Внимательно слушая доклады и их обсуждения на конференции I-community, я поймал себя на мысли, что социальные сети в отличие от веб-сайтов — это удобная среда обитания, а не просто фабрика по производству контента.

Несмотря на тот факт, что рост российской блогосферы немного замедлился (осенью 2009 г. там было 8,5 млн. блогов, а годом позже “всего” 12 млн., хотя ранее рост шел куда как быстрее), по количеству времени, которое российские пользователи уделяют социальным сетям, наша страна не отстаёт от государств Европы и США. Примерно час-полтора в день проводит средний российский пользователь именно в социальных сетях, виртуально общаясь со своими друзьями, многих из которых он никогда не видел в реальности.

Причем основной тренд развития подобных сервисов — скорость и краткость. Которая далеко не всегда — сестра таланта. Это раньше необходимо было писать большие тексты, поддерживать беседу и внимательно читать сообщества в том же Live Journal или Facebook — теперь достаточно создавать и отправлять короткие заметки в 140 символов и, при серьезном отношении к делу, заполучить в друзья несколько сотен или тысяч пользователей. Ну или, как минимум, 130 друзей — это в среднем для 180 тыс. российских пользователей сервиса Twitter (статистика РоЦИТ). Правда, наши соотечественники составляют всего 0,2% от 75 млн. его пользователей, но есть явная тенденция к росту.

Интересно, что сочетание SMS-языка (лаконичного, предельно информативного и очень сильно завязанного на сокращения и “смайлики”) и сервисов микроблоггинга, куда можно отправлять сообщения через программу-клиент, электронную почту и даже SMS, дало возможность “затащить” в социальные сети тех самых “молчунов”, которым лень писать много и долго. Если в прошлом основным инструментом блоггера был компьютер, то сейчас это смартфон, который позволяет создавать краткие заметки с тегами. Фактически каждый пользователь может создавать новости в чистом виде, причем скорости их распространения могут позавидовать традиционные и электронные СМИ. Да и к тексту можно оперативно загрузить фотографию, видеоролик и разослать не сам файл, а ссылку на него, что куда как быстрее. Только в Рунете сейчас насчитывается больше двадцати микроблоггерских сервисов (самый крупный — у Mail.ru), но повторить успех западного Twitter из российских компаний пока никто не смог.

Подобное состязание выгодно не только пользователям — операторы связи получают от таких пользователей резкое увеличение интернет-трафика вдобавок к голосовому общению и SMS. Яркий пример (правда, не для отечественных провайдеров мобильной телефонии): мобильная аудитория Facebook за 2009 г. выросла более чем вдвое и превысила 25 млн. человек. А по данным comScore, 30,8% владельцев смартфонов в США в январе 2010 г. хотя бы раз посетили сайт одной из социальных сетей. Неплохо. Хотя в России цифры, конечно, скромнее.

При этом соцсети становятся новым полем влияния для операторов связи и сервисных компаний, поиска пользователей и, конечно, продаж. И часто там продаются телекоммуникационные услуги, программное обеспечение и товары категории hi-tech — ориентация идет на технически “продвинутых” пользователей.

Кейсы Panasonic, Yota, “Акадо”, Microsoft и даже стартапа Ivi.ru убеждают в том, что к микроблогам компании уже относятся серьезно. Причем, как показывает Рунетовская практика, методы продвижения только в социальных сетях очень хорошо подходят для небольших и средних компаний. Цены на рекламные бюджеты здесь куда как меньше, чем у наружной рекламы, как и стоимость контакта (здесь соцсети могут потягаться даже с системами контекстной рекламы), а создание “вирусного” видеоролика (один из методов рекламной стратегии, который поощряет потребителей передавать рекламное сообщение друг другу) коммьюнити способны подстегнуть продажи как минимум на треть. Причем “отдачу” от таких действий можно считать различными методами — это и “Яндекс.Пульс”, и “Яндекс.Блоги”, а также Youscan и даже стартап BrandSpotter. Главное, что стоит помнить компаниям, желающим найти потребителей в социальных сетях, — сюда нельзя приходить как в магазин за клиентами. Самые разумные бренды живут и взаимодействуют здесь вместе со своим потребителями.