После решения ГКРЧ, разрешающего установку базовых станций сотовой связи на борту пассажирских самолетов, и операторы связи и авиакомпании действовали весьма оперативно. Я оказался неправ, предполагая, что первые проекты подобного рода будут представлены только к концу года: “Аэрофлоту” и “МегаФону” для подписания соглашения о намерениях хватило пару месяцев. “А уже первого июня, — отмечает Виталий Савельев, генеральный директор ОАО “Аэрофлот — российские авиалинии”, — пассажиры первого AirBus смогут оценить связь в полете”.

Связь под облаками

В недалеком будущем сразу при бронировании билета пассажиры будут видеть, оснащен ли самолет, на котором они полетят, доступом в Интернет или нет. Кстати, по словам Виталия Савельева, все новые самолеты, закупаемые “Аэрофлотом” будут приходить в комплектации “Internet-ready”, необходимое оборудование будет устанавливаться на заводе. В принципе, это несложно — поскольку проекты доступа в сотовую сеть с борта самолетов осуществляются в мире уже больше десяти лет, соответствующие “связки” из Wi-Fi хотспотов, оборудования мобильной и спутниковой связи существуют в самых разных вариациях. Хотя в данном проекте поставщиком для проекта “МегаФона” в части оборудования сотовой связи выступит Nokia Siemens Networks.

Правда, проект “МегаФона” оснащения мобильной связью самолетов пока находится в стадии пилотного и предполагает размещение оборудования связи, общим весом 80 кг, на борту всего четырех самолетов, три из которых (AirBus А319, А320 и А321) имеют дальность полета до 5 тыс. км, а значит получить доступ к услугам связи смогут пассажиры внутри России, а один (AirBus A330) — дальнемагистральный борт, способный совершать трансатлантические перелеты. Услуги мобильной связи и передачи данных на воздушных лайнерах будут предоставляться пользователям стандарта GSM в частотном диапазоне 1800 МГц. На стартовом этапе пассажирам будут предложены услуги мобильного доступа в Интернет и сервис SMS. Дополнительно на дальнемагистральных рейсах планируется организовать доступ в Интернет по технологии Wi-Fi.

“Связь со спутником скорее всего обеспечивается с помощью системы Inmarsat Aero, — отмечает Сергей Пехтерев, генеральный директор компании “Сетьтелеком” — это давно отработанное и надежное решение, которое полностью сертифицировано для работы на самолетах: оно не создает никаких помех и спокойно питается от бортовой сети самолета. Кроме того, Россия — член Inmarsat через ФГУП “Морсвязьспутник”, что обеспечивает роуминговые соглашения по всему свету и нормальный сервис при международных полетах — спутники этой системы “видны” в любой точке мира, за исключением полярных областей — (что плохо, так как трафик Северная Америка — Юго-Восточная Азия во многом идет через Северный полюс). Правда, пиковая скорость передачи данных в известном решении InmarsatSwiftBroadband составляет максимум 432 Кбит/с, что дает возможность “нарезать” абонентам скорость в 32, 64 или 128 Кбит/с: этой скорости хватит для электронной почты, IM-сообщений и веб-серфинга. И заявление представителей компании “МегаФон” о том, что на борт будет выдан канал в 1 Мбит/с, выглядит странно, такие скорости присущи только VSAT, а их использование на борту самолетов пока в РФ не легализовано, и вообще при высокой экономичности (низкой цены Мб) к ним много вопросов по стоимости оборудования, роумингу и т. д.”

Перспектива развития

Востребованность “небесной связи”, судя по исследованиям “Аэрофлота”, крайне велика. Судите сами — до 90% пассажиров берут с собой в полет мобильные телефоны, 60—70% — смартфоны, и 70% — ноутбуки. Так что спрос на услугу, если тарифы будут разумными, может быть вполне разумным. Во всяком случае в “МегаФоне” рассчитывают, что к 2014 г. проникновение услуг связи на борту воздушных судов при дальнемагистральных перелетах составит больше 30%, а на ближних рейсах — около 20%.

Пассажирам на борту самолета, оснащенного беспроводным доступом в Сеть, будет доступен целый спектр базовых услуг связи. К примеру, чат (пользуется весьма фрагментарным успехом), электронная почта и веб-серфинг — их будут тарифицировать по трафику (порядка 200 руб. за 1 Мб информации), а также SMS и MMS — по факту отправки самих сообщений (10 руб. за 160 символов, а картинки и мультимедиа-контент — по стоимости трафика). А вот голосовой связи пока не будет — судя по всему, ровно до тех пор, пока в “Аэрофлоте” не придумают как сделать так, чтобы салон самолета не превращался в кухню коммунальной квартиры, где каждый говорит без умолку и о своем. Правда, оборудование для “голоса” все-таки смонтируют и запустят, как только нужная схема разговора будет найдена.

Кстати, “тарифы на указанные услуги не окончательны”, — отмечает Лариса Ткачук, заместитель генерального директора компании “МегаФон” по коммерции. Скорее всего, пассажирам будут предложены пакету услуг, скидки за кратность и специальные тарифные модификаторы. Но это — несколько позже. Хотя, в целом, уровень цен будет соответствовать роумингу в странах Европы, пусть самолет и будет лететь над территорией России. То есть, “никаких торрентов, — заявил Сергей Солдатенков, генеральный директор компании “МегаФон”. — это будет слишком дорого, да и канал доступа все это просто не потянет”. Кстати, VoIP пользователям никто запрещать не собирается — “резать” Skype или любой SIP-сервис бесполезно, просто такой вызов для клиента будет слишком дорогим, да и качество речи, очень вероятно, будет минимальным.

Обеспечивая связь на нескольких самолетах “Аэрофлота”, компания “МегаФон” будет обслуживать не только своих абонентов, но и других клиентов — как МТС и “ВымпелКома”, так и любого оператора мобильной связи, с которым у него есть роуминговые соглашения. Для телефонов, к примеру, при отправке SMS, все будет работать с “бесшовном” режиме. Если же пользователь решит подключиться к Сети через Wi-Fi, то, вероятно, ему будет предложено отправить SMS на короткий номер, чтобы получить пароль с логином, или оплатить доступ с помощью пластиковой карты — но этот вариант еще до конца не отработан. Как и у иностранных авиакомпаний, в соответствии с требованиями российского законодательства, оборудование, обеспечивающее пассажирам свободный доступ к услугам связи, будет включаться только на высотах свыше 3000 метров. Для “интернетизированных” самолетов даже разработано новое табло — знак мобильного телефона будет подверчиваться зеленым в то время, когда доступ к услугам беспроводной сети будет активен.

Каждый из участников проекта вложила в “небесную связь” достаточно значительные финансовые средства — со стороны “МегаФона” оснащение четырех бортов будет стоить 150 млн. руб., прямые затраты на этот проект компании “Аэрофлот” (включая обучение персонала) — 30 млн. руб. Срок окупаемости заявлен в пять лет. При этом никакого эксклюзива у компаний нет — “МегаФон”, после “обкатки” проекта, вполне вероятно, предложит его “Трансаэро” или S7, а “Аэрофлот” готов запустить в свои 118 новых бортов любого оператора связи, который готов инвестировать в “беспроводку под облаками”.