Мы живем в информационную, постиндустриальную эпоху, век Интернета. Однако современная система образования отстает от требований времени и нуждается в модернизации. Эти и другие вопросы обсуждались на конференции Microsoft “Образование в 21 веке”.

“Сейчас появляются конкуренты традиционной классной системе обучения. Это информационные технологии, — сказал Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ. — Меняется сам подход: образование перестает быть системой передачи знаний, а превращается в систему коммуникаций”. Однако, по его мнению, в образовании назревают серьезные проблемы: “Мы учим профессиям, которых, возможно, не будет через три-четыре года, и даем знания, которые устаревают с космической скоростью. И перед нами стоит вопрос, как догнать и перегнать время”.

Для решения этих проблем нужны глубокие, системные преобразования. Но невозможно изменить образовательную систему без поддержки со стороны государства. Поэтому, по мнению Александра Асмолова, так важна инициатива “Наша новая школа”, утвержденная в этом году Президентом РФ Дмитрием Медведевым, которая, в частности, подразумевает, что современная школа должна стать высокотехнологичным учебным заведением, оснащенным современным оборудованием, широкополосным Интернетом и интерактивными учебными пособиями. Таким образом, одним из пунктов данной инициативы является расширение использования ИКТ в российских школах.

Правда, пока речь идет лишь об общих подходах к трансформации школьного образования, поскольку на базе этой инициативы еще не разработана программа с перечнем конкретных шагов. Но, по словам Александра Асмолова, такая работа уже идет.

Перемены происходят и в системе высшего образования. Как рассказал Игорь Баландин, директор Microsoft по работе с системой образования в России, сейчас вводятся новые статусы для университетов. В особую группу выделены московский и петербургский университеты, в регионах создаются федеральные университеты, а некоторые вузы становятся “национальными исследовательскими институтами”. Под эти программы выделено целевое финансирование.

По словам Игоря Баландина, нынешние изменения в школах и вузах нацелены на трансформацию системы образования для создания в России инновационной экономики. Ведь нельзя модернизировать промышленность без высококвалифицированных кадров. А их создает система образования. Но сегодня ясно, что инновационные изменения в образовании невозможны без инновационных технологий, составной частью которых являются ИКТ. Вопрос в том, насколько эффективно будут внедряться высокие технологии.

Такие сомнения вполне обоснованны. Например, сейчас государство реализует программу подключения школ к Интернету, но руководство некоторых регионов не выделяет средств для оплаты трафика. В результате в школах как не было доступа в Сеть, так и нет. По мнению Игоря Баландина, причина такой абсурдной ситуации в том, что далеко не все региональные органы исполнительной власти понимают необходимость трансформации образования и роль Интернета в этом процессе. Чтобы они обратили на эти вопросы больше внимания, необходима инициатива со стороны высшего руководства страны. В частности, такая, как “Наша новая школа” и другие действия государства, направленные на модернизацию образовательной системы.

Но сам по себе доступ к высоким технологиям не дает результатов, если не научить, как ими пользоваться. Для решения этой задачи предназначена программа Microsoft “Партнерство в образовании”, которая реализуется с 2003 г. Как рассказал руководитель этой программы Джеймс Бернард, в ней предусмотрено три направления: подготовка учителей и администрации школ к использованию современных технологий, распространение среди учителей передового опыта и применение ИКТ для оценки качества обучения. “В России происходит то же, что и в других странах: учителя ищут новые методы работы в классе путём использования современных технологий и подходов”, — сказал он. — Но в последнее время мы несколько сместили акценты нашей программы и работаем не только с учителями, но и с руководителями школ, потому что для продвижения инноваций необходима поддержка со стороны администрации”.

Образовательная программа Microsoft предусматривает финансирование в объеме 500 млн. долл. и охватывает 112 стран, а подготовку в её рамках уже прошли 70 млн. учителей. В России прошло обучение более 100 тыс. преподавателей, разработано порядка 25 учебных курсов и программ, а 70 тыс. учителей и методистов стали членами онлайнового сообщества.