительно следует починять. Хотя, конечно, каждому ясно, что прежняя дуополия Wintel давно ушла в прошлое.

Intel успешно продвигает многочисленные версии Linux для мобильных устройств в форме Moblin и MeeGo. Это понятно, но почему ей было позволено вывести на рынок новую, экономичную платформу Moorestown для планшетов и мобильных телефонов без поддержки Windows?

Если мы понимаем правильно, то платформа Oak Trail, анонсированная в начале июня, имеет тот же самый чип Z6xx (system-on-a-chip), что и Moorestown. И при этом Intel лишь не ранее “начала 2011 г.” выпустит свой контроллер Whitney Point с шиной PCI, SATA и другими унаследованными портами ввода-вывода, которых требует Windows.

Неужели так сложно создать контроллер ввода-вывода, что планшеты на процессоре Atom, использующие Windows, должны быть лишены новейшей энергосберегающей технологии в течение более чем полугода? Похоже, что-то неладно в Санта-Кларе.

10. Не надо конкурировать с партнерами, выпуская устройства под собственным брендом.

Здесь мы опять-таки делаем предположение, исходя из традиционной силы Microsoft. Компания никогда не производила свой собственный ПК или планшет, равно как и “телефон Microsoft”, несмотря на упорные слухи о том, что она может это сделать.

Мы уверены, что Microsoft никогда не создаст собственный планшет, и считаем, что компания приняла абсолютно правильное решение, закрыв свой проект двухэкранного Courier. Однако разработанные в Microsoft телефоны Kin, продаваемые Verizon, плохо вписываются в традиционную линейку продуктов компании, и Zune HD тоже, конечно, конкурирует с PMP (портативными медиаплейерами) изготовителей, использующих ее ОС.

Мы полагаем, что, каков бы ни был дополнительный доход, приносимый этими продуктами, их выпуск является ошибкой. ПО для Zune и удачные элементы “социальных сетей”, которые встроены в Kin, должны быть прочно впаяны в Windows и доступны любым OEM, кто захочет производить Windows-планшет или Windows-телефон.

Заключение

Аналитики в целом, похоже, соглашаются, что в большинстве случаев планшеты покупаются людьми, которые уже имеют настольный ПК или ноутбук и совсем не намерены с ним расставаться. (Хотя, конечно, они будут все больше использовать планшеты для потребления контента.)

Поскольку у большинства все же имеются десктопы с Windows, корпорация Microsoft должна сделать эти Windows-планшеты самым большим другом для этих систем. Если она сумеет это сделать и обеспечить, чтобы потребители знали об этом, то очень даже может преуспеть.