В мае в России были оглашены итоги ежегодного исследования IDC по масштабам использования контрафактного ПО. Согласно этим данным, в 2009 г. уровень компьютерного пиратства у нас составил 67%, что на 1% ниже аналогичного показателя 2008 г. (см. диаграмму 1). Снижение темпов падения уровня компьютерного пиратства в нашей стране директор по консалтингу “IDC Россия и СНГ” Тимур Фарукшин объясняет влиянием мирового кризиса и снижением платежеспособности многих российских предприятий.

“Да, в 2009 г. проявилось влияние экономического кризиса на возможности компаний по переходу к использованию легального ПО, — соглашается с ним председатель российского комитета BSA Екатерина Громова. — Но в первую очередь это сказалось на объемах единовременных закупок программного обеспечения, в то время как количество запросов на легализацию ПО было на уровне предыдущего года. Кроме того, в прошлом году мы наблюдали заметный рост сообщений, направленных в адрес BSA и правообладателей бывшими сотрудниками компаний-пиратов, о фактах использования нелицензионного ПО”.

Что касается стран Европы, то здесь, по данным IDC (см. диаграмму 2), Россия и сейчас выглядит не самым законопослушным государством: по уровню пиратства она превосходит Западную Европу (WE), где данный показатель составляет всего 34%, а также Центральную и Восточную Европу (64%). Утешает лишь то, что в нашей стране уровень пиратства ниже, чем на Украине (85%) и в регионе БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) в целом (71%).

Тимур Фарукшин отмечает, что, по оценкам IDC, в минувшем году в России потери правообладателей от действий пиратов всех мастей составили 2,613 млрд. долл. (коммерческая стоимость нелицензионного ПО, инсталлированного в 2009 г.), что сильно ниже аналогичного показателя 2008 г. (около 4,5 млрд. долл.). Почти двукратное снижение потерь правообладателей в абсолютном выражении г-н Фарукшин объясняет падением закупок ПК и, тем самым, снижением потребностей пользователей в приобретении для них программного обеспечения.

По данным IDC, в 2009 г. в нашей стране поставки ПК (в штуках) в корпоративный сегмент упали на 47%. Правда, при этом продажи компьютеров в домашний сегмент выросли на 6%. В результате “сложения” двух данных факторов общий парк используемых ПК в России увеличился примерно на 5% — c 33 млн. в 2008 г. до 34,5 млн. в 2009-м. Аналитики ITResearch также считают, что в минувшем году в нашей стране было закуплено примерно столько же компьютеров, сколько было выведено из эксплуатации по причине их полного морального или физического износа. Однако общий парк используемых ПК в России они оценивают несколько выше — приблизительно в 40 млн. штук. Но то, что в минувшем году под влиянием кризиса в нашей стране корпоративно-ориентированные сегменты ИТ-рынка пострадали больше сегментов, нацеленных преимущественно на домашний рынок, отмечают и эксперты ITResearch.

В то же время в Минэкономразвития рисуют достаточно радужную картину. По данным этого ведомства, к концу минувшего года общее количество используемых в нашей стране компьютеров достигло 52,3 млн. шт., что на 10,5% выше аналогичного показателя конца 2008-го. “Оценка Минэкономразвития, в принципе, имеет право на существование, — говорит Тимур Фарукшин. — Но я не знаю, как они ее получают. Мы оцениваем время службы ПК — обычно оно находится в диапазоне от трех до пяти лет. Все, что старее, не учитывается. И это, на наш взгляд, правильно, ведь для производителей ПО компьютеры старше пяти лет не представляют интереса, поскольку новый софт на них поставить проблематично. Но ведь нередко компьютеры используются в течение десяти и более лет. В школах, например, или где-то еще. Если считать все это, то, наверное, парк будет больше, чем считаем мы”.

Известно, что под влиянием кризиса в развитых странах мира падение как ИТ-рынка в целом, так и его основных сегментов было существенно ниже, чем у нас. Этот факт нашел отражение и в “пиратских” оценках IDC, согласно которым, к примеру, в США абсолютные потери правообладателей (не только членов BSA) упали не почти вдвое, как в России, а лишь на 8,5% — c 9,1 млрд. долл. в 2008 г. до 8,39 млрд. долл. в 2009-м.

Екатерина Громова отмечает, что в минувшем году отечественные компании-пираты в рамках возбужденных против них гражданских дел выплатили компаниям, являющимся членами BSA, 54 млн. руб. В 2008 г. эта цифра была значительно выше (в силу больших объемов легализации ПО, нежели в кризисный 2009 г.), но чему именно она была равна, в российском комитете BSA сказать затрудняются.

По мнению г-на Фарукшина, в нынешнем году уровень пиратства в России сохранится примерно на том же уровне, что и в прошлом, но в денежном выражении потери от компьютерного пиратства вырастут вследствие того, что инсталлированная компьютерная база увеличится как в домашнем секторе, так и в корпоративном. Во всяком случае, итоги I квартала 2010 г. (Q1/2010) обнадеживают. По данным IDC, в Россию за этот период было поставлено около 2,16 млн. настольных и портативных ПК. Данная цифра на 107,6% превышает результаты Q1/2010. При этом объем поставок ноутбуков, по оценкам IDC, достиг 1,31 млн. штук, что почти в три раза превышает результаты I квартала 2009 г. “Российский рынок ПК окончательно ожил после сложного периода, вызванного кризисом, — считает старший аналитик IDC по рынку персональных компьютеров России и СНГ Зарина Камытбаева. — Объемы поставок ПК в I квартале 2010 г. оказались больше прогнозируемых”.

Можно ожидать, что вслед за оживлением компьютерного рынка оживится и борьба против компьютерных пиратов. Впрочем, она и так не затухала. По данным BSA , в минувшем году к уголовной ответственности были привлечены десятки директоров и ИТ-специалистов российских компаний, изобличенных в использовании контрафактного ПО. Правда, реальные сроки заключения никто из них не получил, но штрафы, как отмечает Екатерина Громова, порой были весьма существенными.

“Уровень пиратства, находящийся на отметке 67%, говорит о том, что в России существует много компаний, которые либо не подозревают о рисках, связанных с использованием нелицензионного программного обеспечения, либо пренебрегают ими, — говорит директор BSA по Восточной и Центральной Европе, Ближнему Востоку и Африке Георг Херрнлебен (Georg Herrnleben). — По мере выхода из самого серьезного за последние 20 лет экономического кризиса, мы будем продолжать взаимодействие с правительственными структурами, бизнесом и пользователями, направленное на решение этой проблемы, сохранение в России положительной динамики и снижение уровня компьютерного пиратства”.