Современные ИТ находятся в состоянии массового перехода на платформу виртуализации. Эта технология стала мощным рычагом повышения эффективности вычислительных ресурсов в их нынешнем технологическом исполнении. Вместе с тем она с неизбежностью влечет за собой изменения в инфраструктуре ИТ.

Комплексным инструментом реализации инженерной инфраструктуры ИТ в настоящее время выступают ЦОДы. О том, как виртуализация влияет на нынешнее состояние рынка ЦОДов и на перспективы их развития, научному редактору PC Week/RE Валерию Васильеву рассказал директор департамента консалтинга и клиентских проектов АРС by Schneider Electric в России и странах СНГ Олег Письменский.

PC Week: Что в мире и в России происходит со спросом на ЦОДы?

Олег Письменский: Мировому рынку самих ЦОДов и предоставляемым ими услугам я бы отмерил лет тридцать. Сегодня это вполне зрелый рынок во всем его спектре. Спрос на нем продолжает уверенно расти, что связано с влиянием на него самых разных областей экономики.

Лет пятнадцать назад стало возможным говорить о создании и эксплуатации ЦОДов как о рынке и в нашей стране. Примечательным для России стал 2006 г., когда в строительстве ЦОДов начали активно применять стандарты и создавать объекты категорий tier 3 и 4. В этом велика заслуга Uptime Institute и некоторых других организаций, принесших на этот рынок необходимые знания. В это же время наметилась и сегментация рынка ЦОДов: он разделился на корпоративные и коммерческие ЦОДы, а коммерческие, в свою очередь, разделились на комплексы разных категорий. Начался рост потребности в высоконадежных комплексах, способных обеспечивать работу по критерию 24х7х365.

Первыми такие требования к ЦОДам предъявили компании телекомовского и финансового сегментов, для которых критична каждая минута прерывания бизнеса. Чтобы удостовериться в качестве обслуживания, они запрашивали у руководства ЦОДов контракты, в которых прописаны штрафные санкции, соизмеримые хотя бы с прямыми убытками заказчика в случае отказов со стороны ЦОДа. Если таковой контракт отсутствовал или не внушал доверия, устраивался аудит: рабочая документация ЦОДа выкладывалась на стол, проводились многонедельные исследования для обнаружения точек отказов, выяснения их критичности и т. д. В результате вырабатывалось решение о том, стоит ли заключать договор с данным ЦОДом.

Не всегда этот рынок идет за основными рынками, такими, скажем, как финансовый. Так, в 2008 г. лопнули многие финансовые мыльные пузыри. Пропали дешевые длинные деньги, подыссякли источники коротких дешевых денег. Но основные проекты по ЦОДам, которые были заметны тогда в России, все-таки удалось завершить. Думаю, и в ближайшие несколько лет в нашей стране ежегодно будут сдаваться по два-три крупных объекта. В дальнейшем их судьба может быть связана как с развитием собственного бизнеса услуг ЦОДа его владельцами, так и с продажей объекта игрокам на рынке ценных бумаг.

На данный момент спрос на высоконадежные и доступные по ценам ЦОДы сильно превышает предложение. Не исключаю, что в Россию придут еще и иностранные заказчики на услуги ЦОДов. Сейчас, когда денег на рынке немного и их следовало бы пускать в развитие бизнеса, в новые товары и услуги, вполне резонным считаю инвестирование в строительство ЦОДов. Это возможность скорее не заработать, а сохранить в долгосрочной перспективе свой капитал.

PC Week: Означает ли это, что стоимость строительства и услуг ЦОДов в нашей стране ниже среднемировой?

О. П.: Электроэнергия в России пока стоит все-таки меньше, чем в среднем в мире. Однако цены и генерации, и продажи электроэнергии у нас догоняет мировые. Поэтому задача энергоэффективности ЦОДов актуальна и для нашей страны, причем энергоэффективности сквозной — от инженерной инфраструктуры до вычислительного оборудования. Задача ЦОДа — минимизировать свои расходы на электроэнергию. Сегодня 40—70% подводимой к ЦОДу электрической мощности уходит на поддержку функции охлаждения.

Синонимом коммерческой успешности для ЦОДа становится его энергоэффективность. Ведь все, что по сути делает коммерческий ЦОД, — дорого перепродает электроэнергию, обеспечивая непрерывность ее подачи. Именно на эту его основную функцию накладываются каналы связи, услуги хостинга, а в пятилетней перспективе и облачные вычисления, и полный аутсорсинг ИТ-инфраструктуры заказчика.

PC Week: Какой смысл вы вкладываете в понятие “современная инженерная инфраструктура ЦОДа”? Каковы ее основные показатели? Как их измерять?

О. П.: Все технические показатели для ЦОДов известны и стандартизованы. С позиции же заказчика современная инженерная инфраструктура должна отвечать очень разным и изменяющимся потребностям. Это предполагает, что она должна быть модульной, масштабируемой, адаптивной и, конечно, энергоэффективной. От этих качественных показателей можно переходить и к количественным. Чем ближе мы подберемся с источником охлаждения к источнику нагревания, тем эффективнее будет процесс теплопередачи. Это физика, которую нужно использовать и обмануть которую невозможно. К этому и стремится АРС by Schneider Electric в производстве своего оборудования.

PC Week: Какие проблемы для инженерной инфраструктуры ЦОДов сегодня вы считаете главными?

О. П.: Вчера, сегодня и завтра это — гибкость, надежность, энергоэффективность и управляемость ее оборудования. Эти качества, скорее не проблемные, а главные, определяющие конкурентные преимущества инфраструктуры.

PC Week: Ваша компания заявляет, что ее продукты закрывают потребности ЦОДов в части инженерных систем на 60%. А что собой представляют оставшиеся 40%?

О. П.: На протяжении нескольких последних десятков лет Schneider Electric формирует портфель продуктов, которые способны комплексно охватить инженерную инфраструктуру, будь то инфраструктура распределенных энергосетей или интеллектуальных зданий. Если брать такие основные компоненты, как системы энергообеспечения, кондиционирования и управления инженерной инфраструктурой, то в них большая часть элементной базы закрывается продуктами нашей компании. Почему не 100%? Невозможно быть лучшими во всем. Задача Schneider Electric заключается в том, чтобы работать на срезе “золотого сечения” в плане своих продуктовых предложений, с таким расчетом, чтобы они были максимально выгодны компании. Если говорить, например, о разработках дизельных генераторов или устройств генерации холода, то наша компания считает это в настоящее время не своим делом, хотя эти разработки и пересекается с рыночными областями нашего присутствия. Как будет развивать свой бизнес Schneider Electric в отдаленной перспективе, я ответить не могу. Что же касается ближайших 5—10 лет, то стратегия развития нашего продуктового портфеля заключается в обеспечении энергоэффективности, максимальном КПД оборудования и строящихся на его базе подсистем, в первую очередь за счет интеллекта систем управления этими подсистемами. Ведь Schneider Electric известна еще и своими системами диспетчеризации и управления.

PC Week: Какие задачи автоматизации управления инженерной инфраструктурой ЦОДа сегодня наиболее актуальны?

О. П.: Непрерывность предоставления ИТ-сервисов — основная задача инженерной инфраструктуры ЦОДа. Задача системы управления ею состоит в том, чтобы обеспечивать алгоритмы и механизмы управления достаточной надежности, с тем чтобы в режиме реального времени поддерживать непрерывность энергообеспечения, кондиционирования, охлаждения вне зависимости от влияния внешних факторов. Это необходимый минимум.

Другая задача заключается в управлении доступностью инфраструктурных компонентов внутри гермозоны. Особенно важно это для крупных (и тем более территориально распределенных) объектов, где планирование распределения инфраструктурных ресурсов тоже решается с помощью (специализированных) систем автоматизации.

PC Week: Какие требования накладывает на инженерную инфраструктуру ЦОДов виртуализация?

О. П.: Для поддержки виртуализации ИТ-ресурсов инженерная инфраструктура должна быть максимально адаптивной и способной реагировать на изменения инфраструктурных параметров в режиме реального времени. Это перекликается с задачами управления инженерной инфраструктурой.

PC Week: Изменилась ли система управления инженерной инфраструктурой ЦОДов с появлением виртуализации?

О. П.: Идеология и структура управления остались прежними. Остались полевой уровень управления (датчики), средний (агрегаторы, локальная автоматика) и верхний (репозиторий знаний, аналитические инструменты, панели и порталы управления). Чтобы реагировать в режиме реального времени на состояние ИТ-среды, нужно изменить логику управления. Ранее можно было ограничиться системами локальной автоматики, которые зачастую не были связаны между собою. Системы управления энергообеспечением, кондиционированием, холодообеспечением, физической безопасностью действовали самостоятельно (что, кстати, во многих случаях оправданно до сих пор). Тем не менее сегодня ведущие производители фокусируются на реализации связанной логики действия различных инженерных подсистем. От АСУ ТП локальной автоматики мы переходим на верхний уровень управления. Идет процесс интеллектуализации управления инженерной инфраструктурой, оно передается на уровень управления ИТ. В результате мы получим прозрачную систему управления всем объектом в целом с возможностями прогнозирования событий в нем. Некоторые элементы этого реализованы уже сегодня для предсказуемости поведения инженерной инфраструктуры и планирования загрузки ИТ-инфраструктуры.

PC Week: Как виртуализация влияет на стоимость ЦОДа?

О. П.: ЦОД предоставляет для ИТ-среды “квант” инженерной инфраструктуры — стойку для оборудования. Виртуализация же позволяет эффективно распорядиться этим “квантом”, т. е. получить требуемые вычислительные ресурсы при минимальном энергопотреблении.

PC Week: Готовы ли российские ЦОДы к облачным вычислениям?

О. П.: Многие из объектов, построенных за последние годы, с позиции инженерной инфраструктуры готовы. Готовы ли бизнес-руководители российских ЦОДов к предоставлению облачных услуг — большой вопрос. По сути это предоставление ресурсов по требованию, что по себестоимости сегодня дорого. Думаю, что для России это будет актуально в десятилетней перспективе. Пока же идут исследования потребности в таких услугах; нужно понять, покрывает ли спрос на них размеры инвестиций в их обеспечение.

PC Week: Что нового в ближайшем будущем ожидает концепцию “умного дома”, наиболее полным воплощением которой является ЦОД?

О. П.: Это зависит от развития экономики в 10—20-летней перспективе. Здание — это объект, который строится в расчете на эксплуатацию на протяжении нескольких десятков лет. Сегодня “умные дома” востребованы мало ввиду относительно низкой стоимости электроэнергии и сложившейся городской инфраструктуры. Затраты на подобные объекты в таких условиях окупают себя с трудом. Если стоимость электроэнергии возрастет раза в два-три, то потребность в интеллектуальных зданиях станет ощутимой. Думаю, к тому времени и средства реализации концепции “умных домов” станут совершеннее и дешевле.

Что касается ЦОДов, то должна улучшиться управляемость ими. Думаю, в ближайшие 5—7 лет тема развития ПО управления инженерной инфраструктурой ЦОДов будет на слуху. Если говорить об ИБП, то их элементная база и архитектура достигли предела своих возможностей по эффективности: их КПД колеблется от 92 до 98% у разных производителей — выше некуда. В системах охлаждения еще есть резервы в плане эффективности теплоотвода, связанные с тем, насколько близко рабочее тело будет подведено к охлаждаемому объекту.

Мы внимательно смотрим на единую транспонентную систему управления вычислительными ресурсами Green Grid, распространяющуюся на весьма широкую область — от конкретных программных приложений до инженерных подсистем. Ее задача — минимизировать стоимость вычислительной транзакции, в первую очередь за счет снижения энергопотребления. Мы стремимся разместить на единице площади ЦОДа как можно больше вычислительных мощностей, не увеличивая энергопотребления.

PC Week: Благодарю за беседу.