Как полагает Мартин де Бир, старший вице-президент и руководитель подразделения по разработке перспективных технологий корпорации Cisco, к 2013 г. 90% интернет-трафика и около 50% мобильного составят видеоданные (сейчас в корпоративной сети самой Cisco их около 65%). Сегодня, когда компании стараются реализовать потребность людей в передаче видеоинформации, согласно представленным фирмой Tandberg данным, активно развивается рынок видеоконференцсвязи (см. рисунок), который к 2013 г. вырастет в денежном выражении в четыре раза и разделится на три примерно равных сегмента: персональную видеосвязь, видеоконференцсвязь (ВКС) группового использования и системы телеприсутствия.

По прогнозам Tandberg, спрос на системы телеприсутствия в мире к 2013 г. также вырастет примерно в четыре раза. Неплохо обстоят дела со спросом на решения телеприсутствия и в России. Даже несмотря на то что, как выразился руководитель отдела ВКС компании CompTek Игорь Чиж, “...решение телеприсутствия на голом маркетинге не продашь”, то есть существует высокий ценовой порог вступления на этот рынок (включающий в том числе подготовку высококлассных специалистов). В 2008 г. российский рынок вырос на 130%, а в 2009-м, кризисном, “всего” на 30%. Как сообщил менеджер CompTek по продуктам Tandberg Дмитрий Павлов, групповых систем ВКС в нашей стране продается раз в десять больше, чем персональных и телеприсутствия. Нетрудно сделать вывод, что высокие показатели по объему продаж в сегменте телеприсутствия во многом достигаются благодаря высокой стоимости этих систем (от 100 тыс. долл.). Цены на новые модели оборудования с новыми возможностями остаются на высоком уровне, зато дешевеют устройства, выпущенные ранее.

Как утверждает Игорь Чиж, рынок ВКС, годовой оборот которого в России исчисляется в несколько десятков миллионов долларов, далек от насыщения, его отличает высокая маржинальность, и еще несколько лет партнеры второго уровня в системе дистрибуции CompTek могут рассчитывать на маржу только от продажи “железа” в 25% плюс стоимость работ по развертыванию систем. “Российский рынок телеприсутствия привлекателен для интеграторов, их на нем должно быть больше”, — считает он.

Хотя сегмент телеприсутствия выделен в самостоятельный среди продуктов ВКС, эксперты отмечают условность границы такого разделения. Борис Попов, директор по развитию бизнеса российского представительства компании Tandberg, соглашаясь с тем, что телеприсутствие сегодня активно формируется в автономное направление ВКС — в ее высший сегмент, у которого есть свой особый функционал, свои протоколы, — полагает тем не менее, что главной отличительной характеристикой телеприсутствия является то, что, используя эти системы, человек не должен помнить о технологическом окружении, испытывать технологическую опосредованность, какие-либо затруднения в управлении сеансом общения со своими респондентами. Дмитрий Павлов считает, что в системах телеприсутствия главное — субъективные ощущения пользователя, а стандарты, протоколы, технологии здесь вторичны.

Среди стимулов продвижения телеприсутствия называются экологичность этих решений, экономическая выгода — рост производительности специалистов (прежде всего высокооплачиваемых) и руководителей, экономия средств на командировках, повышение эффективности совместной работы и престижные соображения вроде “у нас это есть!”, которые сложно пересчитать в экономическую выгоду. Руководствуясь этими мотивами, Bank of America объявил о намерении развернуть до конца года в 150 странах, где банк ведет свой бизнес, самую большую в мире сеть телеприсутствия из двухсот систем Cisco TelePresence с возможностью одновременного подключения к сеансу конференции сорока пяти географических точек.

Телеприсутствие внедряется в самые разные сферы человеческой деятельности, и, по словам Бориса Попова, завтра видеосвязь будет встроена в бизнес-процессы так же, как сегодня мобильный телефон. Недавно Cisco объявила о выпуске повышающей интерактивность взаимодействия врача и пациента платформы для удаленного медицинского обслуживания Cisco HealthPresence, в которую входят блоки Cisco TelePresence. Компания Starwood Hotels & Resorts Worldwide открыла в своих отелях переговорные помещения общего доступа с технологией Cisco TelePresence со стоимостью аренды помещения от 299 долл. в час. В сотрудничестве с международным провайдером услуг связи Tata Communications компания Starwood планирует обустроить переговорные помещения с телеприсутствием в десяти гостиницах, расположенных в ключевых центрах национального и международного бизнеса, таких как Даллас, Сан-Франциско, Брюссель, Париж, Гонконг и Франкфурт. Ожидается, что число переговорных помещений общего доступа с телеприсутствием в гостиничном бизнесе будет расти экспоненциально. Так, гостиничная сеть Marriott International предполагает начиная с этого года открыть переговорные помещения Cisco TelePresence в двадцати пяти крупнейших городах мира. В партнерстве с новостной сетью NBC компания Cisco разработала телевизионный вариант решения телеприсутствия, который станет частью технологии передачи новостей в NBC. В результате персоны, приглашаемые в новостные передачи, смогут во время удаленных интервью общаться с ведущими с эффектом физического присутствия в студии, а телезрители получат возможность видеть студию глазами интервьюируемых благодаря специально разработанному ракурсу съемки под названием “guest relationship shot”. Вендоры говорят уже о системах телеприсутствия с эффектом 3D, появление которых в основном упирается в доступность каналов, поскольку они должны быть в 6—8 раз шире существующих ныне.

Достигнув определенных успехов в реализации эффекта присутствия в сеансах видеоконференций и в продвижении своих продуктов, ведущие разработчики систем этой технологии (к примеру, Cisco объявила о более чем 550 внедрениях своей системы TelePresence в компаниях и организациях разных стран), сегодня, тем не менее, в немалой степени озадачены решением проблем технологических. В связи с выходом систем ВКС за пределы корпоративных сетей, с попытками реализовать телеприсутствие как услугу актуализируется проблема интероперабельности решений разных производителей. Компания Tandberg отмечает успехи в реализации стыковки своих решений с системами телеприсутствия Policom и Cisco — это уже работает.

В конце марта Cisco объявила о том, что Европейская комиссия дала ей разрешение на приобретение компании Tandberg при обязательной передаче TelePresence Interoperability Protocol (протокол взаимодействия TelePresence, TIP) и библиотеки программного обеспечения, помогающего внедрять TIP, независимому отраслевому органу. Кроме того, Cisco должна предоставить этому органу все другие права, необходимые для распространения протокола TIP, и разрешить ему бесплатно передавать эти права по лицензии любой заинтересованной стороне. Предполагается, что независимый отраслевой орган будет развивать протокол TIP с участием других представителей отрасли. Кроме того, Cisco должна бесплатно представить информацию о собственных внедрениях этого протокола, чтобы облегчить взаимодействие с многоэкранными системами Cisco TelePresence. Компании LifeSize, Radvision и Tandberg уже подписали соглашения о лицензировании протокола TIP. Считается, что выпуск TIP стал важным шагом к новому открытому стандарту телеприсутствия. Очевидно также, что нужны открытые стандарты более высокого уровня. Как выразился Борис Попов, для телеприсутствия пришла пора стандартного протокола уровня “call setup”.