“Решение “Скартела” о строительстве LTE ставит компанию в двусмысленное положение — не достигнув хотя бы минимального успеха со своим проектом мобильного WiMAX, они ввязываются в потенциальную “драку” с операторами “большой тройки” за будущих клиентов”. Примерно такое мнение, правда, с различными вариациями, я слышу последнее время от игроков рынка о резком “вираже” Yota на рынке мобильного ШПД. Поводом же для осмысления послужило официальное решение руководства компании “Скартел” отказаться от работы в стандарте IEEE 802.11e в пользу стандарта LTE.

С одной стороны, такое действие, особенно с прицелом на будущее, вполне разумно — все-таки LTE дает возможность оператору включиться в мировую экосистему мобильного ШПД, на которую работает множество производителей. Здесь и производители инфраструктурного оборудования (Alcatel-Lucent, Ericsson, Nokia Siemens Networks, Huawei и т. д.), и разработчики абонентских устройств (огромное число различных компаний от Infenion и Qualcomm до Huawei, Nokia и ZTE готово выпускать как чипы для мобильной техники, так и пользующиеся наибольшим спросом USB-модемы, а также различные пользовательские гаджеты). Кроме того, основное преимущество сетей LTE — не только в повышении эффективности использования радиочастотного спектра, увеличении пропускной способности, емкости, а также серьезном снижении продолжительности загрузки и информации и времени реакции сети. Главное, что LTE — это полноценная и единая IP-сеть, которая существенно снижает себестоимость передачи данных и позволяет операторам предоставлять своим клиентам мультимедийные услуги в реальном времени. Здесь и “чистый” доступ в Сеть, и VoIP, и ВКС, и возможность переносить в мобильную “беспроводку” практически любые сервисы из фиксированных сетей связи с учетом конвергенции технологии IMS.

С другой стороны, все-таки LTE практически никто не строит “с нуля” — это естественное развитие компаний мобильной связи, к которому операторы подходят с развитой проводной инфраструктурой, тысячами позиций для БС, подготовленным биллингом и, самое главное, значительной абонентской базой. По данным Ассоциации GSM, в настоящий момент 388 HSPA-сетей запущено в 151 стране мира — все они рано или поздно мигрируют в LTE. Правда, не сразу, а через активацию оборудования HSPA+, которое даст им мощный прирост в скорости передачи данных — такое “железо” есть уже примерно у 15% действующих сетей HSPA. Ситуация с LTE несколько другая — в настоящий момент зафиксировано 64 таких проекта в 31 стране — большинство в тестовой эксплуатации или начальной стадии строительства. Но к концу 2010 г. ожидается не менее 22 коммерческих сетей LTE по всему миру, вместе с проектами в Осло и Стокгольме — в этих сетях сейчас всего около 1000 абонентов.

Ситуация у “Скартела” далеко не самая идеальная — до конца 2010 г. компания хочет развернуть сети в пяти городах России, но начать коммерческую эксплуатацию — только в 2011-м. Временной зазор, скорее всего, пойдет на обеспечение более-менее приемлемого качества связи хотя бы в нескольких “островах” внутри крупных городов, которые запланированы для такого строительства. Несмотря на оптимистичные заявления министра информатизации и связи Республики Татарстан Николая Никифорова о том, что “мы рассчитываем, что Татарстан станет “пилотной” зоной не только в России, но и в глобальном масштабе”, говорить о тотальном покрытии Казани, Самары или Новосибирска было бы преждевременно, так как быстро подобный процесс не происходит: нужны сотни километров “оптики” (подключение БС к опорной сети по радиорелейному каналу в LTE-сетях нереально — необходимы слишком высокие скорости передачи данных), многочисленные бригады строителей для оборудования позиций и, конечно, горы разрешительной документации на каждую БС. Кроме того, предстоит строительство ядра сети, развитие инфраструктуры (“оптика”, IP-core и т. д.). Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что подводка любых каналов связи к базовым станциям будет затрагивать интересы владельца подземных коммуникаций — в большинстве регионов это МРК “Связьинвеста”. Сейчас между этими компаниями отношения хорошие, но это ровно до тех пор, пока МРК, присоединившись к “Ростелекому”, не начнут активно строить свои LTE-сети — благо, лицензии на 39 регионов у компании уже есть. Вдобавок, у “Скартела” нет своей розницы для реализации услуг связи и оборудования.

Кроме того, все совсем не просто с частотой работы будущей сети “Скартела”. “Наиболее интересной комбинацией для сетей LTE нам представляется 2,6 ГГц для распространения сигнала на открытых пространствах и 700/800 МГц для работы в режиме indoor, особенно в городах с плотной застройкой, — уверен Алан Хадден, президент Всемирной ассоциации поставщиков оборудования для мобильной связи. — Правда, это идеальная комбинация. К примеру, Telia Sonera строит сеть LTE в Швеции на частоте 2,6 ГГц, но обладая двумя полосами частот шириной по 20 МГц. А Tele2 как раз комбинирует 900 МГц и 2,6 ГГц”. Однако в России диапазоны частот 2500—2690 МГц “в своем большинстве заняты системами Минобороны РФ (радиотехнические средства транспортной и истребительной авиации ВВС, различные РЛС), а также все еще распределены между несколькими операторами MMDS, причем это распределение действует до 2016 года”, — отмечает Виктор Глушко, заместитель генерального директора научно-производственной компании “Гейзер”. То есть о “широкой полосе”, с помощью которой можно обеспечить высокую емкость подобных систем, говорить, мягко говоря, преждевременно. Кроме того, “радиус соты” LTE-сети на частоте 790—862 МГц, — говорит Виктор Топор, технический директор “Телеком Балтия”, — в условиях плотной городской застройки составляет 500 м, в то время как БС, функционирующая на частоте 2500—2690 МГц может работать только в радиусе 200 м. В пригороде различия примерно аналогичны — 4 км против двух: то есть при одинаковой мощности базовых станций и одинаковом количестве БС, площадь радиопокрытия сети 790—862 МГц в 3—4 раза больше (особенно для условий непрямой видимости)”.

Таким образом, операторы “большой тройки” даже при некотором отставании (сейчас они только договариваются с регулирующими органами о тестовых зонах в четырех регионах страны) все равно смогут опередить любых конкурентов по скорости и, самое главное, стоимости развертывания подобных сетей связи. Тем более что торопиться им некуда — сначала надо “отбить” вложения от строящихся 3G-сетей, благо охватить все 180 городов, на которые у него есть частоты или лицензии, “Скартел” все равно быстро не сможет: деньги на новую сеть будут заемными, а получить 1,6—1,8 млрд. долл. на посткризисном рынке компании с абонентской базой всего в 540 тыс. человек будет тяжеловато.