Тема SaaS (Software as a Service, софт как сервис), активно обсуждавшаяся в прошлом году и даже в первой половине года нынешнего (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=118748), минувшей осенью почти исчезла из программ ИТ-мероприятий и публикаций в профессиональной ИТ-прессе. Может быть, на деле она оказалась мыльным пузырем, который не выдержал испытание кризисом? На этот вопрос ищет ответ обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов в беседе с директором по развитию компании Softkey Алексеем Ровдо.

PC Week: Странное дело: о SaaS еще год назад говорили как об одном из антрикризисных лекарств, которые будут востребованы в трудные экономические времена, а на деле вроде бы получается совсем не так, как предсказывалось...

Алексей Ровдо: Тут не всё так просто, как видится на первый взгляд. SaaS действительно позволяет снизить затраты, особенно капитальные, на реализацию проектов. Но проектов новых, а их число во время кризиса резко упало. Однако для компаний уже подходит время заняться развитием своих ИТ-систем, а денег на это по-прежнему немного, и вот сейчас-то SaaS и начнет пользоваться реальным спросом.

Кроме того, не нужно судить о внутренних процессах на ИТ-рынке только по внешней активности компаний. Наверное, именно на начало этого года пришелся тот момент, когда от разговоров рынок перешел к делам. На смену публичным увещеваниям заказчиков пришла практическая работа, которая не столь видна и не так быстро делается, как это поначалу кажется.

И наконец нужно признать, что в деле практической реализации SaaS-проектов возникли реальные трудности, о которых ИТ-поставщики порой и сами не подозревали.

PC Week: Помнится, из преград на пути SaaS назывались две: неготовность — причем больше психологическая — заказчиков к восприятию новых бизнес-моделей и слабая пропускная способность Интернета. Причем все это — проблемы, решение которых почти не зависит от поставщиков SaaS. Они оказались столь серьезными и непреодолимыми?

А. Р.: Это действительно серьезные препятствия, но не единственные и возможно, даже не самые главные. Потребители на самом деле опасаются за сохранность своих конфиденциальных данных. С одной стороны, это можно отнести к категории предрассудков, поскольку клиенты судят о надежности ИТ-системы исходя из своего опыта, который часто приобретается на базе не очень правильной организации ИТ на собственном предприятии. А с другой — заказчик прав, так как вопросы защиты конфиденциальной информации на юридическом уровне проработаны пока не очень хорошо.

Но если говорить об опасениях потребителей к предлагаемым сервисам в плане их низкой надежности и недоступности, то надо признать, что во многом такое мнение является весьма обоснованным. В среднем качество услуг дата-центров в России не очень высоко. Тут можно назвать пренебрежение средствами резервирования и аварийного восстановления, отсутствие надлежащей системы мониторинга и реакции на сбои, низкое качество и недостаточную пропускную способность сетевой инфраструктуры. Плюс банальное отсутствие опыта и средств, необходимых для построения надежных систем массового обслуживания. И кризис не способствовал решению этих проблем, так как для этого необходимы серьезные инвестиции.

Нужен качественно иной, более высокий уровень технической поддержки. Если на вопросы пользователя тиражного продукта можно ответить через два дня, то пользователи SaaS требуют ответа по горячей линии и бывают очень недовольны, когда за свои деньги (которые они платят именно на основе подписки) они не получают оплаченных услуг.

Для поставщика SaaS возникают и чисто внутренние организационные проблемы. Ведь подписная модель резко увеличивает объем финансовых транзакций, которые мельчают, но становятся более частыми. Это увеличивает нагрузки на финансовые службы и заметно повышает объем документооборота.

PC Week: В начале года много говорилось о том, что в условиях нерасторопности западных компаний хорошие шансы для продвижения своих предложений получают российские разработчики. Оправдались ли такие прогнозы?

А. Р.: Не вполне. Дело в том, что использование SaaS резко повышает требование к качеству прикладного ПО. Нужны серьезные инвестиции, необходимо применять иные методы разработки, чем для создания обычных тиражных решений. В этой ситуации российские стартапы, которые первыми бросились осваивать новый сегмент рынка, смогли сделать скорее прототипы решений, которые еще нужно доводить до промышленного уровня.

PC Week: А что же западные поставщики SaaS? Например, та же Salesforce.com, которую трудно заподозрить в отсутствии качества и опыта?

А. Р.: У них есть свои проблемы, которые во многом лежат в юридической области. Дело в том, что их сервисы функционируют по ту сторону государственной границы, а заказчики находятся по эту. Возникают нестыковки в законодательных требованиях, в вопросах оплаты услуг. Не очень понятно, как будет применяться по отношению к SaaS новый закон о персональных данных, к тому же не до конца ясно до сих пор, когда же он будет введен в полной мере и в каком объеме.

PC Week: Идеи SaaS в России, хоть и в своей интерпретации, активно продвигала Microsoft, которая объявила в конце прошлого года о своем “Центре развития S+S” в партнерстве с компанией “Гарант-Парк-Интернет” (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=118748). Но что-то за последний год об их активности в этом направлении не слышно.

А. Р.: Я немного в курсе этого проекта и других работ Microsoft в данном направлении и могу сказать, что реальный прогресс тут есть, но пока он не очень заметен, поскольку год ушел на решение многочисленных технических и организационных вопросов. Ведется большая работа как с партнерами, так и с клиентами, все это требует времени. Думаю, что уже в начале следующего года мы сможем увидеть публичные результаты.

PC Week: Многие эксперты связывают активизацию развития российского ИТ-рынка в сторону SaaS и облачных моделей вычислений с началом продвижения Azure в нашей стране, но пока Microsoft не спешит с реализацией таких планов. Может быть, заказчикам и разработчикам SaaS-решений имеет смысл обратить внимание на предложения других глобальных Cloud-поставщиков, таких как Amazon или Google?

А. Р.: Спектр предложений со стороны крупных ИТ-игроков растет, конкуренция повышается, и это для рынка очень хорошо. Я бы к перспективным поставщикам прибавил еще VMware. Но дело в том, что вряд ли стоит ожидать в видимой перспективе их активности в России. Это хорошо видно на примере Amazon, которая фактически в единственном числе предоставляет сегодня сервисы корпоративного уровня (но не в России). Google со своим App Engine пока никак не выйдет из этапа бета-тестирования, ее предложения в этой сфере не отличаются универсальностью, да и вряд ли компания будет расширять свою маркетинговую деятельность в данном направлении в России.

В этом плане надежды в отношении активности Microsoft являются вполне оправданными. Однако до нашей страны у нее руки скорее всего дойдут только во второй половине следующего года. Сначала им нужно, как обычно, опробовать Azure у себя в США. К тому же в России нужно решать проблемы организационно-юридического плана, о которых мы уже упоминали. Но известно, что уже сейчас ряд российских разработчиков ведёт проекты по созданию прикладных SaaS-решений на базе Azure, а заказчики начинают присматриваться к возможностям этой облачной платформы.

PС Week: Еще полгода назад ваша компания также объявила о реализации некоторых собственных SaaS-инициатив. В данной связи два вопроса: зачем вы за это взялись и в каком состоянии находится проект?

А. Р.: Так ведь мы — интернет-супермаркет! Вполне логично, что в дополнение к поставкам традиционных программных продуктов мы начинаем осваивать и новые модели в форме SaaS. Но главное — у нас есть не только надежный дата-центр, но и опыт его эксплуатации в условиях массового обслуживания клиентов. С момента первых объявлений на этот счет в мае мы провели большую работу. В основном — подготовительного характера. В частности, мы закончили интеграцию системы хост-биллинга с системой обработки заказов, имеющейся у нас на softkey.ru. Сформировали набор сервисов (и прайс-лист) для малого бизнеса на базе платформы Cyscom и подписку на продукты “Лаборатории Касперского”. Кроме того, провели результативные переговоры с рядом провайдеров, чтобы подпиской на сервисы нашей площадки могли воспользоваться любые абоненты, оплачивая эту услугу со своего лицевого счета у данного провайдера.

PC Week: Спасибо за беседу.