То, что современный образовательный процесс в XXI веке не может существовать, как шутят в высшей школе, в рамках технологии МДТ (мел-доска-тряпка), понятно каждому.

О том, какими средствами визуализации учебной информации сегодня располагает рынок, и о степени готовности вузов интегрировать в свой образовательный процесс новшества, не так давно достаточно подробно обсуждалось на двух тематических мероприятиях компании AUVIX в рамках ее проекта “Инновации в высшем образовании: технологии будущего”. Первое из них (II международная практическая конференция) прошло в Московском государственном строительном университете. Второе (международный семинар-практикум) — в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ).

Как можно было понять из доклада заместителя директора по технической политике департамента системной интеграции AUVIX Алексея Самохина, в принципе рынок сегодня способен предложить образовательной среде аудиовизуальные технологии без преувеличения на любой вкус. Это дисплейные технологии (панорамные проекции, гибкие экраны и т. д.), интерактивные multitouch-системы различного характера, в том числе с обратной связью — моделированием тактильных ощущений, цифровые планетарии и сферы с проецируемыми на них бесшовными изображениями заданной формы, персональные мобильные дисплеи, системы распределенного информирования (электронные расписания, анонсы, навигация), системы корпоративного телевидения. Это, разумеется, и 3D-технологии во всем их разнообразии. (Как уверяет г-н Самохин, в 3D уже полностью созданы курсы по всем школьным предметам; с вузовскими курсами сложнее — учебные программы университетов дублируют друг друга лишь отчасти). Наверное, уже сложно найти какую-либо “смелую” преподавательскую идею, которую нельзя было бы реализовать с помощью существующих технологий.

Тем не менее, отмечает г-н Самохин, в целом по России большая часть этих технологий изрядно опережает готовность вузов к их использованию. (Очевидность отсутствия потока заказов отражалась в том, насколько мало опытных образцов последних разработок было представлено на мероприятиях на обозрение публике.)

Первая причина, которая закономерно приходит на ум, — недостаточное материальное обеспечение вузов. Какие бы технологии ни предлагал рынок, для их покупки нужны соответствующие средства. (В AUVIX не отрицают, что самые продвинутые аудиовизуальные разработки совсем не дешевы.)

Что касается высшей школы, то в докризисную пору самым масштабным источником ее финансовой подпитки был национальный приоритетный проект “Образование”, в рамках которого в 2006—2007 гг. 57 вузов оказались победителями в двух конкурсах инновационных образовательных программ и получили из госбюджета на их реализацию 5 млрд. руб. в 2006 г., 15 млрд. в 2007-м и 20 млрд. в 2008-м.

Как отмечают эксперты, речь по сути шла о переоснащении материально-технической базы университетов, однако тратить деньги на тумбочки и шкафы они не имели права — финансирование предназначалось именно для закупки высокотехнологичного оборудования и его установки, так что поставщикам хайтека, что называется, было где развернуться.

К 2009 кризисному году большая часть контрактов в инновационных вузах уже была реализована, однако тут как нельзя кстати (и для самих вузов, и для технологических компаний) подоспели программы федеральных и национальных исследовательских университетов.

Первые два федеральных университета появились еще в 2007 г., и до 2009 г. их финансирование составило приблизительно по 6 млрд. руб. на каждый. В конце 2009 г. было принято решение создать еще пять подобных же образований (все — на базе существовавших ранее вузов), и, по словам первых лиц государства, уже в этом году они могут получить по 400 млн. руб.; такие же суммы в последующие несколько лет станут выделяться ежегодно.

Категория национального исследовательского университета появилась в 2008 г., когда президент страны специальным указом наделил таким статусом первые два вуза. Дальнейшее распределение званий произошло на конкурсной основе. В 2009 г. его удостоились 12 университетов, а совсем недавно, 26 апреля текущего года, — еще 15. Все они в десятилетней перспективе могут рассчитывать на финансирование своих программ в размере до 1,8 млрд. руб.

Как можно было заключить из беседы с Алексеем Самохиным, теперь от вузов имеет смысл ожидать гораздо более трудоемких заказов, связанных не столько с самим оборудованием, сколько с его интеграцией в образовательную и исследовательскую среду.

По всей видимости, эта тенденция справедлива и для российского ИТ-рынка в целом (динамичной его части), где за последние годы приоритеты все больше смещаются от дистрибуции в сторону системной интеграции. Новоявленным исследовательским университетам компании как раз и должны будут продемонстрировать свою зрелость и готовность предлагать и реализовывать сложные интегрированные решения. По словам Алексея Самохина, многие вузы-победители пока толком не знают, что же именно они собираются делать с федеральными деньгами (концепции развития есть, а конкретики технического воплощения еще нет). Поэтому системных интеграторов сейчас, очевидно, ожидает масса тендеров, где им и предстоит себя проявить.

Впрочем, к одним лишь деньгам сводить вопрос внедрения новейших аудиовизуальных разработок в российскую образовательную среду, наверное, не стоит. Несмотря на то что профессорско-преподавательский состав, по мнению г-на Самохина, уже давно адаптировался к новым реалиям и воспринимает ИТ как естественную часть мира, полностью менталитет наших сограждан пока изменить так и не удалось. И яркий тому пример — откровенная убогость большей части презентаций, с которыми представители вузов выступали на мероприятиях AUVIX. То есть попробуйте себе представить: в зале на протяжении многих часов звучат слова об инновациях, информатизации, модернизации и т. д., а произносить их на кафедру раз за разом поднимаются люди, не удосужившиеся нормально освоить возможности PowerPoint (не говоря уже о чем-то более интересном).

В общем, пока вузовские айтишники будут рассказывать об “инновационных 3D-технологиях”, демонстрируя при этом слайд-шоу (даже не презентации) из расфокусированных фотографий, сделанных едва ли не на мобильный телефон, рассуждать о реалистичности повсеместного внедрения технологий завтрашнего дня как-то странно.