Долгое время предприятия, созданные по типу MVNO (Mobile Virtual Network Operator), были некоторой зарубежной диковинкой и имели очень отдаленное отношение к российской действительности. Их успех на мировом рынке не вызывает никаких сомнений: на начало 2010 г. в мире действовало более 400 MVNO, а число клиентов таких компаний, по подсчётам Pyramid Research, перевалило за 117 млн. В мировом масштабе это — 3,2% всех сотовых абонентов.

Росту виртуальных операторов за рубежом способствуют наличие избыточных емкостей сетей подвижной связи, насыщенность мобильного рынка и мощные контент-провайдеры. Поэтому в передовых странах Западной Европы уровень виртуального проникновения превысил 13%. Например, в маленькой Дании работают сразу семь виртуальных операторов и на их услуги подписан каждый пятый датчанин.

Сегодня и отечественный рынок мобильной связи, похоже, тоже созрел для создания подобных компаний. Сейчас число таких предприятий в стране уже приближается к десятку, причем количество виртуальных пользователей по оценке J’Son&Partners/ “Скай Линк” уже приближается к 700 тыс. А импульс к развитию рынка MVNO в России дал приказ Минкомсвязи №116, выпущенный в декабре 2008 г. И хотя законодательная база по виртуальным операторам в стране всё ещё не полностью сформирована, MVNO теперь можно организовать за два—три месяца. По крайней мере, так уверяют представители компании “Скай Линк”: неделя нужна на согласование бизнес-схемы MVNO, экономических условий модели, юридическое оформление схемы взаимодействия с заказчиком и от одного до трёх месяцев на технологическую реализацию проекта.

“Скай Линк” сформировал два типовых решения для проектов MVNO — Full и Light. По результатам пилотных проектов в различных регионах проработаны технические и юридические аспекты партнёрских проектов по бизнес-модели MVNO и подготовлена договорная база, позволяющая реализовать две типовые модели MVNO в зависимости от задействованных ресурсов.

Full MVNO ориентирован на операторов связи, имеющих собственную базу абонентов и технологический ресурс. Full MVNO-проект может быть реализован как на действующей сети “Скай Линка”, так и на лицензионных территориях, где нет действующих сетей.

Light MVNO адресован как операторам связи, имеющим собственную базу абонентов и технологический ресурс (Light MVNO—FMC), так и компаниям, имеющим собственную сеть дистрибуции на массовом рынке (Light MVNO—FMCG). Такие проекты могут быть реализованы только на действующих сетях “Скай Линка”.

“По нашим базовым условиям доля выручки MVNO-партнёра может составить до 90% в случае инвестиций в построение сети, а в среднем это порядка 50%. Фактически уже сейчас мы выходим на срок реализации проектов от семи дней и готовы поставить их на поток”, — сказала Гульнара Хасьянова, генеральный директор “Скай Линка”.

В настоящее время в работе у компании находятся несколько проектов, в том числе проект Full MVNO на Камчатке со сроком запуска в коммерческую эксплуатацию осенью нынешнего года и Light MVNO—FMC в Москве со сроком запуска во втором квартале 2010 г.

Таблица: Российский рынок MVNO
Торговая марка Стандарт сотовой связи Опорная сеть Дата запуска
“Просто для общения” GSM “МегаФон” 2009
“Алло Инкогнито” GSM, IMT-MC-450 “МегаФон”, ”Скай Линк” 2004
“Центральный телеграф” (марки “База”, ”Мегател”) GSM “МегаФон” 2006
“Гарс Телеком” GSM, CDMA “МегаФон”, ”Скай Линк” 2003
“Евросеть” GSM СМАРТС 2007
“А-Мобайл” GSM МТС 2008
“Ё” GSM-1800 СМАРТС 2008
“ЛэндМаркет” (дочерняя компания X5 Retail Group) GSM МТС Готовится к запуску

Источник: J’Son&Partners