Так называемые “толстые” клиенты по-прежнему будут использоваться в обозримом будущем. Но не пора ли организациям начать переходить от повсеместно распространенных и неудобных в эксплуатации настольных компьютеров к виртуальным рабочим местам, которые централизованно хранились бы в ЦОДах? И насколько выгоден такой переход?

Мы видим расцвет технологии, которая позволит дать новую жизнь компьютерам, некогда считавшимся мощными, но слабеньким по нынешним временам. На этих компьютерах будут размещаться виртуальные машины, на которых смогут функционировать самые современные ОС. Мой опыт работы с Leostream Connection Broker показывает, что виртуальные компьютеры можно развертывать на самых разных устройствах, от тонких клиентов до морально устаревших ПК. Так что вопрос о сопряжении физических клиентских устройств оказывается чисто теоретическим.

Раз уж “толстые” клиенты продолжают функционировать, раз они напичканы мириадами лицензионных программных продуктов и поддерживают неплохую работоспособность, то, думаю, идея использования виртуальных рабочих мест сулит определенные выгоды средним и крупным организациям. Во-первых, если пользователи будут выполнять свою повседневную работу на виртуальных системах, которые легко можно вернуть в исходное состояние в конце рабочего дня, то организации смогут существенно сэкономить на операциях, связанных с сопровождением “толстых” клиентов. Во-вторых, следует учесть традиционные выгоды от перехода на инфраструктуру виртуальных компьютеров (VDI). Централизованное управление рабочими местами, конфигурациями и развертыванием приложений избавляет от необходимости постоянно латать прорехи, возникающие в трудно контролируемой среде пользовательских программ. В мире VDI состояние пользовательских систем становится намного менее важным фактором, так что при необходимости можно быстро и без труда заменить одну клиентскую систему на другую. Поскольку многие организации располагают значительными запасами старого оборудования, ликвидировать последствия сбоя клиентской машины можно будет за час-другой, тогда как прежде на это уходил целый день или значительная его часть.

Из моих отчетов о работе с тонкими клиентами в VMware View 4 и Leostream Connection Broker становится ясно, что VDI — работающая технология, причем работающая так, чтобы пользователи оставались удовлетворенными. При правильной конфигурации виртуальные рабочие места оказываются готовыми к использованию почти сразу, как только клиент выразит потребность в них. Время развертывания системы в таких случаях радикально сокращается. Производительность клиентских компьютеров по большей части зависит от того, насколько гладко функционируют локальные приложения. В моей инфраструктуре используются машины с дисками модели 15K, с большим объемом памяти и с мощными процессорами Intel Xeon 5500, так что локальные приложения здесь выполняются гораздо быстрее, чем, скажем, на стареньких машинах Dell, установленных в тестовой лаборатории eWeek.

Сравнение по затратам

Известно, что стоимостное сравнение VDI с традиционными решениями — крайне сложное дело, и я не могу предложить волшебную формулу, которая облегчила бы это сравнение. Скажу одно: нам доступна технология, позволяющая переместить затраты на поддержание клиентских рабочих мест из офиса в ЦОД, и если специалисты, отвечавшие за поддержание компьютеров, могут сохранить свою должность в компании и после такого перемещения, то, уверен, подсчитать выгоду от нововведения будет можно.

При выборе политики в отношении клиентских компьютеров надо помнить и еще об одной технологии — о полном переходе на облачные вычисления. Все более доступными становятся самые разнообразные бизнес-приложения, поддержкой, обслуживанием и защитой которых занимаются какие-нибудь сторонние специалисты в ЦОДах. Соответственно данный вариант решения проблемы клиентских мест также представляется весьма перспективным и выгодным.

Мне совершенно очевидно, что сегодня автоматическая замена устаревающего оборудования на очередную партию “толстых” клиентов — далеко не лучший путь для крупных предприятий. Гораздо целесообразнее становится переводить клиентов на виртуальные компьютеры, связанные с ЦОДом. Это эффективнее и с точки зрения соблюдения регулирующих норм и обеспечения безопасности.

Все больше появляется стимулов и для перевода приложений на платформу облачных вычислений. Конечно, во многих случаях остается немало причин, чтобы по-прежнему сохранять на локальных компьютерах полноценную ОС с обширным набором локальных приложений.

При использовании концепции VDI менеджер виртуального рабочего стола должен уделять особое внимание тому, насколько эффективно переносится наиболее важная часть операций в виртуальную среду. Технологии VDI пока находятся в начальном периоде своего развития, но уже сейчас они существенно помогают тем пользователям, которым приходится работать с несколькими мониторами как с портретной, так и с ландшафтной ориентацией экрана. Совершенствуются технологии VDI для работы с четырьмя мониторами, имеющими различные параметры экранного разрешения. А расширение технических возможностей серверных аппаратных средств приводит к тому, что виртуальные компьютеры будут обслуживаться и очень мощными системами с многоядерными процессорами, большими объемами оперативной и дисковой памяти.

Очень важно, что такие мощные компьютеры, работающие в ЦОДах, можно быстро — в течение дня — перенастроить на решение какой-нибудь другой задачи. При использовании вычислительных мощностей на клиентской стороне сделать это гораздо труднее.