В прошлом году валовая выручка “Аскона” сократилась на 30% — до 544,2 млн. руб. Компания объясняет это спадом российской промышленности, который привел к сокращению спроса на САПР. Как подчеркнул генеральный директор “Аскона” Максим Богданов, такое падение произошло впервые за десятилетие с лишним (см. диаграмму). Однако благодаря ряду мер фирме удалось сохранить рентабельность. Глядя в будущее, “Аскон” не теряет оптимизма и надеется в этом году возобновить рост и заработать 548 млн. руб.

Такие надежды построены не на пустом месте, а основаны на анализе тенденций развития российской экономики. Как считают в “Асконе”, у нас рынок САПР будет развиваться в строгом соответствии с трансформацией существующей структуры промышленности. По словам директора по стратегическому развитию Евгения Бахина, если раньше в нашей стране был сильный перекос в сторону оборонки, то теперь наблюдается постепенный рост гражданской промышленности, направленной на разработку и выпуск массовой продукции потребительского и производственного назначения. В связи с этим расширяется основа для массовых САПР, которые быстро внедряются и позволяют решать текущие задачи предприятий.

Однако из-за сложной экономической ситуации требования заказчиков меняются. Так, на первый план выходит экономическое обоснование инвестиций в ИТ, рост производительности труда как обязательный результат ИТ-проектов, а также переход отношений от системы “покупатель — поставщик” к кооперационному партнерству. “Клиенты больше не смотрят на инвестиции в САПР как на престижное капиталовложение. Главную роль теперь играет окупаемость, — объяснил Евгений Бахин. — К тому же покупка САПР зачастую рассматривается не как одноразовая сделка, а является основой долговременных отношений с поставщиком, поскольку крупные проекты быстро не делаются”.

Судя по опыту “Аскона”, таких проектов становится все больше. Ведь прошлогодний спад главным образом коснулся коробочных продуктов, не требующих внедрения, а доля комплексных решений вместе с услугами выросла. “Все запущенные в прошлом году проекты были реализованы. И хотя сейчас новых проектов стало меньше, они, тем не менее, запускаются”, — сказал Максим Богданов.

Рассматривая перспективы рынка САПР в России, “Аскон” отмечает, что все зависит от состояния промышленности. Если она будет расти, то же самое будет происходить и на рынке САПР, причем его рост составит примерно 3—4% на каждый процент роста промышленности.

Что касается объема продаж САПР в 2009-м, то исходя из опыта “Аскона” г-н Бахин предположил, что падение составило 30—40%. Если взять за основу данные IDC, которая оценила российский рынок САПР (CAD/CAE/CAM/PDM) в 2008 г. в 116,64 млн. долл., то получится, что в 2009-м его объем сократился до 70—80 млн. долл. Правда, по прогнозу IDC в 2009-м рынок САПР должен был уменьшиться втрое, но в “Асконе” придерживаются другого мнения. “Судя по нашим результатам, столь резкого провала не случилось, — сказал Евгений Бахин. — Кроме того, мы считаем, что в 2009 году рыночные доли ведущей пятерки поставщиков остались на уровне предыдущих лет”.

С точки зрения технологий доминировать будет 3D, хотя 2D-функционал тоже будет востребован, возрастет роль “бесшовной” интеграции средств проектирования и инженерного анализа, а также распределенной коллективной работы над проектом. “Заказчики требуют ускорить проектирование и сократить затраты. Если, не выходя из САПР, конструктор сможет выполнить хотя бы проверочный расчет, чтобы избежать натурных испытаний, это уже большое дело, — пояснил Евгений Бахин. — В связи с улучшением каналов связи упрощается работа распределенных коллективов. Виртуальные КБ будут развиваться”.

Кроме того, для сегмента САПР актуальны общие тенденции ИТ-рынка, такие как мультиплатформенность, веб-ориентированность, облачные вычисления, удобство и простота интерфейса, поддержка сенсорного 3D-экрана, движение в сторону Open Source и Linux.

Важным результатом прошлого года стало увеличение объёма контролируемой государством экономики примерно до 50%. Поэтому возросло влияние госзаказа. Как отметил директор по маркетингу Дмитрий Оснач, в связи с увеличением влияния госзаказа компания переориентировала сбыт на те отрасли, которые получают бюджетное финансирование: “В прошлом году оборонка была нашим основным заказчиком. Раньше эту роль играло обычное машиностроение, однако в 2009-м объем продаж здесь сократился на 35%, а в оборонке на 14% вырос, и благодаря государственным инвестициям в образование поставки ПО в учебные учреждения увеличились на 70%”.

Предполагается, что в этом году высокая доля присутствия государства в экономике сохранится, в основных отраслях “Аскона” — машиностроении, строительной промышленности — начнется незначительный рост, а в нефтегазовой, энергетической, металлургической, атомной индустрии и ОПК будет наблюдаться более существенный подъем. Поэтому компания делает упор именно на этих отраслях.

Так, для работы с предприятиями ОПК компания недавно получила сертификаты ФСТЭК для систем КОМПАС-3D и ЛОЦМАН:PLM. “Этот шаг направлен на привлечение новых клиентов, — объяснил Дмитрий Оснач. — Зарубежным компаниям сложно пройти сертификацию, потому что для этого нужно открывать исходные коды, и к тому же многие из них не имеют права поставлять ПО на предприятия, которые производят технику оборонного значения”.

Для строительной отрасли создан новый продукт КОМПАС-СПДС. Отчасти его выпуск был вызван ростом конкуренции на рынке САПР, объем которого сократился, а число игроков не изменилось. “Мы ожидали роста спроса на клоны AutoCAD’а и в качестве ответной меры выпустили систему начального уровня КОМПАС-СПДС”, — сказал г-н Оснач.

Для удовлетворения спроса на тесное взаимодействие конструкторских и расчетных систем “Аскон” реализует интеграцию КОМПАС-3D с WinMachine компании НТЦ АПМ. “Вскоре выйдет специальная версия WinMachine, которая работает в оболочке КОМПАСа”, — пообещал Максим Богданов.

Что касается остальных продуктов, то компания продолжает их развитие и представила план выпуска очередных версий на этот год.

В стратегическом направлении “Аскон” собирается воспользоваться тем, что она одновременно является и разработчиком, и интегратором (внедрением проектов занимаются ее многочисленные подразделения по всей территории России). “В отличие от обычного вендора мы имеем прямой выход на заказчиков, можем узнавать их потребности и работать над удовлетворением этих запросов”, — сказал Максим Богданов.

В компании надеются, что такая политика принесет плоды, и планируют вернуть оборот на уровень 2008 г. в 2012-м или даже раньше.