Ассоциация производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП) опубликовала проект стратегии развития радиоэлектронной отрасли, согласно которому к 2025 г. на отечественную радиоэлектронику должно приходиться более 50% потребляемой в России аппаратуры. Разработчики уверены, что документ в ближайшее время получит поддержку участников рынка и будет одобрен в Минпромторге РФ.

АПЭАП была создана в 2007 г. рядом ведущих российских компаний, работающих в радиоэлектронном комплексе (РЭК) страны. Основной задачей ассоциации является содействие увеличению доли отечественных производителей электронной аппаратуры и приборов на внутреннем и мировом рынках. На сегодняшний день АПЭАП объединяет более тридцати негосударственных предприятий — разработчиков и производителей электронных устройств, компонентов и встроенного ПО с суммарным годовым оборотом более 1 млрд. долл.

Стратегия АПЭАП рассматривает электронную отрасль как совокупность предприятий, осуществляющих разработку и производство электронной аппаратуры, модулей и компонентов, а также компаний, обеспечивающих эту деятельность. Стратегия направлена на повышение эффективности государственных и частных инвестиций, на стимулирование инновационной деятельности и внедрение передовых технологий, на интеграцию в мировой рынок и увеличение на нем доли российских производителей.

Отечественный радиоэлектронный комплекс сегодня

По данным АПЭАП, всего за пять лет (с 2003 по 2008 гг.) российский рынок электроники вырос почти в четыре раза, превысив 45 млрд. долл. в 2008-м. Высокие темпы роста были связаны с интенсивным внедрением современных электронных технологий в промышленности, сфере услуг, системе государственной безопасности и ростом потребительских рынков. Однако в конечном итоге развитие рынка электроники, как и экономики страны в целом, опиралось на рост доходов и инвестиций энергетических и топливно-сырьевых компаний.

Вместе с увеличением рынка рос объем производства электроники в России, по темпам роста российская электронная промышленность значительно опережала мировую и примерно соответствовала китайской, но при объемах почти на два порядка меньших. Общий объем производства электроники в России в 2008 г. составил около 9 млрд. долл.; таким образом, российские производители занимают 0,5% мирового рынка.

На внутреннем рыке доля российских производителей электроники составляет около 20%. Наибольший объем приходится на промышленную и автомобильную электронику, электронику для военной и аэрокосмической техники, телекоммуникационное оборудование. По оценке экспертов, производство большинства российских компаний носит мелкосерийный характер, а позиционирование на рынке — нишевое, ориентированное на удовлетворение специфических требований российских потребителей.

Разработка и производство электроники (компонентов, модулей, аппаратуры и встраиваемого ПО) является основным видом деятельности для 2,5 тыс. российских предприятий. Из них более пятисот полностью или частично контролируются государством, около тридцати созданы и контролируется зарубежными компаниями, около двух тысяч являются частными. Общий объем производства частных компаний отрасли сопоставим с объемом производства предприятий, контролируемых государством.

Существенно уступая крупным зарубежным компаниям в масштабе деятельности, российские производители электроники фокусируются на нишевых сегментах рынка, требования которых не могут быть удовлетворены серийно выпускаемой продукцией зарубежных производителей. Необходимость разработки продукции, соответствующей специфическим требованиям российских потребителей, уравнивает в этих сегментах возможности российских и зарубежных производителей электроники: последние теряют преимущества масштаба деятельности.

Лишь 5% российской электроники поставляется на экспорт, что характеризует низкий уровень интеграции российских разработчиков и производителей электроники в мировой рынок. В большинстве экономически развитых стран основной объем электронного производства приходится на экспортируемую продукцию. Как правило, объем такого экспорта соизмерим с объемом импорта электронного оборудования, но импорт имеет широкую номенклатуру, а экспорт — узкую, при больших объемах продаж каждой позиции.

В таблице приведены сравнительные характеристики отечественного и зарубежных РЭК. Параметрами сравнения являются основные экономические показатели электронной отрасли разных стран. Численность населения и объем ВВП приведены в качестве вспомогательных параметров. Для сравнения выбраны страны с высоким уровнем развития электронной промышленности и страны с высоким темпом её развития в последние годы.

Стратегия роста РЭК

Стратегия опирается на базовые преимущества российской электронной отрасли и анализ факторов, сдерживающих ее развитие.

В документе отмечаются базовые преимущества российской электронной отрасли:

  • высокий уровень общего образования населения,
  • наличие научных и инженерных школ по ряду перспективных направлений электроники,
  • достаточно большой внутренний рынок, способный быть опорным для начала развития российских компаний — разработчиков и производителей электроники.

Среди основных проблем, характеризующих российские предприятия электронной отрасли, называются:

  • низкий профессиональный уровень управления предприятиями;
  • низкая производственная культура;
  • технологическое отставание российских предприятий от лидеров мирового рынка;
  • низкий уровень кооперации между предприятиями отрасли и международной кооперации;
  • неразвитая инфраструктура отрасли;
  • высокие административные барьеры;
  • высокая цена и большие сроки поставки оборудования, комплектующих и материалов, необходимых для разработки и производства электроники.

Перечисленные проблемы являются следствием многих факторов, включая искаженное таможенное регулирование, неэффективную налоговую систему и т. д.

Российские производители электроники, говорится в документе, критически отстают от своих зарубежных конкурентов в масштабе деятельности; соответственно отстают инвестиционные возможности предприятий. Малые масштабы деятельности и инвестиционные возможности не позволяют не только поддерживать необходимый темп модернизации, но и пробиться через лоббистов зарубежных компаний на рынки крупных заказчиков, в том числе на рынки российских инфраструктурных компаний.

Значительная часть предприятий отрасли находится вне конкурентной среды, в “искусственных” условиях, создаваемых за счет прямого государственного участия в управлении компаниями. Деятельность в среде с ограниченной конкуренцией приводит к ошибочным представлениям о рынке и о позиционировании компаний относительно конкурентов, приводят к значительным ошибкам в прогнозировании спроса, в планировании проектов.

Таможенное регулирование направлено против российских производителей. Пошлины на компоненты и материалы выше пошлин на конечную продукцию. Таким образом, производство изначально находится в худшем положении по сравнению с импортом. Таможенные процедуры не соответствуют ни задачам регулирования внутреннего рынка, ни фискальным задачам государства. Противоречивые и чрезвычайно усложненные таможенные процедуры, методы идентификации продукции и методы определения таможенной стоимости приводят к увеличению цены и сроков поставок компонентов, материалов и оборудования, необходимого для разработки и производства электроники.

Доступ к кредитно-финансовым средствам для российских производителей электроники ограничен высокой ценой и большими сроками принятия решений о выделении средств. Короткий и постоянно сокращающийся срок жизни электронной продукции требует постоянного обновления производственного оборудования, оснастки и ПО. При появлении новых технологий компании должны оперативно инвестировать своё развитие. Существующие ставки кредитования приводят к увеличению сроков возврата инвестиций, что не позволяет поддерживать необходимый темп обновления технологий. Программы государственного финансирования (Роснанотех, Роснаука, мероприятия ФЦП) предусматривают долгий срок рассмотрения заявок, за время которого ситуация в отрасли может кардинально измениться. Результатом этого является формальность и значительная условность при подаче таких заявок.

Разрешительный принцип регулирования деятельности предприятий приводит к огромной административной нагрузке. Производители вынуждены проходить согласования во множестве инстанций, прежде чем начать производство чего-либо. Контроль экспорта продукции двойного назначения организован таким образом, что практически блокирует экспорт всей высокотехнологичной продукции, вынуждая российские компании переносить производство своей продукции за рубеж.

Налоговая система дестимулирует развитие производства и разработок в России. Инвестиции в создание интеллектуальной собственности облагаются высокими налогами при отсутствии мер налогового стимулирования. Наибольшее влияние на конкурентоспособность предприятий электронной отрасли оказывают налоги на фонд оплаты труда. Учитывая, что в цене высокотехнологичной продукции стоимость интеллектуального труда составляет от 50 до 90%, такая налоговая нагрузка стимулирует перетекание наиболее важного, интеллектуального сегмента отрасли за рубеж, в офшорные регионы.

Все эти тупики государственной политики в области управления РЭК были хорошо известны и раньше, но в концентрированной форме они приведены, пожалуй, впервые. В рамках реализации стратегии предполагается использование новых инструментов промышленной политики, включая совершенствование инфраструктуры для развития предприятий и экономическое стимулирование участников рынка электроники. Рекомендуются прогрессивные меры таможенного регулирования, льготного кредитования, выдвижения преференций на рынках государственного заказа и инфраструктурных проектов и т. д.

Целевые показатели стратегии АПЭАП определены исходя из предположений, что производительность труда и средняя выработка на человека выйдут на уровень стран — лидеров рынка электроники; число занятых в отрасли увеличится почти в два раза за счет повышения её престижности и привлекательности для молодых и квалифицированных специалистов; рост отрасли в основном будет обеспечиваться увеличением масштабов деятельности компаний.

Доля России на мировом рынке электроники в результате реализации стратегии должна составить 5%, что будет соответствовать 5—10-му месту среди стран — крупнейших производителей электроники. В приоритетных для себя направлениях Россия может стать лидером мирового электронного рынка. Доля российских производителей на внутреннем рынке составит 50%. При этом в тех сегментах, которые соответствуют ключевой специализации российских компаний, их доля будет значительно больше — до 90%, а в других сегментах составит менее 50%. Средний годовой рост российского рынка электроники при реализации стратегии достигнет 10%.

Как считает вице-президент по технологиям SPIRIT Telecom, член АПЭАП Владимир Свириденко: “Можно только приветствовать появление такого важного документа, как Стратегия с конкретными предложениями по развитию электронной области в России, в рамках которой мы — как “интеллектуальная” индустрия — можем определить, в каком состоянии находится отрасль, какие шаги нужно предпринять для дальнейшего ее развития и как в этом может помочь государство. Следующим этапом работы с этим документом может стать его более глубокая проработка, конкретизация идей и планов, перевод их в реальную плоскость”.

Будет ли принят в расчет в Минпромторге инициативный проект концепции развития РЭК, или же ставка будет сделана на инерционный сценарий развития, пока неясно. Документ предлагает целый комплекс мер для кардинального увеличения производства отечественной электронной продукции, в том числе снятие основных преград для развития РЭК. Если же проект АПЭАП заинтересует отраслевое ведомство и оно одобрит основные его положения, то следующим этапом может стать его более глубокая проработка, конкретизация идей и планов.

Тогда Минпромторгу РФ стоит дополнительно рассмотреть и контекст взаимодействия “Стратегии” с существующей “Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года” и “Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации”, оценить перспективы международной кооперации, а также разработать конструктивные предложения по решению вопроса интеллектуальной собственности.

“В рамках развития Стратегии можно дополнительно развернуть программу поддержки малых инновационных предприятий отрасли, ведущих исследования и разработку передовых технологий, — продолжает Владимир Свириденко. — Для таких предприятий, фактически стоящих на переднем крае развития мировой электроники, необходима самая широкая государственная поддержка и финансирование. В противном случае мы увидим утечку уже не только “мозгов”, но и самых передовых российских технологий в сторону иностранных корпораций, способных дать широкое финансирование новым идеям”.
Таблица. Электронная промышленность России в сравнении со странами — ведущими мировыми производителями электроники по итогам 2008 г.
Страна Численность населения, млн. чел. Объем ВВП, млрд. долл. Объем производства электронной промыш-ленности, млрд. долл. Объем внутреннего рынка электроники, млрд. долл. Доля национальной продукции на внутреннем рынке электроники,% Объем экспорта электронной промыш-ленности, млрд. долл. Доля национальной продукции на мировом рынке электроники,% Число компаний электронной промыш-ленности Число занятных в электронной промыш-ленности, тыс. чел. Средняя выработка на человека в год, тыс. долл.
Россия 142 2260 9 44 20 0,4 0,05 2500 360 25
США 307 14264 492 509 42 190 20 19150 1224 402
Китай 1334 7916 254 145 48 148 13 13000 2555 99
Япония 128 4354 289 196 54 148 8 7750 746 387
Германия 82 2910 164 130 39 50 3 4000 444 369
Южная Корея 49 1342 145 35 64 109 7 1550 410 355
Тайвань 23 711 98 12 44 44 5 3750 332 297

Источник: АПЭАП