По данным Фонда “Общественное мнение” (ФОМ), полугодовая аудитория Рунета в конце 2009 г. составила 42,5 млн. человек — это больше трети (36,6%) российского населения в возрасте 18 лет и старше. Месячная же аудитория российского сегмента Интернета чуть меньше — 39,7 млн. человек (34% взрослого населения). Годом ранееэти показатели были 34 и 31,7 млн. соответственно, так что рост налицо: за 2009 г. проникновение Интернета в России увеличилось более чем на 20%.

Постепенный рост

Как и в прошлом году, основной источник увеличения российской аудитории фиксированного ШПД — регионы. Причем мотивацией для подключения к Сети является вовсе не возможность читать новости или играть в сетевые игры. Главное — “ходить” в социальные сети, именно эти проекты и обеспечили наибольшую часть прироста. И такими проектами стали совсем не технологичный Facebook или старожил рынка LiveJournal — рынок контролируют социальные интернет-проекты odnoklassniki.ru и vkontakte.ru, ежемесячная аудитория которых на конец 2009 г. составила 17,7 и 14,3 млн. пользователей соответственно (данные J’son & Partners Consulting). Даже учитывая взаимное пересечение аудиторий этих двух проектов, можно утверждать, что в них концентрируется как минимум половина рунетовских обывателей.

Как и раньше, в крупных городах проникновение Интернета заметно выше, чем в среднем по России. По данным опроса ФОМ, в городах-миллионниках Интернетом пользуется 51% населения старше 18 лет, а в селах — не больше пятой части. Но это вполне очевидно — тянуть кабель в населенный пункт с несколькими десятками тысяч жителей дорого, да и разводка кабельной инфраструктуры по частным домовладениям для операторов далеко не самый выгодный бизнес в среднесрочной перспективе: в регионах все готовы подключать только 5—9 этажные дома минимум с четырьмя подъездами. Частным же пользователям приходится использовать все средства — от dial-up до одностороннего спутникового канала связи.

Правда, доля тех, кто имеет выход в Интернет из дома, — то есть наиболее активных пользователей Сети, готовых платить за доступ, — продолжает расти. По данным ФОМ на конец 2009 г., домашний Интернет есть у 79% всех подключенных пользователей (годом ранее — 74%). Причем и операторы связи, и вендоры уверены в том, что рынок доступа в Интернет будет развиваться достаточно бурными темпами еще как минимум следующие три — пять лет: спрос далеко не удовлетворен.

Типовые проблемы

Правда, по мнению Федеральной антимонопольной службы России, правила игры для всех компаний, участвующих в погоне за абонентами, далеко не равны. “Учитывая тот факт, что услуги связи — лицензируемый вид деятельности, — пишут эксперты ФАС в специальном отчете, — основным барьером можно считать саму процедуру получения лицензии”. К примеру, в сегментах рынка, доступ в которых организуется с использованием технологий “беспроводки” ШПД (от сотовой связи до радиорелеек), в качестве барьеров указываются длительные сроки получения разрешений на использование радиочастот (в том числе для базовых и радиорелейных линий). “Срок согласования может составить около трех лет, а стоимость согласования во ФГУП “ГРЧЦ” и ФГУП “Воентелеком” достигает 200 000 руб.”, —констатируют эксперты ФАС. Неудивительно, что покрытием застройки с “частным сектором” при помощи того же Wi-Fi, несмотря на реальные потребности абонентов, рискуют заниматься либо сильные региональные игроки, либо небольшие сети, работающие вообще без документов. Операторам, которые занимаются проводным ШПД, тоже не сладко: цитируя тот же документ, отметим, что “сложности возникают при согласовании размещения средств связи в зданиях гражданского назначения с собственниками зданий, в том числе относящихся к жилому фонду: собственники помещений предъявляют необоснованные требования по ремонту, кругу обслуживания или отказывают в размещении средств связи”.

Кроме того, все участники рынка, не являющиеся межрегиональными компаниями (МРК), сетуют на высокий уровень первоначальных затрат как при создании собственной сети связи (доля затрат на строительство, ввод в действие и эксплуатацию — 60—80% от доходов), так и в случае использования сети связи другого оператора (затраты только на аренду каналов — 15—25% от доходов). При этом отмечается значительный рост тарифов традиционных операторов за пользование инфраструктурой связи (местами для размещения средств связи) и сетевыми ресурсами (абонентскими линиями связи). Имеет место и установление МРК “заградительных” тарифов на услуги по пропуску трафика с принадлежащих им сетей, нельзя также не упомянуть о высоких тарифах существенных операторов на присоединение сетей.

Согласно данным ФАС, в двух субъектах — республике Карелия и Ленинградской области — участники рынка указывают на необоснованно высокую цену доставки магистрального трафика в районные центры магистральными операторами первого уровня (“ТрансТелеком”, “Ростелекомом”, “РТКомм.РУ”): например, цена 1 Гб трафика от Санкт-Петербурга до районного центра на территории одной области может возрасти в 12 раз. Кроме того, отмечается высокая стоимость аренды магистральных каналов у операторов второго уровня (операторы, сети которых расположены на территории одного или нескольких федеральных округов).

Скорость и “беспроводка”

Вместе с тем, несмотря на все организационные проблемы, значительно выросла скорость подключения. По данным “Яндекса”, самая распространенная скорость подключения превысила 1100 Кбит/с — это почти в три раза больше, чем годом ранее (данные в среднем по 21 крупному городу России за исключением Москвы и Санкт-Петербурга). Однако самым дорогим Интернет остается на Дальнем Востоке: в среднем 1465 руб. в месяц за канал 1 Мбит/с (в середине 2009 г. — 2,2 тыс. руб.); самым дешевым — в Поволжье и на Урале: около 320 руб. В Москве и Петербурге средняя цена за 1 Мбит/с меньше 135 руб. В рейтинге распространения Интернета на первом месте находится Центральный федеральный округ, на последнем — Южный. В рейтинге активности пользователей — первое место занимает Дальний Восток, а замыкает список Центральный федеральный округ (без учета Москвы).

Отметим, что определенный толчок к снижению цен на фиксированный ШПД обеспечили... операторы мобильной связи. Как “большая тройка”, активно развивающая сети 3G , так и “Скартел”, запускающий сети мобильного WiMAX в коммерческую эксплуатацию. Кроме того, активную конкурентную борьбу с местными монополистами, МРК “Связьинвеста”, ведут крупные местные игроки (к примеру, “ЭР-Телеком”); выходящие в регионы столичные компании (такие, как “Комстар-ОТС”) и множество небольших фирм регионального (скажем, “ПетерСтар”) и областного (“Сумма-Телеком”, “Спарк” и т. д.) уровней.

Причем свой взор к мобильному ШПД операторы связи обратили не от хорошей жизни — по мнению аналитиков Frost & Sullivan, это стало необходимым шагом из-за снижения выручки от традиционных мобильных услуг. И в ближайшие пять лет именно этот тип доступа будет развиваться наиболее динамично. Общий же объем рынка доступа в Интернет в Центральной и Восточной Европе по итогам 2009 г. составил 1,1 млрд. евро, а в 2014 г., по прогнозам, увеличится до 5,2 млрд. евро. Из них на долю российского рынка придется более 50%. Проникновение данной услуги в прогнозируемый период возрастет с 2 до 10% — в основном потому, что вследствие относительно низкого уровня проникновения проводного широкополосного Интернета мобильный Интернет очень часто является единственным средством доступа к Сети. Поэтому потребители ожидают от мобильного Интернета такой же скорости доступа и объемов трафика, что и от фиксированного ШПД.

Кстати, российские операторы видят большой потенциал в развитии мобильного широкополосного интернет-доступа. “Большая тройка” систематически увеличивает сетевое покрытие 3G в стране, а получив доступ к частотам в Москве, эти компании теперь могут продвигать услуги на наиболее привлекательном рынке России. Услуги мобильного Интернета предоставляются с поддержкой не только HSDPA/HSPA+, но также и других технологий. Например, компания “Скай Линк” продолжает развивать этот сегмент услуг на базе CDMA. А “Скартел”, с другой стороны, быстро расширяющая клиентскую базу, оказалась самым крупным провайдером мобильного WiMAX во всей Восточной, да и Центральной Европе. Несмотря на то что выгоднее всего внедрять мобильный ШПД на развитых городских рынках, аналитики Frost & Sullivan отмечают, что в среднесрочной перспективе потенциал роста сместится в сельские районы, где общее проникновение ШПД остается пока на низком уровне.