Широкополосный доступ (ШПД) привлекает все большее внимание и администрации связи страны, и телекоммуникационных операторов, и сервис-провайдеров, и рядовых пользователей. Более того, если верить заявлениям официальных лиц, то сегодня ШПД уже рассматривается как критическая технология развития информационного общества в России. С ней в определенной степени связываются инновационное развитие страны, повышение качества жизни населения, обеспечение национальной безопасности, развитие дистанционного образования и медицины и т. д.

Между тем рынок ШПД в РФ еще далек от насыщения: на конец первого полугодия 2009-го лишь около 23,6% всех домохозяйств в стране имели широкополосный доступ в Интернет (по прогнозу J’Son & Partners, по итогам года данная цифра должна вырасти до 28,1%). Об этом сообщалось на проведенном в декабре в Москве компанией AHConferences форуме Broadband Conference 2009, участники которого обсудили разнообразные аспекты развития ШПД в России.

Как обычно, “разбор полетов” начался с анализа проводных технологий ШПД. По данным Виталия Солонина, ведущего консультанта J’Son & Partners, общий объем российского рынка домашнего проводного ШПД в 2008 г. составил 33,4 млрд. руб., его прогноз на 2009 год — 46,3 млрд. руб., на 2013-й — 82,8 млрд. руб. При этом ежемесячный доход на одного абонента упадет с 320 руб. в 2008 г. до 250 руб. в 2013-м.

Причины этого называют разные — от плодотворного влияния конкуренции на снижение тарифов до появления новых высокоэффективных технологий. Например, Михаил Ланцов, советник генерального директора компании “Акадо-Столица”, рассматривая три наиболее широко используемые ныне технологии кабельного ШПД (ADSL, DOCSIS и MetroEthernet), счел ADSL (Asymmetric Digital Subscriber Line) тупиковой, а DOCSIS (Data Over Cable Service Interface Specification), наоборот, весьма перспективной: смена нынешнего протокола DOCSIS 2.0 на DOCSIS 3.0 позволяет повысить скорость доставки информации с 50 до 400 Мбит/с, что полностью отвечает самым взыскательным требованиям клиентов. К тому же оборудование DOCSIS имеет низкую стоимость владения, чем выгодно отличается от MetroEthernet.

Впрочем, на проводном доступе свет клином не сошелся, и практически все эксперты сегодня делают ставку на беспроводный (главным образом мобильный) ШПД. “Интернету нужна новая сеть доступа, и он ее нашел, — уверяет Евгений Соломатин, директор по развитию компании “Коминфо Консалтинг”. — Интернет “пришел” в мобильный телефон. Бизнес-модели Интернета перетекают на мобильный рынок”. По данным UBS, мобильный ШПД в среднем по Европе занимает 10% рынка ШПД, а в ряде стран, таких как Португалия и Австрия, — до 30%. Одна из причин этого успеха состоит в том, что средняя цена беспроводного ШПД часто ниже фиксированного, что и ускоряет рост сегмента.

Одной из самых перспективных технологий беспроводного ШПД Дмитрий Костров, директор по проектам корпоративного центра МТС, считает WiMAX (Worldwide Interoperability for Microwave Access). К концу 2010 г. корпорация Samsung планирует начать поставки оборудования для сетей WiMAX Release 2, разработка которого начинается сейчас. WiMAX Release 2, он же IEEE 802.16m, обеспечивает в четыре раза более высокую скорость передачи данных, чем нынешний стандарт 802.16е. Впрочем и WiMAX при всех его достоинствах имеет немало уязвимостей и слабых мест, которые надо учитывать при проектировании сетей.

К тому же WiMAX — далеко не единственная и отнюдь не доминирующая беспроводная технология. Более существенное место на рынке занимают технологии мобильной связи третьего поколения (3G) CDMA2000 1X EV-DO Rev.A (Evolution — Data Optimized), UMTS (Universal Mobile Telecommunications System) и Wi-Fi (Wireless Fidelity). По данным Виталия Солонина, коммерческие сети третьего поколения и 3G-сети, технически готовые к коммерческому запуску, по состоянию на конец ноября прошлого года присутствовали у “ВымпелКома” в 86 субъектах РФ, у “МегаФона” -- в 51-м, у “Скай Линка” -- в 32-x и у МТС в 29 регионах России. Уже сейчас 3G-операторы пытаются конкурировать с проводными поставщиками услуг доступа в Интернет.

Вместе с тем, по данным J’Son & Partners, пока подавляющее большинство отечественных абонентов (около 85%) имеют узкополосный доступ со скоростью передачи не более 128 кбит/с. И вопрос, способен ли Wireless Access помочь преодолеть “цифровое неравенство”, не такой уж беспочвенный, других вариантов как-то и не видно.

Что касается Wi-Fi-доступа, то, по утверждению г-на Солонина, бесплатная (имиджевая) модель хот-спотов себя не оправдала, строительство крупных городских Wi-Fi-сетей заморожено, да и региональные Wi-Fi-проекты развиваются слабо. Тем не менее Wi-Fi продолжит “жить” в домах и офисах, где будет служить для организации локальных сетей, а также использоваться для “разгрузки” сетей 3G/4G, в то время как платный Wi-Fi будет сдерживаться развитием 3G/4G, несмотря на продвижение нового стандарта 802.11n.

Было отмечено, что рынок фиксированного WiMAX находится в подвешенном состоянии, но перспективы мобильного WiMAX весьма значительны: по прогнозу J’Son & Partners, его абонентская база в России достигнет к концу 2010 г. почти 1,7 млн. подписчиков. Примерно до 2015 г. эта технология имеет хорошие перспективы роста, но затем ей придется конкурировать с LTE (Long Term Evolution).

Но далеко не все эксперты в восторге от возможностей широкополосного беспроводного доступа (ШБД). Взять хотя бы оптимистичные прогнозы развития рынка WiMAX последних лет. Евгений Пикерсгиль, коммерческий директор компании “Гарс Телеком”, которая обслуживает корпоративных клиентов, говорит, что пока не сбылся ни один из них. “Беспроводные решения будут проигрывать традиционным по скорости, и это останется одним из наиболее критичных факторов при переходе корпоративного сектора на ШБД, — отмечает он. — ШБД не получил развития в корпоративном секторе и продолжает играть роль нишевого решения”.

Каковы факторы, препятствующие переходу российских компаний на широкополосные беспроводные технологии? Опрос коммерческих предприятий, проведенный аналитическим управлением “Гарс Телекома” в 2008 г., показал следующие результаты: 16,1% респондентов считают эту связь ненадежной и ссылаются на обрывы сигнала; 14,6% сетуют на недостаточное покрытие территории страны; 13,1% убеждены, что такой сервис не замещает основной (привычный); 12,1% отмечают неудовлетворительную скорость передачи данных.

На экономический фактор ссылаются 9,8% опрошенных клиентов — их сдерживает высокая стоимость владения; 7,9% смущает отсутствие единого стандарта; 7,2% респондентов мешают законодательные ограничения; 7,1% находят недостаточным предложение оборудования; 6,8% не уверены в безопасности таких решений и ссылаются на риск потери данных и на опасность несанкционированного доступа, и т. д.

По прогнозу “Гарс Телекома”, фиксированная связь непобедима. Корпоративные мобильные решения будут быстрее развиваться в части передачи данных. Наиболее вероятна миграция в сторону IP- и Mobile WiMAX/LTE-технологий, но не ранее, чем в период после 2014—2015 гг. Единственным преимуществом GSM/CDMA-технологий остается покрытие: корпоративные продукты на их основе перейдут в узкий сегмент дешевых голосовых сервисов.

Технология Wi-Fi, по мнению представителя “Гарс Телекома”, ориентирована на розничный рынок. Для ее полноценного использования в корпоративных целях приходится инвестировать в дополнительное оборудование, в результате чего такие решения становятся неэффективными по стоимости владения. “Отсутствие национальной стратегии в отношении беспроводных стандартов и неопределенности в мировой экономике делают прогнозы аналитиков не более чем предсказаниями”, — считает г-н Пикерсгиль.

Еще более консервативную точку зрения можно было услышать от операторов спутникового широкополосного доступа. Ведь все эти игры в 3G/4G хороши для крупных городов и федеральных автотрасс, но мало подходят для российской глубинки. Давайте вспомним, как нелегко порой давался школьный Интернет в регионах: во многих деревеньках местным властям проще было закрыть школу под благовидным предлогом, чем организовать там интернет-доступ.

“Люди из города и люди из “тайги” имеют разную ментальность”, — говорит Сергей Пехтерев, генеральный директор компании “Сетьтелеком”. Он считает, что априорно технологии 3G, WiMAX, LTE в лучшем случае еще подходят для ближайших пригородов, но не очень применимы для сельской местности. С учетом стоимостных факторов операторской деятельности он провел зонирование технологий ШПД в зависимости от расстояния до центра субъекта федерации. По его оценке, на дистанциях до 5—10 км преимущество на стороне FTTx (Fiber-To-The-Home/Building/Curb), на интервале 15—25 км — на стороне WiMAX и 3G, а на более дальних расстояниях— целесообразно применение спутниковых технологий на основе VSAT (Very Small Aperture Terminal).

По результатам проведенной им работы г-н Пехтерев делает вывод, что зона экономически эффективного использования беспроводных радиотехнологий составляет 5—25 км от города. В сельской местности, удаленной от города более чем на 25 км, WiMAX/3G/LTE-технологии в большинстве субъектов Российской Федерации нерентабельны для их операторов.

“Зона далее 25 км вне федеральных трасс останется “вотчиной” VSAT, — считает г-н Пехтерев. — Цифровое неравенство (прежде всего ценовое) пройдет по технологическому разделу WiMAX&3G/VSAT. Станции VSAT для многих регионов — это последний выбор!”

Правда, если посмотреть на карту внедрения VSAT в стране, то окажется, что большинство станций спутниковой связи установлено отнюдь не в Сибири или в Заполярье, а всё в той же Московской области. И работает здесь совсем другая экономика: “богатенькие Буратино” по достоинству оценили все возможности спутниковых коммуникаций и денег для этого не жалеют. А в удаленные сельские регионы станции VSAT, скорее всего, придут лишь тогда, когда ШПД станет частью универсальной услуги связи. Но будет это очень нескоро, поскольку Минкомсвязи к такому повороту событий еще не готово. Так что пока оборудование VSAT по-прежнему будет идти не туда, где нет связи, а туда, где есть люди и фирмы, способные за них платить.