Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что основой модернизации российского здравоохранения и повышения качества медицинских услуг должно стать более широкое внедрение ИТ во врачебную практику. Одним из путей достижения этих целей является использование медицинских информационных систем (МИС), призванных обеспечить медицинских работников информацией, которая необходима им для принятия своевременных и обоснованных решений при лечении пациентов, а также перевести их работу на новый технологический уровень.. Однако в настоящее время, несмотря на наличие на рынке большого количества разнообразных систем, число внедрений сравнительно невелико. Зачастую это объясняется высокой стоимостью ПО и нежеланием врачей осваивать компьютер. Но вместе с тем уже есть медицинские учреждения, успешно использующие МИС в своей ежедневной работе. Таким примером может служить старейшая в Башкортостане Республиканская клиническая больница (РКБ) им. Г. Г. Куватова, основанная еще в 1876 г.

Сегодня в составе РКБ насчитывается 26 специализированных отделений, 1120 коек по трем основным профилям (хирургическому, терапевтическому и акушерско-гинекологическому), поликлиника, где ежегодно ведется консультативный прием более 100 тыс. больных, имеются вспомогательные лечебно-диагностические отделения. Все отделения больницы являются базой для клинических кафедр Башкирского государственного медицинского университета. В РКБ осуществляются 120 видов медицинской деятельности, в том числе в области транспланталогии, сурдологии, психотерапии и др.

Немного истории

В 1990-х гг. в Башкортостане начались работы по созданию сети межрайонных консультационно-диагностических центров (МКДЦ) на основе единой концепции оказания медицинских услуг. Эта концепция предусматривает оснащение медучреждений медицинским оборудованием, подготовку медперсонала, внедрение МИС и обеспечение возможности удаленных консультаций. В результате к концу 1990-х в республике было создано десять таких небольших центров, оснащенных недорогим, но полнофункциональным оборудованием. Центральным элементом данной сети стала РКБ.

На очередном этапе переоснащения больницы стало ясно, что назрела необходимость объединения разрозненных систем, работающих в разных подразделениях, в единую систему. Кроме того, всё более очевидным становилось то, что без автоматизации всех видов деятельности лечебного учреждения, включая не только проведение диагностических и лечебных мероприятий, но и административно-хозяйственную и финансовую деятельность, отдача от работы дорогостоящего современного оборудования будет невысокой. Поэтому была поставлена задача внедрить автоматизированную медицинскую информационную систему, объединяющую все подразделения и службы больницы, способную поддерживать процессы диагностики и лечения пациентов и позволяющую вести автоматизированный учет оказанных медицинских услуг, формирование документов для финансирующих организаций, составление отчетных документов, контроль выполнения финансовых расчетов. Кроме того, МИС должна была обеспечить ведение электронных медицинских карт пациента (ЭМК), являющихся электронным аналогом стандартных форм “Медицинская карта амбулаторного больного” и “Медицинская карта стационарного больного”, а также формирование базы ЭМК.

В связи с этим администрация РКБ выступила в 2002 г. с предложением совместить выполнение крупных строительных работ в больнице с проектами информатизации, которое было поддержано Министерством здравоохранения и Министерством финансов Республики Башкортостан.

Проблема выбора

Исполнителем работ по этому крупному проекту стал холдинг “Группа компаний “Медкор””, предложивший в качестве решения автоматизированную информационную систему “Медистар”, которая включала подсистемы: клиническую, радиологическую, лабораторную, административно-хозяйственного комплекса. Центральным элементом является МИС “Интрамед 2.0”, созданная на базе СУБД InterSystems Caché. Основное предназначение АИС “Медистар” — поддержка процессов диагностики и лечения пациентов в лечебно-профилактическом учреждении.

“При выборе системы мы проанализировали все имеющееся на рынке ПО данного профиля, — рассказал начальник отдела АСУ РКБ Игорь Шустерман. — Несмотря на обилие предложений, количество именно комплексных систем на тот момент не превышало (да и сейчас не превышает) десяти штук. У нас был ряд требований к архитектурным особенностям МИС, к организации разработки и поддержки, а также к ее функциональным возможностям. АИС “Медистар” наиболее полно соответствовала этим требованиям, поскольку охватывает все ключевые процессы многопрофильного лечебного учреждения”.

Особенности информатизации и автоматизации в РКБ

Реализацию столь масштабного проекта команда ГК “Медкор”, которую возглавил Сергей Шаповаленко, ныне директор одной из ИТ- компаний холдинга, провела в тесном сотрудничестве с ИТ-специалистами клиники. Для этого РКБ пришлось существенно (фактически в два раза) расширить штат отдела АСУ и потратить значительные ресурсы на обучение сотрудников. Это принципиальный момент. “Даже при работе с самыми лучшими поставщиками программных и аппаратных решений заказчик должен быть максимально ориентирован на собственных специалистов”, — считает Игорь Шустерман. Особенно это актуально, по его мнению, для заказчиков, разделенных с исполнителем проекта часовыми поясами.

Еще одним важным залогом успеха в подобных проектах в РКБ считают привлечение на ранних стадиях к работе с системой младшего и среднего медицинского персонала. “Если хирург провел восемь часов в операционной, — говорит г-н Шустерман, — его сложно убедить внести без задержек всю необходимую информацию в компьютер. Поэтому средний и младший медицинский персонал, который мы привлекали при необходимости, стал нашей опорой в ходе внедрения МИС и последующей ее эксплуатации”.

Чтобы это стало возможным, потребовалось провести обучение пользователей. Сначала сотрудникам РКБ прививались базовые компьютерные навыки, а на последующих циклах их обучали вопросам медицинской информатики и давали знания по эксплуатации АИС “Медистар”. Для обеспечения должного качества обучения больницей даже были получены лицензии Министерства образования на образовательную деятельность, а все учебные курсы разрабатывались совместно с квалифицированными специалистами и профессорами ведущих высших учебных заведений республики.

С технической точки зрения, по словам Сергея Шаповаленко, в ходе реализации проекта нестандартных ситуаций не возникло. “Само по себе внедрение такой масштабной системы — это сложная задача. Но все разрешимо при полной поддержке главного врача ”, — утверждает он.

Другое дело, что не всё, что было задумано, удалось реализовать по не зависящим от исполнителя и заказчика причинам. Так, по словам Игоря Шустермана, в начале реализации проекта много говорилось о возможном переходе на безбумажные технологии, о получении соответствующих разрешений от контролирующих органов, о лицензировании и аттестации электронного документооборота. Но, к сожалению, юридически данная задача оказалась невыполнимой.

Действующие федеральные нормативные акты помешали и планам, предполагавшим изменение системы финансирования по программе ОМС с постепенным переходом на оплату фактических расходов на лечебно-диагностический процесс.

Существенные проблемы могут возникнуть и при подключении к единой сети и МИС аппаратов, выполняющих функциональные исследования. “Ряд поставщиков намеренно закрывают свои системы от возможностей интеграции по открытым протоколам. Многие медицинские исследовательские приборы конструктивно представляют собой персональный компьютер, однако возможности подключения их к компьютерной сети ограниченны”, — так описал ситуацию Игорь Шустерман.

Основные итоги проекта

Тем не менее, в РКБ считают, что главных целей проекта удалось достичь. По мнению Сергея Шаповаленко, на тот момент данный проект стал крупнейшим в России с точки зрения реализованного функционала. Фактически решение обеспечило все потребности больницы, охватив большую часть персонала: регистраторов приемного покоя, врачей отделений стационара, врачей диагностических служб, постовых и старших медсестер, а также сотрудников финансово-экономических и административно-хозяйственных служб.

Если говорить языком цифр, то сегодня АИС “Медистар” в РКБ пользуются 800 врачей и медсестер. К единой информационной системе подключено свыше 400 рабочих мест и около 100 различных медицинских диагностических аппаратов (томографы, ангиограф, рентгеновское оборудование, ультразвуковые сканеры, видеоэндоскопические стойки, лабораторное оборудование), которые могут сохранять в единой базе данных снимки или текстовые описания исследований пациентов. В дополнение к этому около 40 лабораторных анализаторов настроено на получение заказов из системы и отправку обратно результатов анализов. Врачи получили возможность в режиме реального времени следить за ходом диагностических процедур, общаться при этом с коллегами, занимающимися исследованиями. В случае необходимости выполнения экстренных исследований врачи могут подключаться к оборудованию из дома через Интернет и проводить консультации по телефону.

В целом, как считают в РКБ, внедрение системы “Медистар” позволило снизить такой показатель, как средний койко-день, повысить эффективность использования коечного фонда, увеличить пропускную способность диагностического оборудования, снизить трудозатраты персонала на заполнение учетно-отчетной документации. Кроме того, созданный благодаря данной системе единый механизм управления, контроля, учета и планирования обеспечил повышение эффективности деятельности медучреждения, что в конечном итоге способствовало повышению конкурентоспособности РКБ на рынке медицинских услуг.

Говорит Игорь Шустерман: “Начало двухтысячных — непростое время для нашей больницы: сложное экономическое положение, не всегда хорошие показатели работы подразделений и служб, неудовлетворенность населения республики качеством медицинской помощи. К настоящему времени большинство проблем того периода удалось решить. Например, использование медико-экономических стандартов в программном комплексе в качестве системы управления лечебно-диагностическим процессом позволило организовать систему автоматизированного контроля лечения пациентов и обеспечить полноту и оперативность оказываемых медицинских услуг. Благодаря этому повысилась экономическая эффективность лечения пациентов и улучшилось отношение больных к процессу лечения”.

Планы на будущее

В настоящее время в РКБ начинается строительство большого акушерско-гинекологического корпуса, с введением которого потребуется очередное существенное расширение автоматизированных информационных систем, что станет следующим значительным этапом процесса информатизации и автоматизации больницы. При этом очень важно, как отмечает Сергей Шаповаленко, что решения, выбранные в самом начале данного многолетнего проекта, позволяют не только не заменять работающие сейчас АИС, но и служат основой для новых внедрений.

В целом же, говоря о перспективах развития ИТ, Игорь Шустерман подчеркивает: “Мы заинтересованы в развитии МИС в районах республики и их интеграции с нашими комплексами. Это поможет обеспечить преемственность в деле оказания медицинской помощи населению республики, повысить эффективность работы подразделений больницы, оптимизировать использование дорогостоящего высокотехнологичного оборудования”. Проведение догоспитальной диагностики пациентов в районных лечебных учреждениях, по его словам, позволит РКБ улучшить ключевой показатель работы — предоперационный койко-день, увеличить оборот коек, а кроме того, даст больнице возможность еще эффективнее участвовать в федеральных программах по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.