После длительных “творческих метаний” акционеров “Синтерры”, компания “МегаФон” все-таки приобрела за 745 млн. долл. 100% акций этого оператора связи. Отметим, что это предложение на 45 млн. долл. больше весеннего, когда переговоры по инициативе “Промсвязькапитала” были приостановлены. В любом случае, именно эта сделка закрыта, хотя “МегаФон” планирует осуществить платежи несколькими траншами — то есть не все сразу, без особенного напряжения своих источников финансирования. Интересным может быть и тот факт, что сумма долгов “Синтерры” составляет около 350 млн. долл. — половину цены сделки.

Виталий Слизень, генеральный директор “Синтерры” на момент подписания документов, особенно и не скрывал, что работать с руководством “МегаФона” в подчиненном положении, пусть и с широкими полномочиями, категорически не готов. Еще в ходе предварительной оценки компании с участием нескольких претендентов было оговорено право генерального директора “Синтерры” покинуть компанию при смене акционера. Это даже было оформлено специальным решением совета директоров “Синтерры” при переподписании контракта с Виталием Слизенем в декабре 2009 г. Так оно и случилось — не прошло и суток после завершения сделки по приобретению, как ему предложили использовать весьма щедрый “золотой парашют” для того, чтобы освободить место Константину Солодухину, дотоле бывшему заместителем генерального директора по развитию направления междугородней и международной связи сотового оператора.

Г-н Слизень “достаточно проникновенно”, как пишут сотрудники в своих блогах, попрощался с ними и руководством компании и проявил в последний рабочий день чудеса работоспособности, “закрыв” все документы, которые требовали его подписи, и выписав сотрудникам внеочередные премии за ударную работу. Не исключено, что в ближайшее время оперативно будут заменены главный бухгалтер, руководитель юридического направления и службы безопасности “Синтерры”, ведь готовых специалистов для этого в кадровом резерве “МегаФона” вполне хватает.

От г-на же Солодухина, который ранее, до работы в “МегаФоне”, возглавлял “Ростелеком” (это один из конкурентов “Синтерры”), никто, по информации наших источников, не ждет трудовых подвигов — главное сохранить управляемость компании во время ее движения “на автопилоте”, пока отдельные ее подразделения будут достаточно активно присоединяться к существующему бизнесу “МегаФона”. Фактически его задача — грамотно “разрезать” бизнес на отдельные бизнес-юниты, которые и будут переподчинены соответствующим службам в “МегаФоне”. Поможет этому и недавнее реформирование “Синтерры”, когда в компании было выделено несколько филиалов, равных по числу количеству федеральных округов страны. Правда, пока в “Синтерре” не отмечено никаких “зачисток” — компания работает в обычном режиме, однако начался процесс переподчинения служб новому руководству и оптимизации штатной структуры. Кстати, бренд компании (по примеру МТС и “Комстара”) вряд ли сохранится: “везде будет только один “МегаФон”, — заявил нам источник, знакомый с планами реформирования компании. В этой связи под большим вопросом будущее проекта “Синтерры” с компанией “Новые сервисные технологии”, которая занимается аутсорсингом сетей этого оператора связи; очень вероятно, что этот контракт будет пересмотрен или вообще отклонен.

Отметим, что в сделке по приобретению “Синтерры” речь идет далеко не о слиянии, в о жесткой интеграции бизнеса “Синтерры” в существующую структуру “МегаФона”. Причем те части бизнеса, которые по какой-то причине будут “МегаФону” неинтересны (предположим, мобильный WiMAX в регионах), имеют шанс быть оперативно завершенными или, по возможности, проданными по частям. Первый кандидат из “наследства” компании “Синтерра” на оперативное “освоение” — это оператор “Петерстар”, работающий на весьма конкурентном рынке Санкт-Петербурга. С его помощью “МегаФон” сможет сделать своим корпоративным и частным клиентам пакетные предложения по интеграции мобильного и фиксированного ШПД (примерно то же самое пытается сейчас предпринять МТС на базе “Комстара”). Вдобавок, “МегаФон” активно загрузит магистральные линии “Синтерры”, которые находятся у нее в собственности (за вычетом спорных активов с “Ростелекомом”), для пропуска своего 3G-трафика. Возможны и миниатюрные проекты. Так, крайне вероятно, что pre-WiMAX-сеть “Синтерры” в столице (90 базовых станций) будет переориентирована для внутренних нужд “МегаФона” — оборудование для связи, кроме как у действующих коммерческих клиентов, будет размещено в миниатюрных офисах обслуживания “МегаФон»: сеть не загружена, поэтому скорость передачи там выше, чем по 3G. Плюс к этому активное использование VSAT-станций даст возможность увеличить спектр предложений для госорганов власти (вдобавок к “Конфиденциальной сотовой связи”). Не секрет, что практически в каждом масштабном телекоммуникационном проекте в целом по стране на спутниковый доступ приходится до трети конечных инсталляций.

Как видно, все операторы “большой тройки” явно продемонстрировали свое стойкое желание двигаться в сторону создания больших телекоммуникационных холдингов, которые будут заниматься практически всеми видами связи вне зависимости от технологии передачи информации. Теперь все зависит от того, как быстро компании сумеют не просто “закупить” недостающие им активы, а грамотно использовать их для предложения своим клиентам не формальных, а действительно работающих конвергентныхрешений. И речь идет даже не о частных клиентах, а о жизненно важном бизнес-направлении: для многих компаний телекоммуникации являются значимым бизнес-активом, обслуживание которых они готовы доверить только надежному поставщику за минимальную цену.