Выход на рынок новой настольной ОС Microsoft — Windows 7 — стал, безусловно, одним из наиболее значимых ИТ-событий 2009 г. Аналитики довольно единодушно говорили, что это событие даст хороший импульс для развития всей ИТ-отрасли, что было особенно важно в условиях глобального экономического кризиса. Эксперты не сомневались, что новинку ждет рыночный успех. В какой мере оправдались эти ожидания? Об этом в канун Нового года обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов поговорил с директором отдела по продвижению клиентских операционных систем Microsoft в России Павлом Кузьменко.

PC Week: Давайте вернемся на два месяца назад. С какими итогами в области настольных ОС подошла Microsoft в России к моменту выхода Windows 7? Что можно сказать о позициях на рынке Windows Vista спустя два с половиной года после ее появления?

Павел Кузьменко: Ответ надо начать с того, что на российском рынке операционная система Windows была и остается самой популярной. Можно сказать, что эту ОС в той или иной версии, лицензионной или нелицензионной, применяют свыше 90% российских пользователей. Пока большинство наших соотечественников продолжают работать с Windows ХР, но к октябрю 2009-го около 20% уже перешли на Windows Vista. Должен признать, что поначалу мы столкнулись с некоторыми трудностями продвижения Windows Vista, особенно в корпоративном сегменте. Но с выходом Service Pack 1 основная масса первоначальных проблем с совместимостью приложений, драйверов или аппаратной совместимостью была решена, и ряд организаций начали инвестировать в проекты развертывания этой ОС.

PC Week: Как шел процесс предварительного ознакомления с новой операционной системой?

П. К.: В начале 2009 г. стала доступна бета-версия новой ОС Windows 7, которая значительно менее требовательна к ресурсам, в первую очередь аппаратными, чем ее предшественница. При этом она сохраняет преимущества Windows Vista в области безопасности, управляемости. Новый интерфейс Windows 7 и ее расширенные возможности работы с окнами позволили пользователям быстро осваивать ОС, упрощая работу за компьютером. Поэтому буквально сразу же Windows 7 стала пользоваться колоссальной популярностью в нашей стране: на этапе бета-тестирования ее попробовали свыше 220 тыс. россиян. А версию Release Candidate установили уже свыше 250 тыс. человек, количество пользователей RTM-версии превысило 300 тыс.

Мы очень тщательно готовились к выходу Windows 7 в России. Особое внимание было уделено вопросам, связанным с локализацией ОС. Можно сказать, что Windows 7 — это настоящая “народная” операционная система, так как она создавалась не только силами сотрудников Microsoft, но и с помощью обратной связи с конечными пользователями и активными членами сообщества — техническими специалистами и разработчиками. Одновременно Windows 7 — это самая русская ОС среди всего семейства Windows: в ней появились система распознавания рукописного русского текста, русские темы в оформлении рабочего стола, а также ряд возможностей, которые ранее были доступны только пользователям англоязычной версии. Впервые теперь применяются русские название редакций: “Домашняя”, “Профессиональная” и т. п.

Считаю, что мы добились больших успехов и в другом важном вопросе — я имею в виду совместимость приложений и аппаратной части. Ко времени официального выхода Windows 7 в России была обеспечена совместимость свыше 300 приложений западных и российских производителей, из них свыше сотни получили соответствующий официальный сертификат; разработчики ПО и производители оборудования стали обладателями более чем 80 тыс. драйверов для периферийных устройств. Мы продолжаем тестирование, и на сегодняшний день свыше 70 моделей компьютеров российских сборщиков ПК сертифицированы на совместимость с новой ОС. И этот список постоянно расширяется.

При разработке новой ОС были учтены интересы организаций, которые пользуются программными продуктами, написанными достаточно давно и работающими с Windows XP. В первую очередь имеются в виду специализированные приложения делового назначения. В Windows 7 начиная с версии “Профессиональная” и выше пользователи могут работать в режиме совместимости с Windows XP.

PC Week: В последние год-два в России активизировалось направление Open Source, а также активно обсуждается идея создания национальной ОС. Ощущаете ли вы реальную конкуренцию со стороны этих направлений?

П. К.: Могу сказать, что мы приветствуем любую конкуренцию на рынке операционных систем, так как благодаря ей пользователь получает более качественный продукт, который становится результатом соревновательного развития. Яркий пример именно такого развития — Windows 7. Восторженные отзывы об этой ОС дали практически все апологеты открытого кода, в том числе и российские. Если кто-то выбирает продукты с открытым кодом, это его выбор. Со своей стороны, мы продолжаем совершенствовать наши продукты, чтобы предложить российским разработчикам и пользователям более инновационные решения, дополнительные услуги и сервисы, что обеспечивало и будет обеспечивать выбор клиентов в пользу Windows.

PC Week: Среди множества новшеств Windows 7 какие три ключевых вы бы могли выделить, имея в виду корпоративных заказчиков?

П. К.: Для начала я бы отметил развитие системы безопасности, в частности появление функции BitLocker-to-go, которая дополнила технологию BitLocker, обеспечивая шифрование съемных жестких дисков. Стоит также сказать о AppLocker, гибком инструменте для запрета запуска тех или иных приложений.

Во-вторых, очень полезными являются дополнительные сценарии работы вне офиса, что повышает мобильность сотрудников. В качестве примера можно привести технологию DirectAccess, которая реализуется при совместной работе Windows 7 и Windows Server 2008 R2. Это средство позволяет удаленно подключаться к корпоративной сети без необходимости развертывания VPN.

И еще нужно выделить новые возможности сокращения затрат заказчиков. Например, радикальную экономию на передачу информации из головного офиса в филиалы можно получить с помощью технологии BranchCaсhe.

PC Week: Каков ваш прогноз относительно динамики продвижения Win 7 на корпоративном рынке на ближайший год?

П. К.: Мы видим очень хорошие перспективы, так как качество продукта было высоко оценено уже на этапе тестовых версий. Еще до выхода RTM-версии ОС ее тестирование и внедрение начали такие организации, как Октябрьское отделение РЖД, Высший арбитражный суд, Сургутнефтегаз, “Синтерра”, “Европлан”, Московская объединенная энергетическая компания, Префектура САО г. Москвы и т. д. Мы ожидаем, что около 40% российских корпоративных клиентов начнут развертывание Windows 7 в течение ближайшего календарного года.

ОС в широкой продаже появилась только в октябре и сразу завоевала большую популярность в России. Результаты Windows 7 на старте продаж на 234% превышают показатели любой другой нашей операционной системы в прошлом. Честно признаюсь, мы не ожидали столь значительного спроса на новую ОС, в магазинах до сих пор ликвидируем дефицит коробок с Windows 7. По данным независимых источников, например Net Application, доля Windows 7 среди подключенных к Интернету компьютеров уже превысила 5%. Говоря об удовлетворенности пользователей, опять сошлюсь на независимые исследования: 94% пользователей удовлетворены Windows 7.

PC Week: Спасибо за беседу